В-чём-я? Сказка

Русская народная сказка. Переложение: Серж Пьетро.

    Жил-был старик со старухою; у них был сын - Иван-дурак.
Пришло время - старик со старухой умерли. Иван-дурак и говорит себе так:
"Что мне одному дома жить – ноги по избе волочить,
лучше идти на божий путь бурлачить".
    Вот он и пошёл. Ему навстречу попался поп.
Поп говорит Ивану-дураку: "Ты куда пошёл?"
Иван-дурак отвечает: "Да вот отец и мать у меня умерли,
так я бурлачить шёл."
   "Наймись ко мне в работники."
"Пожалуй, соглашусь я."
     "Тебя как зовут?"
 "Зовут меня: В-чём-я."
    Вот поп нанял работника. После и спрашивает у него:  "Ты грамоте учён?"
"А как же? Научен."
    Говорит поп:  "Ну, пойдём,
обедню со мной служить будешь."
    "Что ж, идём".
    Зашли они в церковь. Поп надевает на себя ризу, а Иван-дурак спрашивает:
"А мне надеть-то чего?"
    "Где-то был куль рогожный, - сказывает поп,  - надень хоть его и больше ничего."
   Иван-дурак принёс куль, спрашивает:
"Куда голову запихать-то? Как же надевать его? "
Поп говорит: "Где-то был нож", –
принёс его, перерезал в куле дыру для головы его:
"Пихай голову – вот сюда".
Иван надел куль и стал служить за дьякона – отныне и вроде никуда отсюда.
    Поп учит его: "Говори: благослови, владыко".
А Иван ему: "А тебя, батько, можно повесить на лыко."
    Поп взял и выгнал его за глупость из церкви.
Иван-дурак побежал к попадье, где и поп жил:
"Давай, попадья, четыреста рублёв, поп деревню купил".
Она и отдала ему четыреста рублей – загашник у неё был.
    А в поповой избе стояла квашня с раствором,
Иван взял да и вылил раствор из-под квашни попу в шляпу назло, чтоб не обижал,
поставил её на стол и закрыл платком, а сам убежал.
     Приходит поп от обедни домой.
Попадья спрашивает: "На какую деревню просил ты четыреста рублёв денег, супруг мой?"
  "Что ты, вздурела? Когда я просил? Ты с кем беседу вела?"
"Да работник приходил за ними, говорит: батько деревню купил; я ему деньги и отдала".
   "Что ж ты наделала, дурья голова?
Ведь он обманул тебя! Зачем веришь без бумаги в слова?"
   Схватил поп шляпу с раствором-то, надел на себя, не чувствуя от злости ничего:
"Побегу, – говорит, – нагоню его."
    Вот и побежал догонять; бежит себе, а мужик навстречу дрова везёт.
Поп спрашивает у него: "Не видал ли, свет, В-чём-я?"
"Да, кажись, в растворе, батюшка.  Видать, строишься – вот ведь везёт!"
  Поп не понял ничего, махнул рукой и побежал дальше и всё глазами беглеца искал -
увидал другого мужика, спросил и этого; он то же самое сказал.
    Поп пустился ещё дальше, увидел третьего мужика –
рубит в лесу дрова, хоть и не зима пока.
   "Дядюшка, – спрашивает его, – скажи, не видал ли ты “В-чём-я”?"
"Да ты, батюшка, весь в растворе. Оглянись на себя."
   Поп осмотрелся, а по нём из шляпы раствор от квашни так и ползёт.
Поп вернулся домой, весь морщится, расплачется вот-вот.
   "Что, поп, морщишься? Али гриб с корешком съел?" – спрашивает попадья.
Поп осерчал, пошёл с горя в кабак, да и пропил свою рясу и идёт, повторяет:
"Почему меня не зовут: Где я? "
   А в народе теперь и говорят:
такая пошла жизнь – с умом трудись,
век живи –  век учись.


Рецензии