Чем бы царёво дитя ни тешилось...

Жил-был мальчик. Звали его Петя. Способный был мальчик, упорный такой в ученьи и до наук самых сложных весьма охоч. Математика, геометрия, черчение да ремёсла всякие у него просто из ума не выходили. Но и шалун был отменный.
 
Как-то раз шнырял он по амбарам своего деда Михаила Алексеевич и обнаружил в одном из них вещь необычайную, но для него, мальчишки, чрезвычайно ценную. А был это старый дедов бот.

Что такое «бот»? Да просто лодка такая, а точнее морская шлюпка. Дело-то в том, что Петин дедушка, Михаил Алексеевич, был не кто иной, как русский царь, который первым попытался создать военную флотилию. Состояла его флотилия из нескольких ботов да единственного корабля, который очень скоро был потоплен.

Увидал старый бот Петя и подумал: «Я не я буду, если он у меня не поплывёт!». И точно: сам законопатил, засмолил, на воду пустил. И поплыл «дедушка русого флота» по узкой извилистой реке Яузе.

Плавал так Петя, плавал, да и спросил себя: «И доколь я буду по речушке этой ходить? Не царское это дело! А не выйти ли мне в море? За ради процветания матушки Руси!»

Было у Пети так заведено: сказано – сделано. Да как тут сделаешь, если кораблей – нет, выходов к морям ближайшим – Чёрному и Балтийкому – нет, а есть только один город-порт Архангельск на белом море, по которому зимой ни одно судно пройти всё равно не может. (Понятное дело, ледоколов к тому времени выдумать ещё не успели).

«А надо мне для начала проведать, где больше воды и у мамки выпросить разрешения, чтобы там суда построить», - придумал для себя Петя. И через некоторое время на берегах Плещеева озера развернулось строительство флотилии.
Бояре над Петей смеются, судачат: «Блажной мальчишка, сам, как простой плотник, то с пилой, то с молотком возится. Чего дурью мается, зачем нам эти корабли?» «Царёв сынок – пускай потешается». Так и назвали Петину флотилию «потешной».

А Петя подрос, возмужал и стал ни кем-нибудь, а царём Петром Первым. Кораблей он к тому времени понастроил немало. И хороши были те корабли, красавцы, всем на загляденье: быстрые юркие, со множеством грозных пушек. Некоторые из них царь Пётр сам придумал, чертежи сам выполнил, да и в строительстве участие принимал.

Тесны стали его флоту озёра да реки. Развернула флотилия белые паруса, ощетинилась пушками – и вперёд! По реке Дон в Азовское, а там и в Чёрное море.
А на пути – турецкий город-крепость Азов. Турки посмеиваются: «Никогда русским нашу крепость не взять: с суши она неприступна, а кораблей у русских нет. Год назад мы царя Петра победили и теперь победим!»

А не тут-то было! Как вышла новорожденная русская флотилия в открытое море, да отрезала турецкую крепость от турецких кораблей, так и поняли турки, что долго сопротивляться не придётся. На том и сдались!

Вот тогда-то триста лет тому назад 30 октября 1696 года сказал Пётр Первый: «Морским судам быть!» С тех пор этот день стал днём рождения нашего российского флота. И это очень здорово, хотя и не совсем справедливо. Потому что нашему флоту уже тысяча лет, не меньше!

Любой ребёнок непреклонного возраста хоть раз в жизни слышал про славянского князя Олега. Того самого, которого змея за ногу укусила, что из черепа его коня выползла. Эту историю ещё поэт Пушкин хорошо описал. Но знаменит Олег не только своей трагической гибелью, но и геройской жизнью.

Храбрый он был воин и – самое главное – смекалистый! О том наидревнейшие наши рукописи гласят, те, что ещё на пергаментах – телячьих шкурах – писаны. «И пошёл Олег на греков, пошёл на конях и кораблях; и было тех кораблей числом две тысячи. И пришёл к Царьграду, греки же город затворили… И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на них корабли. И с попутным ветром подняли они паруса и пошли со стороны поля к городу. Греки же, увидев это, испугались, и сказали через полов Олегу: «Не губи города, дадим тебе дани, какой захочешь»… И повесил щит свой на вратах в знак победы, и пошли от Царьграда». Об этом Пушкин тоже очень хорошо написал:
Победой прославлено имя твоё:
Твой щит на вратах Цареграда;
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе.

Другому славянскому князю, Игорю, показалось, что одной дани мало. Через несколько лет и он «пошёл на греков на ладьях и на конях». Прослышали о том пуганные греки, воскликнули: «Не ходи! Лучше возьми дань, какую брал Олег, прибавивший и ещё к той дани». Вот такой был на Руси военно-морской флот ещё тысячу лет тому назад!

А потом напали на нашу землю иноземные захватчики и все как есть выходы к морям захватили. Захирел русский флот… Но долго ещё хранилась в народе память о его былом величии.

А возродить былую славу Руси как морской державы решили сначала дед, а потом отец Петра Первого. Звали отца – Алексей Михалович. Отчасти ему его замысел удался. Построил Алексей Михайлович большой военный корабль, назвал его «Орёл», а к нему ещё несколько поменьше соорудил. Плавала эта грозная флотилия по Оке да по Волге, охраняла купеческие суда и устрашала врагов, пока не повстречала на своём пути удалого разбойника Стеньку Разина.

«Ага!» - задумался Стенька глубокомысленно. А как вышел из задумчивости, тут же флотилию эту захватил для нужд восставшего под его руководством крестьянства. Некоторое время «Орёл» продолжал бороздить волжские просторы, наводя страх теперь уже на толстосумых купцов. Народ был таким поворотом очень доволен и даже песню о том сочинил свою, народную:
Из-за острова на стрежень
На простор речной волны
Выплывают расписные
Стеньки Разина челны.

И до сих пор все, кто эту песню слышал, думают, что челны и впрямь Стенькины.
А сам царь Петр, с которого мы рассказ начали, ещё много великих дел совершил. Сразился со шведами в Балтийском море, город на Неве построил красоты необыкновенной – Санкт-Петербург, новую столицу Российский империи! И  стал первым русским императором.

А в детстве его дразнили – «потешный флот», да «потешное войско». Вот так: чем бы царёво дитя ни тешилось!..


Рецензии