Кн 1. Идея. Гл. 21. Не замечая времени

Глава 21. Не замечая времени.

Штольц соскучился по интересному делу. Ну да, конечно, надо было мотаться с техническим инспектором по районам (как будто без него он мало намотался!). Надо было делать покаянный вид и внимать ценнейшим указаниям заезжих высочайших, профессиональнейших спецов, и надо было по прямому указанию технического директора подставлять себя в высоких кабинетах и оправдывать ЕГО бездействие на важнейшем направлении эксплуатации.
И от всего этого – шума много, а дела – пшик!
Как это говорил доверительно Штольцу, набравшийся житейской мудрости, переживший «окаянное время» старый знакомый казах – сослуживец?

– А что нам здесь, Виктор Васильевич, на периферии остаётся? От нас – ничего не зависит. Мы как то дерево, во время и после обильного снегопада, которое нагибается, опускает ветви до самой земли под его тяжестью. Но вот, прошёл снегопад, выглянуло снова солнышко. Стряхнуло с себя дерево снег, распрямило ветви и продолжает дальше жить привычной жизнью. Так и мы, опускаем головы, до земли пряча взгляд от гнева начальства, а потом, стряхиваем с себя всё это как наваждение и просто – продолжаем жить.

Сослуживец этот в семидесятые годы работал монтёром на одной из сельских АТС. Любил ходить не с когтями, а с портфелем и говорил односельчанам, что он не монтёр, а начальник связи. И вот, специалист-практик, – образования специального не получил, а дослужился-таки до главного инженера районного узла телекоммуникаций. Простой бесхитростный человек. Вот так и воспринимает он все эти технические инспекции как фатальное природное явление, которое надо принять как данность и просто – пережить.
А что касается технического директора – Мережко? Так уход в сторону от «драчки» – это его жизненная позиция. И Штольц давно уже не питает по отношению к нему иллюзий. Пять лет назад, во время одной из серьёзных, принципиальных стычек из-за производственной ситуации, с очередным гастролёром-Генералом, прямо спросил Штольц:

– Вы будете меня защищать? – на что получил как выстрел в упор, – нет!
И читалось на лице прямого штольцевского начальника: 
– В этой жизни каждый сам за себя, Виктор Васильевич, каждый – сам за себя…
Штольц пережил тогда очередной глубочайший стресс, лишился должности заместителя технического директора и работает с тех пор начальником Службы. А тогда – выразил своё отношения к Мережко эмоциональным всплеском в форме четверостишия:

Тот, кто обязан мосты развести, просто – предал.
Всех подставлял, чтоб себя спасти – ты позволял.
Но вот и тебя в водоворот – разинул рот!
Прикроешь собой, и его грехи, – и всё пройдёт.

Вот и поездка в Казахтелеком завершившаяся, она – из той же оперы. Ну, и хватит об этом. Закончился отдых. Пора опять за конкретное дело браться!
 
А дело у него во всех отношениях интересное появилось. Оно как лебединая песня из души звучит, парит в глубине сознания. Дело его жизни, весь наработанный за долгие годы опыт, наконец, сконцентрировался сгустком в голове, сложился в единую, последовательную цепочку действий, сопровождающих эксплуатацию линейно-кабельной сети. Все пазлы сцепились воедино и явили ему чёткую целостную картину, с логично вкраплёнными в неё и выделенными ярким, контрастным цветом, особенностями, неизбежно сопровождающими любой эксплуатационный процесс. И всё это программистом – Дорис описывается математическим языком, понятным для восприятия компьютером, концентрируется на ВЭБ-портале и становится доступным для использования в своей работе связистами. И даже если Штольца не будет – опыт его останется людям. Полезный – во всех отношениях.
 
А то ведь как сейчас происходит? Работают себе люди и работают. Эксплуатируют сеть. Повреждения устраняют, ремонт, какой-никакой проводят. И всё, так – урывками. Бессистемно. Работают, как люди, на предприятии, производящем засекреченную продукцию. Каждый слесарь точит свою деталь. А что из этих деталей должно получиться и что получится в итоге, после сборки их в единое целое, и к чему стремиться надо, – совершенно не ведомо.
Ну, ладно, может быть, слесарю это и не надо знать. Но, руководителю этого самого предприятия, главному инженеру, начальнику цеха, наконец, – точно надо!
И если перенести подход этот на сеть, владеет которой областная дирекция телекоммуникаций, если спросить специалистов, поддерживающих её в рабочем состоянии:

– А что нужно делать, чтобы обеспечить полный контроль над ней? В каких объёмах проводить различного рода работы? Как не упускать реальное, ВСЁ её текущее состояние из вида?
Никто, пожалуй, не ответит конкретно и ёмко на все эти вопросы. Содержат сеть и содержат, урывками ремонтируют её и ремонтируют. Заняты делом, которому – конца и края не видно. И не зацикливаются, не ломают голову над высокими материями. Повреждения были, есть и будут и – куда без них! А значит, и работа будет и зарплата, какая-никакая, и не так важно – за что?..

Штольц, тоже, особо не зацикливался. А вот, начал работать над Программой и волей-неволей вынужден теперь искать ответы на эти вопросы. Иначе – незаконченность какая-то получается. Штольцу нужен в Программе завершённый цикл работ из расчёта – на год, с таким алгоритмом, чтобы именно всё линейно-кабельное хозяйство того или иного подразделения, ни одна его составная часть, не осталась без внимания, без оценки её состояния, в том или ином виде. Полностью, стопроцентный контроль должен быть за всеми объектами сети. И он понял, как надо это сделать. И как только раньше до этого не додумался!

Есть утверждённая Казахтелекомом отчётность, отражающая виды регламентных работ на сети и количественные оценки их исполнения, и есть отчётность, учитывающая во всей полноте объём имеющихся линейно-кабельных сооружений. Значит, в качестве конечного результата Программа должна отражать все работы, которые проводятся на сети в каждом отчётном периоде. И не только ремонт текущий, капитальный, другие его разновидности, но также – обходы и контрольные осмотры линий с целью оценки текущего состояния и выявления дефектов на них. И всё это, документально подтверждённое, должно отражаться в Программе. Иными словами не только часть сети, а всё линейно-кабельное хозяйство в целом, все объекты его хотя бы один раз в год должны быть оценены с точки зрения его надёжности. Чтобы не было ситуаций, когда на тот, или иной участок линии годами не ступала нога монтёра, и пытливый взгляд специалиста хотя бы искоса не был на неё брошен. Ведь именно поэтому, и превращается этот участок постепенно, самотёком, в расхристанный вдрызг. И выглядит неопрятно и даже – ужасно, при восприятии для любого глаза!

Мысли, идеи, возникают, анализируются и обрабатываются в голове Штольца, приобретают завершённый вид в виде задумки, и тогда спешит он к Дорис, чтобы поделиться с ней и попросить воплотить очередную технологическую операцию в Программе.
Именно – попросить, и никак иначе! Ведь Дорис не работает в Областной дирекции. Её подразделение напрямую подчиняется Алма-Атинским начальникам, а именно, Дирекции информационных технологий,  (ДИС) которая обеспечивает, в строго очерченных рамках взаимодействия, технологическое сопровождение и внедрение информационных процессов в областных дирекциях. А программы сомнительные разрабатывать по хотелкам её работников? Нет, это совсем не её дело!
Но, всё-таки, заинтересовала её почему-то штольцевская блажь. И не только потому, что муж её в прямом подчинении у Штольца находится.
 
Чувствует Штольц, что ей просто нравится решать зародившиеся в его голове заморочки. Взаимоувязывать их и расширять возможности, в том числе, теперь уже и её детища – Программы. Конечно, согласившись помочь Штольцу в реализации его замыслов, не ожидала Дорис, что работа растянется на долгое и неопределённое время и что не будет этим замыслам начальника Службы конца и края. Да и сам Штольц не ожидал, что Программа, ими совместно рождённая, логично, очень удачно впишется в эксплуатационный процесс, и по ходу практического её применения, сама уже будет требовать дальнейшего усовершенствования и развития. И жалко рождённого дитя, которое по мере взросления сулит полезные для дела перспективы, и как показывает практика, настороженно, но в целом, хорошо воспринимается в РУТ-ах, и уж точно – не отторгается ими в открытую. И даже, кое-кто из низовых специалистов, пользующийся Программой, пока ещё робко, а подсказывает уже по обратной связи:

– А вот этот процесс, может быть как-то так подкорректировать…
Дорис логично и последовательно систематизирует процессы, раскладывает их по полочкам в портфолио – слово то какое! И это очень удобно, чтобы ориентироваться в Программе в целом! 
У Штольца возникла мыслишка внести очередную полезную операцию в Программу и он спускается по лестнице вниз, на четвёртый этаж, стучит предупредительно в дверь комнаты, где в уголке, у окна за маленьким столиком, на котором, пожалуй, только и есть место для компьютера, сидит Дорис, и не выпуская из руки мышки, всматривается в экран. В комнате, прижавшись к стенам, расположены ещё три таких же столика, за которыми, также как и она, колдуют в своих компьютерах её коллеги.
Штольц стоит у двери и всем своим видом показывает, что он не торопится никуда и сколько надо – подождёт, пока Дорис найдёт возможность оторваться от своих дел и будет готова его выслушать, сможет уделить ему хотя бы несколько минут. И Дорис отрывается, наконец, от экрана, поворачивается к нему, просто, буднично и без слов – глядит выжидательно:

– Ну, выкладывайте, с чем пришли на этот раз…
Штольц придвигает к её столу свободный стул, просит открыть Программу, чтобы не разговаривать «на пальцах». Дорис выполняет его просьбу практически моментально. Программа в её компьютере всегда под рукой, и чувствуется, она над ней постоянно работает. Она хорошо представляет работу сети, до того как стала программистом, приобрела соответствующий опыт непосредственно её обслуживая и именно поэтому процессы, заложенные в Программу, приобретают законченный, без заумностей, очень удобный для пользования ими, вид. Что очень важно – ведь использовать эту Программу в работе будут именно сейчас, в настоящем времени, не имеющие за плечами дипломов о специальном высшем и даже – среднетехническом образовании, специалисты. Те, которые реально работают на сети. Такие – какие есть. И параллельно, учит работать их на сети Программа.
 
Дорис демонстрирует ему свеже разработанные новшества:
– Вот, это теперь так выглядит… а здесь я добавила вот такое дополнение к табличке...
Штольц не находит изъянов в её работе и практически всегда одобряет дополнения программистки. Все видом своим показывает, что доволен – очень!
– Действительно, так лучше и внесение в таблицу графы с дополнительной операцией очень к месту. Хорошо получается! В самый раз!
Потом, излагает он суть очередной своей задумки, с которой пришёл. Дорис задаёт уточняющие вопросы и всегда соглашается расширить возможности Программы. Вот только, время для этого потребуется. А сейчас занята она очень. Неотложное задание от своего начальства получила…
Штольц не торопит:
– Конечно же! Конечно… – и не привязывает дополнительную для неё работу к срокам. – Время терпит. Неделю… две…

Всё! – задание программисткой принято. Без жалоб, что перегружена она своей, основной работой, без унизительных с его стороны уговоров. Быстро, лаконично, с обсуждением задумки – по существу.
Он возвращается назад в свой кабинет и с этого момента тикают где-то там, в глубине сознания встроенные часики, томительно отсчитывают время ожидания:
– Когда?.. Когда, когда… увидит он, наконец, в Программе результат работы Дорис?
И, несмотря на всю очевидную загруженность, она всегда находит время для ускоренного вживления задуманного им процесса в функционал Программы. Бывает – на следующий день, бывает – через три дня, а бывает и через неделю… – но не позже!
Звонит Дорис по телефону неожиданно, говорит всегда очень тихим голосом:
– Виктор Васильевич, откройте Программу, посмотрите… Я внесла дополнения, о которых вы просили.

– Дорис! Так быстро?!! Погодите, я сейчас спущусь вниз, – к вам. Сами всё покажете. Обсудим! – и, как правило, всё у неё получается именно так, как и было задумано. Штольцу приятно общаться с Дорис. Высочайшего класса специалист! Попадание – в самое яблочко!
Радость так и прёт из Штольца. Открытая, нескрываемая радость. Ну и молодчина!
Дорис подарила ему эту радость. И ей самой приятно от этого. Искрятся грустной улыбкой глаза. Значит, придёт Штольц с очередным усовершенствованием Программы и она, точно, несмотря на всю свою занятость, не оттолкнёт его и выполнит свою часть, безусловно, с самого начала – общей их работы.

А ещё Штольц встречался с Генералом. Не то, чтобы часто, но изредка – встречался! Генерал запомнил совещание с участием директоров районных узлов, на котором, предоставил Штольцу для презентации Программы неограниченное время, а затем, в продолжение этого направления работы, опять же – по инициативе Штольца, было подписано им несколько приказов, обязывающих технический персонал работу на линейно-кабельной сети отображать в Программе.
 
Время шло и вот уже первые квартальные отчёты были автоматически ею сформированы и практически без коррекций ушли, как и положено, в Казахтелеком.
Технический директор Мережко в свойственном ему стиле относился к Программе равнодушно, полностью доверился профессионализму Штольца, знакомился бегло с новшествами и изменениями, внесёнными в Программу опять же, – по представлению Штольца и молча оставлял (где – положено), электронные подписи, утверждая окончательно сформированные планы и заполненные Программой стандартные формы отчётов.
 
С Генералом было сложнее. Генералу надо было с азов понятными словами растолковывать суть эксплуатационных процессов, которые отражала в себе Программа, регламентировала и сопровождала ход их исполнения всеми структурными подразделениями ОДТ. Генералу нужен был ликбез, и он периодически приглашал Штольца к себе в кабинет и уединившись с ним пытался вникнуть в Программу, терпеливо выслушивал разъяснения Штольца. Странно, но он не задавал вопросов, и оттого складывалось у Штольца двойственное впечатление – или он сходу всё схватывает, или вообще – ничего не понимает, кивает согласно головой, глядит временами недоверчиво и просто из вежливости терпеливо выслушивает Штольца до конца.

А Штольцу очень важно, чтобы он уловил суть Программы, понял ту задачу, которую с её помощью вознамерился решить Штольц. Он решал уже эту задачу в годы перестройки, полный сил, энергии и задора, облачённый всей полнотой власти Директора городской телефонной сети. В режиме ручного управления добился резкого снижения повреждений на линейно-кабельной сети и такого ритма работы, когда возникшие – свежие, устранялись монтёрами до конца рабочего дня. Мало кто верил из связистов, что такое возможно, а он – добился! С НУЛЁМ повреждений на телефонной сети в ночь уходил областной центр – Синегорск. И уже тогда ставил Штольц перед работниками задачу, о которой, спустя много лет, напомнил ему в ходе совместной поездки весной 2007 года Рыков:

– Нужно работать на упреждение! Качеством ремонта, качеством общего содержания сети… вообще не допускать повреждений! На практике требуется воплотить в жизнь постулат: – связь в любых условиях должна быть бесперебойной!
Не довелось тогда… Развалилась страна и всё как-то пошло наперекосяк. И всё-таки, серьёзных провалов в работе городской связи в годы безвременья, пока это было в его власти, Штольц не допустил. На одну из встреч с Генералом он принёс хорошо сохранившуюся толстую тетрадь, в которой собственноручно с 1986 по 1997 год, двенадцать лет подряд, каждый день, фиксировал количество повреждений на сети, лично контролировал динамику их устранения и когда надо, вмешивался в процесс эксплуатации. Несмотря на перегруженность стандартными для первого руководителя обязанностями – лично контролировал ключевой участок работы! Считал достижение качественного уровня эксплуатации сети, когда вообще не будет повреждений – важнейшей задачей.

Не удалось тогда! Страна развалилась, смутные времена наступили, а потом и Синегорскую область как самостоятельную административно-территориальную единицу ликвидировали со всеми вытекающими из этого шага последствиями. Ну а позже, с вхождением Синегорска в состав Акмолинской области, отобрало новое руководство у Штольца властные полномочия и передало непосредственный контроль над сетью города другому начальнику, а сам он практически с нуля призван был воссоздавать Службу электросвязи перемещённой из Астаны в Синегорск Акмолинской областной дирекции.

И вот, сейчас, цель достижения работы средств телекоммуникаций, без повреждений, ставит перед связистами Казахтелеком. Но Генерал, кажется, не верит, что эта цель может быть достигнута в обозримом будущем. И технический директор Мережко – не верит. Как же – без повреждений… Начальник Центра технического обслуживания местных сетей Ерланов Турлыбек Сапарович (так теперь городскую телефонную сеть называют) на всех планёрках кричит в голос, стонет, что таки прут повреждения из-за неухоженности сети, так и прут! И всё увеличить штат монтёров требует! А Штольц листает перед Генералом свою тетрадь двадцатилетней давности, подпирает циферки пальцем:
– Вот, посмотрите Аскар Бауржанович – в этом месяце… и в этом… на 25 тысяч телефонов – пять повреждений в день… два повреждения… ноль повреждений… Телефонов сейчас на сети больше? Так и монтёров, тоже – больше значительно!
 
А Программа мною для того и разрабатывается, чтобы систематизировать эксплуатацию сети, наработать статистику, выявить все неучтённые моменты и слабые места, сбои в цепочке процессов, осознанно наработать способы их устранения. И тогда, если распространить действие Программы на весь Казахтелеком, народ тоже не будет знать – а куда звонить, если, вдруг, перестал работать телефон? Линии связи просто не будут повреждаться!
Качает головой недоверчиво Генерал:
– Ну-ну… – и даёт добро, – продолжайте работать Виктор Васильевич! Продолжайте…
И Штольц – продолжает.
Ликбез нужно проводить и с работниками на местах, которые непосредственно должны пользоваться Программой. По-хорошему – производственная цепочка должна сработать!
Начальник Службы разложил всё по полочкам главным инженерам РУТ, а они, соответственно, должны поработать со своими подчинёнными.

Хотелось бы верить, что так и происходит. Но вера в такой идеальный расклад давно уже у Штольца осталась в прошлом. И он, доверяя только себе и не особо – главным инженерам, лично инструктирует районных специалистов, на которых возложена обязанность, отражать в Программе все работы связанные с обслуживанием и содержанием линейно-кабельной сети и оформлять их в документальном виде именно так, как требует Программа.
Работает со специалистами на местах инженер Службы – Лаура, специально только этой работой и занимается, но и она – учится на ходу, много чего недопонимает, и – слава богу, не стесняется задавать Штольцу иногда, даже – совсем уж нелепые вопросы. Вникает в процессы сама, с интересом, учится и нарабатывает опыт. Упорная и исполнительная женщина…

Ну и Штольц, ежедневно, в режиме реального времени связывается с инженером или техником того, или иного районного узла. Со всеми лично знаком, помнит их имена:
– А ну-ка, Надежда Ивановна, давайте вместе пройдёмся по цепочке исполнения ремонтной операции. Излагайте свои действия. Так… так… А вот это,– для того делается… А вот здесь, нужно поступить таким образом… И не стесняйтесь задавать вопросы! Для того и связываюсь с вами напрямую, чтобы на любые из них ответить и чтобы не оставалось неясностей.
Штольц повторяет одно и тоже для разных партнёров-учеников в… пятый раз… десятый… И не надоедает это ему. И не считает, что это – не его работа. Исполнители на местах должны освоить Программу в совершенстве. Должны сами поверить и убедиться на практике, что пользу несёт она огромную. И осознаёт Штольц, что лучше, чем он, никто убедить их в этом не сможет. Ну, а параллельно, родилась в голове у Штольца ещё одна идея.


Рецензии