Безумная идея рыцаря Мартина
- А скажи-ка братец, - то и дело обращался Мартин к местным жителям, - где тут у вас можно купить карту географическую? Да такую, чтобы наидостовернейшим образом отражала новейшие сведения о строении земной поверхности и расположении океанических вод.
Местные жители отвечали ему охотно, но непонятно, ибо они были потругальцами, а Мартин – немцем. Но в конце концов Мартин выведал, что самые лучшие карты в Лиссабоне вычерчивает бывший моряк родом из Италии по имени Христофор.
- А может быть, не только в Лиссабоне, но и во всей Португалии, а то и во всей Европе не найти больше таких замечательных карт! – прихвастнул земляком один из лиссабонцев. И оглянувшись по сторонам, добавил шёпотом:
- Только будьте бдительны! Он продал душу дьяволу. Порой он говорит такие богопротивные вещи, которые никто из нас не станет повторять даже мысленно, чтобы не навлечь на себя гнев господа нашего Иисуса Христа. Однажды встретившись с ним, я даже заткнул уши на всякий случай.
-Да не убоится храбрый отпрыск древнего рода какого-то городского сумасшедшего! - твёрдо решил Мартин, - Если что, изрублю его мечом на мелкие кусочки или тоже уши заткну.
Стемнело. Ни одной живой души не было поблизости, когда из дома картографа выбежал Мартин. Да так быстро, словно за ним гнался сам Дьявол. В те времена на улицу вечерами без надобности не выходили даже отчаянные смельчаки. Поэтому лиссабонцы не видели, как шёл он тёмными гулкими улочками, широко шагая и бурно жестикулируя. Никто из них не слышал, как горячо говорил он сам с собой. Иначе они решили бы, что в Лиссабоне стало одним сумасшедшим больше.
«Быть этого не может! Бред! Происки нечистого! Если бы мир был так устроен, то все дома, люди, лошади, повозки, всё, что есть на земной поверхности, скользило бы по ней вниз! А вода? Разве не утекла бы она на нижнюю часть земли?» Он остановился, звонко хлопнул ладонью по лбу и расхохотался так громко, что переполошил отходящих ко сну португальцев во всей округе. «Ха-ха! Конечно, вся вода утекла бы вниз, и залила тех, кто, по мнению Христофора, живёт с обратной стороны Земли».
Мартин вспомнил, что эти странные существа называются «антиподами», и зашагал дальше. «Но как же они могут жить с другой стороны, эти антиподы? Всю жизнь висят вниз головой? Прочь, прочь безбожные идеи! Всем известно, что Бог отворил Землю плоской, а не круглой, что она покоится на трёх слонах, которые стоят на китах, которые…»
Мартин снова остановился и вскричал громче прежнего:
- О, мой бог! Этот итальянец совсем свёл меня с ума. Я отдал ему деньги, но забыл взять карту!
На следующий день Мартин вышел из дома картографа с картой в руках и печалью в глазах. «Как жаль, что Христофор безумен. Такой умный начитанный человек! Прекрасный собеседник! То, что он говорит, так интересно, а то, о чём мечтает, так заманчиво. Достичь восточных берегов Индии, отправившись на запад, завладеть всеми её богатствами и прославиться на весь мир. Невозможно! Невозможно отправившись на Запад, вернуться в туже точку пространства с Востока. Дойдя до края земли, туда, где земля смыкается с небом, корабль упрётся в небесную твердь. И он ещё надеется убедить в своей правоте короля! Бедный Христофор! Я готов отдать половину своих родовых владений, если хоть кто-нибудь примет его предложение всерьёз. Даже посулы сказочных богатств не могут ввести в заблуждение здравомыслящего человека. Я благоразумен, значит, я должен отказаться от безумной идеи!»
Мартин Бехайм покинул Лиссабон и никогда больше не встречался с бывшим мореплавателем, от которого впервые услышал, что Земля имеет форму шара. Десять лет он путешествовал по всему известному в те времена миру: обогнул Европу, посетил западную Африку, жил на Азорских островах. Но ни разу его корабль не достиг края Земли. Озирая недостижимые морские горизонты, Мартин вспоминал Христофора и думал, о том, почему до сих пор ни один из мореплавателей не столкнулся с небесной твердью?
После десятилетия путешествий Мартин вернулся в родной Нюренберг. Но и там ему не удалось избавиться от безумной идеи: он начал читать. Аристотеля и Птолемея, Сенеку и Плиния, - труды тех древних авторов, о которых рассказал ему когда-то Христофор. И однажды Мартина осенило: он взял пергамент, раскроил его замысловато и начертил не нём самую современную для своей эпохи карту. Украсил её согласно моде изображениями королей, сидящих на троне, флагами разных государств и мудрыми изречениями. Потом натянул свою выкройку на металлическую основу в виде шара и сшил в нужных местах. Так был создан первый глобус. И произошло это в 1492 году. Глобус этот уцелел и по сей день храниться потомками Мартина Бехайма.
В августе того же года из Испании на запад отплыли три каравеллы, чтобы морским путём достичь страны «драгоценностей и пряностей» - Индии. Командовал экспедицией адмирал и вице-губернатор всех земель, которые ещё предстояло открыть, Христофор Колумб. Тот самый мореход, который некогда прозябал в Лиссабоне, зарабатывая на жизнь вычерчиванием карт.
Известно наверняка, что Мартин Бехайм слышал о триумфальном путешествии Колумба, но так никогда и не узнал, что впервые обогнуть земной шар удалось вовсе не ему. Но никто не знает, помнил ли Колумб о давнем визите Бехайма, и было ли известно Колумбу, что этот отпрыск древнего рыцарского рода из Нюрнберга, мореплаватель и географ сделал первую модель Земли, даже не будучи ещё уверенным в том, что она на самом деле имеет форму шара.
Свидетельство о публикации №220051502233