Три вопроса Сальвадору Альенде. Заметка о главах 1

Три вопроса Сальвадору Альенде. Заметка о главах 1-9 книги Иосифа Лаврецкого «Сальвадор Альенде»


Читатель книги Иосифа Лаврецкого «Сальвадор Альенде» понимает логику движения политических убеждений Сальвадора Альенде, многих его предков и родственников. От поддержки независимости - через левые убеждения - к тому, что сам Сальвадор Альенде называл «социализмом».

Сальвадор Альенде рассматривал в качестве одного из шагов на пути (так называемого) социалистического развития - национализацию горнорудной промышленности.

«Экспорт минералов (медь, железо, селитра и сера) дает 83 процента получаемой страной [Чили] валюты, причем 61 процент составляет экспорт меди.» (Здесь и далее – цитаты из книги Иосифа Лаврецкого).

«Природные богатства Чили огромны. Мы научимся использовать их, но в первую очередь следует сделать их нашими. Мы будем бороться за возвращение стране медных, селитряных и железорудных месторождений».

Глеб Кржижановский, волею обстоятельств ставший одним из экономических руководителей СССР и создавший Госплан, сформировал традицию перевода экономической информации на язык цифр.

В СССР природные богатства были объявлены общенародной собственностью. Была осуществлена попытка условно планового и относительно справедливого распределения доходов, получаемых от использования природных богатств. Несмотря на огромность этих богатств, СССР сталкивался в период падения цен на нефть с недостатком финансовых ресурсов.

Первый вопрос к Сальвадору Альенде мог бы быть связан с отсутствием конкретных цифр. Предположим, что все природные богатства Чили национализированы. Хватит ли соответствующих доходов для удовлетворения запросов широких масс населения и для финансирования других необходимых расходов? Ясного ответа на этот вопрос читатель книги не получает. Если нет ответа на этот вопрос, то, следовательно, под сомнением оказывается и целесообразность соответствующих планов.

Сальвадор Альенде часто упоминал экономический опыт СССР для обоснования своей экономической политики.

Вторым крупным источником средств в СССР для финансирования общественных расходов  была (кроме природных богатств) новая, построенная в 30-40-50-е годы, экономика. 

Строилась эта экономика за счет огромных экономических лишений (распространявшихся на все население) и за счет принудительного (на грани рабского) труда рабочих и крестьян.

Население СССР согласилось на лишения и на принудительный многолетний тяжелый труд, находясь под воздействием по меньшей мере двух психологических шоков. Во-первых, сильнейший шок был вызван падением царского режима, ходом и  итогами Первой мировой и Гражданской войн. Второй шок был результатом Великой Отечественной войны.

Второй вопрос к Сальвадору Альенде мог бы быть связан с возможностью быстрого построения в Чили новой экономики. Был ли готов чилийский народ – ради быстрого (по историческим меркам) создания новой экономики – к многолетним лишениям, к многолетнему принудительному труду? Не имея опыта жизни в Чили, читатель может по многим бытовым деталям  из книги Лаврецкого сделать вывод, что в общем и целом жизнь людей в Чили была намного более лёгкой и радостной, чем в СССР. Готов ли был чилийский народ отказаться от сложившегося образа жизни ради далеких, хотя и радужных, перспектив?

Третий вопрос связан с геополитикой. И запасы меди, и само географическое положение Чили имеют геополитическое значение.

Могли ли глобальные игроки закрыть глаза на риски, связанные с угрозой сложившемуся геополитическому равновесию?

Безрассудная игра Никиты Сергеевича Хрушёва на геополитическом поле Западного полушария ставила под угрозу и интересы США, и интересы СССР, и других участников геополитических процессов…

Никита Сергеевич, не умевший мирно договориться со своими согражданами - с рабочими Новочеркасска, направился (с подобными дипломатическими навыками) вершить судьбы мира в Западное полушарие…

Задав три гипотетических вопроса Сальвадору Альенде, продолжим читать книги Иосифа Лаврецкого «Сальвадор Альенде».


15 мая 2020 г. 19:53


Рецензии