Из шкуры в джинсы

Представляешь ли ты себе, что можешь обойтись вообще без одежды? Причём не только в ванной или в бане. При чём и летом, и зимой… Не представляешь?

Конечно, мы так привыкли к маечкам и трусикам, рубашкам и платьицам, к брюкам и юбочкам. Мы научились пользоваться предметами одежды раньше, чем начали выговаривать их названия. А теперь давай представим себе, что вместо всего этого мягкого и нежного, яркого и удобного одёжного разнообразия человеку останутся звериные шкуры. А ведь так оно и было, пока…

Произошло это «пока» в самые что ни на есть первобытные времена. Однажды, когда мужчины ушли на охоту, а женщины отправились собирать плоды и ягоды, оставшийся в пещере в полном одиночестве старый мудрый Жрец стал думать, чтобы такого сделать хорошего и полезного для всех. В этот день он ничего не придумал и продолжил тоже занятие на следующий день. И на следующий день тоже. И так продолжалось довольно долго. Жрец думал зимой, дрожа от холода, думал весной, страдая от сырости, думал летом, потея от жары. Но так ничего и не смог придумать, потому что холод, сырость и жара мешали ему сосредоточиться.

«Это всё потому, что зимой и летом я хожу в одной и той же шкуре, - догадался наконец мудрый Жрец, - Значит, мне нужно сделать для себя что-то другое, в чём зимой будет тепло, летом - прохладно, а весной и осенью – сухо. И чтобы это «что-то» сохло быстро, а не от одного полнолуния до другого, как моя шкура. И тогда, когда мне ничто не будет мешать, я обязательно придумаю что-нибудь хорошее и полезное для всех!»

Решив во что бы то ни стало избавиться от неприятных ощущений, мешающих ему думать, он направил свои мысли по новому руслу. «Вот наши козы и овцы. Они что-то не очень страдают от жары или хода. У них мягкая густая шерсть. Она наверняка не натрёт под мышками, как моя медвежья шкура…»

Рассуждая так сам с собой, Жрец вышел из пещеры и направился к стаду, пасущемуся неподалёку. «Если я сниму с неё шкуру, - продолжал он свои рассуждения, запуская руку в руно пойманной им овцы, - у меня будет на одну овцу меньше, а мне в её шкуре будет также неудобно, как и в медвежьей… Значит, я должен сделать для себя свою собственную «шкуру»… Но как?..»

Голова его разболелась от напряжённых мыслей. «Где, где я возьму столько шерсти? Ведь на мне она не растёт!» - в отчаянии спросил он у мирно жевавшей траву овцы. И вдруг он вспомнил! Вспомнил, как маленьким мальчиком собирал клочки шерсти линяющих овец и скатывал их в ладошках. Получалась длинная, тонкая, мягкая и пушистая шерстяная колбаска. А что, если сделать много таких колбасок и переплести их между собой? Получится мягкая тёплая шкура, как у овцы. Её можно будет сделать большой или маленькой, толстой или тонкой. В неё можно будет завернуть даже младенца, такой она будет нежной на ощупь…

Жрец издал ликующий вопль и расцеловал насмерть перепуганную овцу. «Я пойду к своему племени, - сказал он ей, - и всё расскажу!»
Мужчины выслушали Жреца недоверчиво, но женщинам показалось заманчивым иметь более мягкую, удобную и тёплую одежду. И, может быть, даже более нарядную. Они набрали овечьей шерсти и под руководством Жреца сплели первый кусочек ткани…

Много тысяч лет прошло с тех пор. Люди научились прясть нити не только из шерсти животных, но и из хлопка, льна и других растительных волокон. Они даже научились делать искусственные нити. Или использовать в качестве них паутину из кокона бабочки шелкопряда. Или даже сложенные в несколько раз паутинки обычного паука-крестовика. Одному королю даже сшили перчатки из такой паутинной ткани. И они были достаточно прочными и удобными, но очень-очень дорогими. Даже для короля.

Чтобы быстро делать прочную и ровную ткань, люди придумали специальное приспособление – ткацкий станок. Сначала станок был самым примитивным: деревянная рама, за верхнюю перекладину которой привязывали толстые нити основы со специальными каменными грузиками на концах, чтобы нити не колыхались от ветра. А между этими нитями основы водили чуть более тонкие чуть тонкие. С течением времени ткацкий станок был усовершенствован, что позволило людям иметь тысячи тканей – шёлк, парчу, муслин, бархат, драп, крепдешин…

А какие наряды придумывал человек! Греки облачились в лёгкие туники из тонкой ткани. Римляне  - в торжественные тоги: широкие полотнища до пяти метров длиной, которые без посторонней помощи и надеть-то было невозможно. Индусские женщины до сих пор заматываются в сари, длина которых не менее восьми метров.

В Европе знатные дамы  оно время выходили в свет в туалетах весом до двадцати килограммов: их платья были сотканы из ткани расшитой серебром и золотом и украшены драгоценностями. Наши современники носят и строгие деловые костюмы, и легкомысленные платья с рюшечками и оборочками, и изобретённые американцами любимые всеми джинсы. Всего не перечислишь. Но, наверно, человек до сих пор носил бы звериные шкуры, если бы когда-то в незапамятные времена один сообразительный Жрец не вспомнил бы, как в детстве скатывал в ладошках клочки овечьей шерсти.


Рецензии