Пресса и власть

В сегодняшнем мире политика как никогда прежде слилась технологиями mass media. Особый статус средств массовой информации в сегодняшнем обществе зафиксирован в расхожем выражении «четвертая власть». На самом деле, ситуация складывается несколько по-другому: налицо не возникновение нового властного института, а трансформация старых под влиянием новейших информационных технологий.
В настоящее время власть это не просто политические и административные структуры, а ни что иное, как технологический гибрид, обнаруживающий себя в «роковом соединении власти и знака». Причем, знак предстает в качестве симулякра, объединяя в себе как означаемое, так и означающее, тем самым, фиксируя не сходство, а наоборот, отчужденность от референтной реальности. Такая модификация властных отношений вызывает к жизни новые формы социального бытия, имя которым - симуляции. Когда Бодрийяр впервые совместил понятия власти и симулякра, он получил ту социально-политическую реальность, в которой существует  культура информационного общества.
 Новые виды информационного обмена коренным образом изменили способ реализации властных установок. Симуляции, связанные с перестройкой знаковой системы, оказались основополагающей деятельностью властных структур. Подобное положение дел подтверждается многими фактами избирательных технологий, освещения военных, национальных и других конфликтов, создания имиджа власти и другими стратегиями, осуществляемыми с помощью индустрии mass media.
Ситуация складывается так, что средства массовой информации фактически перестают отражать действительность, а сами творят образы и симулякры, которые, собственно, и определяют реальность нашей культуры. Причем, эту виртуальную среду следует рассматривать не просто как совокупность вербальных и невербальных текстов, а как специфическую форму дискурса постмодерного мира. Понятие дискурса предлагается использовать в том смысле, который полагал под ним заложивший основы постструктуралистской мысли Мишель Фуко. В его работах дискурс - это социально обусловленная система речи и действия, включающая в себя различные формы речевых высказываний, а также способы и правила обоснования этих высказываний, принятые в конкретном социокультурном пространстве и опирающиеся на господствующие властные отношения.
Таким образом, в понятии дискурса фиксируется слитность техники текста и власти. Речь идет, как нетрудно заметить, не о политической власти, и не о государстве даже. Власть здесь следует понимать как особого рода социокод, определяющий, как и культура - другой род социокода — качество общества.


Исчезновение реальности

При рассмотрении «виртуального образа» политического пространства современного общества, следует избегать расхожих высказываний, будто власть контролирует деятельность СМИ, заставляя выполнять свои заказы, или же, наоборот, сами СМИ подменяют властные функции, вынуждая политиков подстраиваться в заданные ими рамки. Подобный подход не адекватен в мире, где власть, знание, коммуникация, информация слились в единый клубок симуляций, который и есть не что иное, как дискурс постмодернизма. Ярким примером деструктивной симуляции может послужить использование виртуальных технологий при ведении военных действий. Война в нынешнем мире воспринимается не как событие, совершающееся в реальности и разрушающую жизни людей и труды их рук, а как игра в войну, происходящая на компьютерных и телевизионных экранах. Ситуация такова, что происходит столкновение не с виртуальными событиями в чистом виде, а с действительностью, имеющей вполне определенные и совсем невиртуальные результаты выходящие за рамки пространства симулякров - разрушение и смерть  но имеющей видимость симуляции.
Итак,   феномен виртуально построенной реальности занимает уже довольно значительное социокультурное пространство в современном обществе, и  в дальнейшем его роль будет неуклонно возрастать. Симуляцию как таковую уже можно рассматривать в качестве специфической характеристики нынешнего мироощущения.
Посредством виртуальных технологий симуляция вошла неотъемлемым компонентом во все подсистемы информационного общества. Причем, виртуальные информационные технологии - это лишь одно из возможных воплощений симуляции, проявления которой можно найти и в сфере межличностных и сексуальных отношений, в искусстве, в политике и т.д. Симулятивная деятельность в сегодняшнем обществе принимает такие масштабы, что ведет к утрате устойчивости социальных структур. Формируется представление о нестабильности социального бытия.
 Отражение войны в СМИ принимет такие формы, что практически становится невозможным реконструировать реально происходящие действия. Одно ясно: войны сегодня - не столько вооруженный конфликт, сколько информационные битвы, победа в которых означает выигрыш кампании в целом.
В результате осуществления дискурсивных практик созданы  такие образы действительности, в которых сливается информация и власть, что сначала искажает, а затем и полностью исключает реальность, не укладывающуюся в привычные или же предпочтительные схемы. Это иллюстрирует как тонкие информационные технологии используются для достижения грубо материальных целей. Классическим примером, осуществляемой гибридом властных и mass media технологий подмены реальности  знаком, являются различного рода рейтинги политических лидеров и партий, выстраивающиеся как результаты социологических опросов общественного мнения. Изначально цель их ясна: отразить реальную политическую ситуацию в стране, выяснить, какое место занимает та или иная сила на политическом горизонте. Но на определенном этапе возникает такое положение дел, что объективные данные произведенных опросов начинают прогнозировать результаты последующих опросов, в итоге само понятие «объективности» становится неуместным, а образ политической реальности начинает предвосхищать саму политическую реальность.
Реальность исчезает в смысле исчезновения соответствия ее действительности (тому, что действует). Это является с одной стороны, продуктом внутренних трансформаций философствования, поставившими под вопрос само различие между реальным и воображаемым, с другой - навязывается социально-технологическими особенностями современного мира.


Рецензии
Вообще-то, это - конец пути "протезирования", начавшегося с изготовления каменного рубила. Сначала - усиление физических возможностей человека(рубило, рычаг, механизация и автоматизация), затем - интеллектуальных (искусственный интеллект), и, наконец - подмена действительности виртуальной "реальностью", в которой человек становится личностно ничтожным, подверженным социальным психозам, в настоящее время глобально распространяющимся быстрее любого вируса.
"Протезы", в общем - дело неплохое. Но когда все силы и средства человечества веками направлены на их совершенствование, то самому человеку внимание уделяется по "остаточному" принципу. И результат может быть очень драматичным.
Спасибо за статью.

Александр Гаврилов 7   05.07.2020 12:12     Заявить о нарушении
Все немножко по-другому. Буду выписывать тщательнее, для тех - это большинство - кому недосуг читать объемные тексты. "Реальное" - то, что мы считаем реальным - тоже действует, меняя наши поступки. "Реальное - действительное" не аналогично "субъективное - объективное". Виртуальное вообще о другом. Очень не хочется понимать, что мировоззрения, отличающегося от идеологии, больше не существует. Но понять это надо. Это особенность нашего мира. И не говорите о "научном мировоззрении" Научные теории очень изменчивы и сосуществуют в большом количестве. Наука - ремесленная мастерская по выработке техники и технологии. СПАСИБО.

Борис Попов Коломенский   08.07.2020 22:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.