Страшный сон в зимнюю ночь

Первое, что сделал Петер на ярмарке, - потерял отца, с которым туда приехал. Однако тут же решил, что отец – не маленький, сам найдётся. Зато так он не помешает Петеру увидеть всё, что здесь есть самого интересного. Мальчик достал из кармана леденец на палочке, неторопливо огляделся и начал пробираться сквозь толпу покупателей, торговцев и праздношатающихся туда, где слышался бой барабанов и многоголосый хохот. Раз уж там смеются, значит, самое интересное там и есть, решил он. И был прав. То, что он увидел, заставило его вынуть изо рта леденец, чтобы восторженно присвистнуть.

Это было представление! На деревянном посте кувыркались акробаты. Над жонглёром, машущем руками, вверх-вниз летали горящие факелы, которые Петер никак не мог сосчитать, хотя уже умел считать до пяти. Посреди помоста высилось кресло на высоких ножках. А вокруг кресла ходил нарядный человек и, ослепительно улыбался глазеющим на него зрителям. «Разве нет среди вас настоящих храбрецов! – вопрошал он, - кто ещё хочет избавиться от боли раз и навсегда?»

Люди смеялись и подталкивали друг друга, но выходить никто не торопился. Тут парень, у которого лицо было подвязано платком, резво вскочил на помост и сел в кресло. «Сильно болит?» - спросил его человек с ослепительной улыбкой. Парень кивнул и погладил себя по щеке. «Отлично! – обрадовался белозубый, - Это как раз то, что мне нужно! Открывай рот».

Парень послушно открыл рот. Акробаты остановились, а жонглёр поймал все свои факелы (Петер успел  посчитать: их было всего-то ровно пять, что Петера немного разочаровало). Белозубый наклонился над парнем. Раздалась барабанная дробь. Люди вокруг умолкли. Послышался непонятный треск, парень громко охнул, толпа отпрянула от помоста и снова заговорила и засмеялась.
«А вот и он, больной зуб! – ещё радостней, чем прежде, сказал человек, демонстрируя народу огромные щипцы, - И чтобы таких зубов у вас не было, надо каждый день чистить рот специальным зубным веником, который можно купить здесь и сейчас. Совсем недорого! Подходи! Разбирай!»

Вдруг он уставился прямо на Петера и зловеще произнёс: «А ещё надо есть поменьше сладостей!» У Петера леденец прилип к языку. «Вот этот малыш, скорее всего тоже нуждается в моей помощь, - провозгласил белозубый, показывая на Петера, - Я вижу, он любит леденцы и, наверное, совсем незнаком с зубным веником. Иди-ка сюда, малыш, - поманил он оторопевшего Петера, - я посмотрю твои зубки».

Петер умел бегать очень быстро. Но так быстро он не бегал ещё никогда. Всё что он слышал, это крик вслед: «Куда же ты? Не бойся!» и хохот. Отдышавшись под какой-то телегой, Петер подумал, что будет всё-таки лучше, если его отец поскорее найдётся. И ещё он решил, что если где-то кто-то смеётся, это ещё не значит, что там будет весело и ему, маленькому мальчику, который очень любит сладости.
___

Пришла зима и нахлобучила большие и маленькие белые шапки на всё вокруг. Все мальчишки и девчонки помчались играть в снежки и кататься с ледяных гор. И только Петер остался дома. Он лежал в постели одинокий и несчастный, и одна его щека была больше другой. Петер не мог ни есть, ни пить, не разговаривать. Он только тихо плакал. Его мама сидела рядом и тоже плакала. Отец куда-то ушёл и всё не возвращался.

К ночи у Петера поднялась температура, он в забытьи метался по подушке. За окном началась метель, а отец Петера всё не возвращался. Петеру казалось, что во рту у него большая кузница, где горит огонь, и кузнец огромным молотом подковывает его зубы. А они одновременно и зубы, и белые лошади, которые скачут в его голове, пытаясь вырваться из неё, и больно бьют изнутри  своими подкованными копытами.
Вдруг Петер увидел, что кузнец повернулся к нему и сказал: «А ну-ка, малыш, открой ротик, покажи свои зубки». Только это был уже не кузнец, а тот человек с ярмарки. Он ослепительно улыбался, а в руке у него сверкали огромные щипцы. «А-а-а!» - завопил Петер и очнулся.

«А вот и он, больной зуб,» - сказал ужасный человек и показал что-то на ладони отцу Петера, - «Теперь мальчик будет спать до самого утра и проснётся здоровым». «Спасибо, доктор», - сказал отец Петера. «Прошу к столу», - донёсся из другой комнаты голос матери. Петер закрыл глаза и стал считать белых лошадей, которые выпрыгивали из его головы и таяли, потому что были слеплены из снега. Он досчитал только до девяти и уснул.

Утро было солнечным. Проснувшись, Петер начал было рассказывать маме, какой страшный сон привиделся ему, но мама улыбнулась и сказала, что это был не сон. Петер пощупал языком  во рту и убедился, что вместо больного зуба появилась пустота. А ещё мама вручила Петеру подарок доктора – «зубной веник». Такую маленькую щёточку из свиной щетины, чтобы чистить зубы утром и вечером. Доктор показал родителям Петера, как это надо делать и продемонстрировал свою безупречно белую улыбку. И ещё строго настрого запретил им баловать Петера леденцами и другими сладостями.

На всякий случай Петер спросил, где сейчас этот страшный человек со щипцами. И мама ответила, что он совсем не страшный, и что ночью, несмотря на метель, он ушёл в соседнюю деревню, потому что у дочки мельника тоже разболелся зуб и опухла щека. А дочка мельника так боялась остаться некрасивой!

Всё это произошло в стране Германия, в самом начале 18-го  века, всего лишь двести лет тому назад. Когда Петер вырос, он стал зубным врачом. Но ему уже не приходилось нанимать  музыкантов и циркачей, чтобы привлечь к себе внимание людей. Он принимал пациентов не на ярмарке, а в собственном доме. Потому что многие к тому времени поняли, что зубы надо лечить вовремя, а не тогда, когда они начинают болеть, и приходили к доктору сами.
 
А доктор Петер просил всех есть поменьше сладостей, полоскать рот после еды и обязательно чистить зубы дважды в день зубным веником. Впрочем, это приспособление к тому времени стали называть зубной щеткой. Так она и называется по сей день.

А ещё доктор Петер объяснял взрослым, что они должны приучать своих детей ухаживать за зубками с самого младенчества. И каждому ребёнку, который приходил к нему на приём, доктор дарил зубную щётку. Никто не боялся Петера, потому что каждому, кто к нему приходил, он улыбался неизменной ослепительно белой улыбкой.


Рецензии