Часть первая. Александр Невский

Действующие лица:
Хан Берке.
Александр Невский,
Плясуньи.

БЕРКЕ. Что-то ты нынче слишком весел, князь?
НЕВСКИЙ. Отчего ж мне не веселиться? Доволен я вчерашнею охотой. Богаты леса и степи твои безмерно.
БЕРКЕ. Не первый раз охотились мы с тобой, да только я тебя таким радостным никогда не видел.
НЕВСКИЙ. Твоё гостеприимство радует сердце моё. Не знаю даже, удастся ли мне перещеголять тебя, когда приедешь ты ко мне в Новгород. Только, боюсь, не скоро это случится. Я в гостях у тебя уж больше года.
БЕРКЕ. Странно мне слышать такие слова. Неужто, не скучаешь ты больше по родным местам, по жене своей?
НЕВСКИЙ. По жене, голубушке, да, стосковался, но никогда виду не подам. Не княжеское это дело, по бабе кукситься. Да и княжич, старший сын мой со мной, очи радует.
БЕРКЕ. (апарт) Ах, княжич очи радует.  Хитришь ты, великий князь. Что таишь на сердце, сказывай.
НЕВСКИЙ. Было мне, великий хан, в ночи видение. Такое яркое, будто взаправду всё явлено. Такое грозное, что до сих пор в себя прийти не могу. Такое прекрасное, что не пожалел бы живота своего, только чтоб видение это явью стало.
БЕРКЕ. Расскажи, князь, поделись со мной, верным другом твоим.
НЕВСКИЙ. Видел я, будто стоит на том берегу Волги-Итиля великий град белоснежный. Во всю длину реки до излуки и дальше раскинулся, так далеко, что взглядом не охватить. Вырезали тот град разбойники, и сгорал он дотла не единый раз, и обходили его пути торговые – а град всё одно выживал. Осаждали его врагов полчища, посылали на него машины страшныя, клевали его птицы огненныя, да так, что Волга-Итиль горела вся от берега до берега, -- а град тот выживал вопреки всему. И живут в том граде всё люди русские. Хорошо живут, жизни радуются. Потому что град тот есть перекрёсток миров, встреча юга и севера, востока и запада, сиречь – пуп земли.
БЕРКЕ. Э-э-э, князь! Видно, слишком долго мы с тобой вчера пировали над охотничьим трофеям. На трезвую голову разве такое увидится? Чтоб Итиль горел от берега до берега трудно поверить, но можно. Колдовские чары и воду зажгут. А вот чтоб встал здесь град великий, и жили люди русские – тому не бывать. Эти земли – исконные владения Золотой Орды! Мои земли!
НЕВСКИЙ. А если я скажу тебе, великий хан, что здесь всё равно град будет заложён, что тогда?
БЕРКЕ. Войной на меня идти хочешь, князь? Силой грозишь? Не забывайся! Я сильнее тебя во сто крат.
НЕВСКИЙ. Нет, великий хан. Дружба моя и твоя да пребудет нерушима.
БЕРКЕ. То-то, князь!
НЕВСКИЙ. Но что нам, друзьям, помешает договориться полюбовно? У тебя есть город на Переволоке близ Великого шёлкового пути, а у меня нет.
БЕРКЕ. А зачем он тебе?
НЕВСКИЙ. Торговлю вести. С тобой, с Персией, Индией.
БЕРКЕ. Ой, не нравится мне этот разговор. Не навлекай, князь, мой гнев ни на свою голову, ни на своё княжество! Не бывать здесь граду русскому никогда до скончания веков!
НЕВСКИЙ. (апарт) Силён хан Берке, как медведь, и расчётлив, как рысь. Но не всегда быть Руси у Золотой Орды в повиновении. Соберётся с силами русская земля, придут другие князья, не с миром, а с мечом. (хану) Что хочешь за город новый? Золота, серебра, соболей?
БЕРКЕ. Дай подумать, великий князь. Что захочу, могу взять?
НЕВСКИЙ. Что захочешь, хан.
БЕРКЕ. По рукам. Отпущу я тебя князь на землю русскую и строительству города на Переволоке не стану препятствовать. Но с одним условием.
НЕВСКИЙ. Слушаю.
БЕРКЕ. Не нужны мне твои богатства, мне и своего добра хватает. Хочу, чтоб сын старший Василий остался со мной до скончания дней своих.
НЕВСКИЙ. Нет, великий хан, такой уговор мне не по нраву. Княжича не тронь!
БЕРКЕ. Не смеши меня, князь. Что захочу, я и сам возьму, без твоего соизволения. А будешь упорствовать, пошлю на Новгород войска свои несметные конные и пешие и разорю твои земли окончательно. Так что не гневи меня, князь. Замыслил ставить город великий на Переволоке от Итиля к Танаису, решайся, отдавай, что к сердцу ближе.
НЕВСКИЙ. Тяжела ты, доля княжеская. Как сделать выбор между делом государственным и любовью отцовскою? Что скажу я  княгине, жене своей? Сердце рвётся на части, голова гудит. Зачем увлёкся призрачною химерою, зачем решил, что грёза важнее яви?
БЕРКЕ. Что колеблешься, князь? Я жду твоего решения немедленно.
НЕВСКИЙ. По рукам, великий хан. Оставляю тебе старшего сына своего, любимого.
БЕРКЕ. Вот это дело, князь!
НЕВСКИЙ. А вернусь, чур, планам моим не препятствовать.
БЕРКЕ. Уговор есть уговор, князь.
НЕВСКИЙ. Хитёр Берке, как лиса, и коварен, как змея. Никак обманет?
БЕРКЕ. Вижу, сомневаешься в моём слове? Не сомневайся, верь.
НЕВСКИЙ. Верю. Только помни, самым дорогим жертвую, единокровным сыном своим. А потому есть и у меня к тебе условие: сам я в путь тронусь завтра же. Загостился я на твоей земле.
БЕРКЕ. (прислужнику) Загостился князь на моей земле. Ты знаешь, что делать.   (князю) Быть по-твоему, князь, поезжай завтра же. Вот и надёжная охрана тебе в пути по землям Золотой Орды. А на прощанье давай, друг мой, повеселимся пуще прежнего. (подаёт князю чашу, в которую прислужник всыпал яд)
НЕВСКИЙ. Отчего ж не веселиться? Плясуний ты мне предлагал? Зови плясуний!


Рецензии