Пивная кружка

Посвящается 60-летию Победы

Цивилизация, развитие прогресса ещё не есть абсолютный признак цивилизованного и гуманного общества. Есть множество стран, где при наличии внешней культуры к людям другой веры и национальности относятся как к аборигенам.
Могу признать, что русской нации, наверное, не хватает культуры: мусорит, где не положено, ломает то, что нельзя, матерится и собачится по любому поводу.
При этом русский человек вздыхает и говорит: «А вот там, на Западе..» а что Запад-то? Именно нашему государству, великому и могучему, приходилось спасать и себя, и народы Европы от мировых завоевателей, в том числе с коричневым прогрессом. А то, что в лаптях ходили да усами щи хлебали, так то не вина, а беда наша. Всю жизнь у народа на шее то верёвка, то цепь. Где уж тут до культуры, до цивилизации…
 В этом я убедился, послушав рассказ моего тестя Петра Алексеевича, прошедшего, воевавшего всю Отечественную войну. 60 лет, вроде бы и смертный возраст, да память народа бессмертна. А кто победил? РУССКИЙ Иван из глухих сёл, да братья наши по бывшему Советскому Союзу.
- Я тебе скажу, сынок, - говорил мой тесть после пары стопарей, - на войне было всяко. Я в разведке пулемётчиком был, почти до Берлина дошёл. Правда, хотели меня в писаря взять: почерк у меня красивый был да ошибок мало делал. Заслуга нашей «семилетки», куда я на коне за двадцать вёрст добирался. Но я – ни в какую! Мне бы воевать, а не буквы каракулить. А деревня, где я родился и вырос – самая глухая в районе. При керосинке, а то и при лучине сидели. В общем, цивилизации, как ты говоришь, никакой. Вот и сказалось это потом на войне. Вроде и смешной случай, а мог кончиться печально.
- Так, что случилось, батя, расскажи!
- Люблю я тебя: слушать умеешь. Хоть я и пропустил две рюмочки, но языку это не во вред. Так слушай. Вошли наши войска в Германию. Поначалу безобразить начали: и грабили брошенные квартиры, и насилие было, а чуть что, могли и к стенке фрица поставить. Душа-то горела, за спиной дома – одни пепелища да убитые семьи. Но потом – раз! Конец безобразиям: вышел приказ товарища Сталина – за мародёрство – к расстрелу! А тут – день рождения нашему командиру, капитану Огурцову, подошёл. Было у нас принято по такому случаю подарки дарить, и не только командирам, но и рядовым. Где взять? Побрёл я в затишье по развалинам, может, что отыщу. Надежды было мало, да повезло. Гляжу, у стены большущая эмалированная кружка лежит. А надо сказать, что командир наш был большим любителем пива. Обрадовался, вот, думаю, и подарок. Завернул в плащ-палатку, автомат на плечо и побежал от греха подальше, чтобы приказ товарища Сталина на себе не испытать.
На другой день после боя, ночью, собрались мы на квартире какой-то немецкой фрау. Старуха к нам хорошо относилась, мы с ней продуктами делились. Собрала она нам нехитрый стол. Откуда-то даже канистру пива приволокла. «Вот, - думаю, - кстати!»
Ну, сначала, по фронтовым сто грамм выпили за командира нашего. Потом ещё бутыль появилась… в общем, подвыпили, но не напились.
Начали подарки дарить, кто губную гармошку, кто зажигалку, кто часы. Подошла моя очередь. Развернул я плащ-палатку и капитану Огурцову кружку протягиваю. Радостный такой. А командир наш побледнел и за автомат – хвать!
- Ты что, сукин сын, мне немецкий ср…ик под нос суёшь? Да я тебя счас!
Дузья мои боевые спасли меня от неминуемой гибели: скрутили капитана. А тот всё ругается матом! Спрашиваю я сержанта Приходько, что это капитан взбеленился.
- Так ты немецкий ночной горшок подарил, - смеётся тот.
А мне не до смеху: выходит обидел я нашего дорого командира, ох, как обидел! Подошёл я к нему (он уже поостыл) и говорю:
- Командир, прости Христа ради! Не знал я, что это горшок, думал, что кружка пивная. Мы ж в нашей деревеньке до ветру в лучшем случае в будочку ходили, а то и в кусточки соседние. Прости, командир!
- Цивилизации в тебе нет никакой, - проворчал «остывший» капитан Огурцов. – Пол-Европы прошёл, а так сельским Ванькой и остался. Ладно, прощаю, но если ещё фортель выкинешь…
- Ни-ни, капитан! Теперь я с умными людьми посоветуюсь.
Пётр Алексеевич рассмеялся, а потом призадумался. О чём думал старый солдат, какие картины боевого прошлого проплывали перед его глазами? Я не стал мешать и тихонько ушёл…
А вы говорите – цивилизация. Нынче у развитых стран она связана с кровью и диктатом. Может, у моего тестя Петра Алексеевича и было мало цивилизации, но людей он в топках не сжигал, ракетами города не забрасывал, взрывами народ не губил, в детишек-школьников не стрелял. И за это ему вечная память!


Рецензии