Свадьба

В Доме престарелых играли свадьбу. “Молодые” делали вид, что ничего особенного не происходит: оживленно разговаривали с соседями по столу и в пол-уха принимали поздравления. Невеста была без фаты, в скромном платье, жених – в пиджачке с двумя медалями: “За отвагу” и юбилейной. Стол тоже был не очень богатым, но празд ничным. Когда “молодым” подвыпившие гости кричали “горько!”, они целовали друг друга в щеки и застенчиво улыбались. Может, и не очень хотели они такое застолье, да начальству не укажешь. Директриса дома, узнав про свадьбу, решила отметить её “с размахом”.
Это была первая свадьба, такая же необычная, как и подчиненное ей заведение. И она постаралась: пригласила районное телевидение, даже отыскала где-то уцелевших дальних родственников.
После трех тостов директриса попросила минуту внимания. Речь её была краткой:
– Дорогие Павел Иванович и Анна Матвеевна! Позвольте ещё раз поздравить вас, дорогие мои, и вручить вам ключи от отдельной комнаты, в
которой вы, как законные супруги, будете проживать.
Она вручила молодоженам два ключа и расцеловала их. Анна Матвеевна даже всплакнула:
– Ой, Людочка, спасибо вам! Мы с Павлом уже и не надеялись на счастье, а оно пришло. Все вы тут люди хорошие. Как приятно доживать свои годы среди добрых людей!
Директриса расцвела и перестала опасаться, что кто-то из стариков скажет невпопад и нарушит общее веселье. Павел Иванович взял протянутую ему гармонь-тальянку и, склонив голову, заиграл. Старушки помолодели, трое старичков “расправили крылья”. Кто-то крикнул: “Запевай, Матвеевна!”. Неожиданно молодой голос повел песню…
Ой, цветет калина в поле у ручья,
Парня молодого полюбила я!
Хор подхватил дружно и слаженно:
Парня полюбила на свою беду,
Не могу открыться,
слов я не найду…
Через открытое окно песня вырвалась на простор улицы. Прохожие, привыкшие к печальному дому, останавливались и удивленно переговаривались. Кто-то сказал:
– Во дают старики! А мы их всё жалели. Да они нас переживут…
Пожилая женщина толкнула охальника в спину.
– Тебя переживешь, как же! Твоя-то мать не в этом ли доме?
Парень возмутился:
– Чего дерешься, тетя Настя?
Знаешь ведь, что мать давно померла, а всё надо царапнуть.
– Так я помню, как ты к матери-то относился. Не померла бы – петь ей эту песню…
А песня жила своей жизнью, проникала в людские сердца:
Он живет, не знает ничего о том,
Что одна девица думает о нем!
После первой спели вторую, третью. Потом начались танцы. Старички были нарасхват. Директрисе
достался жених, который танцевал
отменно. После танца она сказала
Анне Матвеевне:
– Ваш муж танцует лучше моего Генки. Настоящий кавалер! Мой
Генка только дергаться умеет.
– Спасибо, Людочка, на добром слове. Но и ваш Гена, мне кажется,
парень хоть куда.
К Анне Матвеевне подошли родственники в лице одинокой старушки,
двоюродной сестры невесты:
– Аня, давно тебя не видела. Вот,
прими от меня маленький подарок,
колечко серебряное.
– Ой, Клавочка, спасибо, дорогая. Как живешь-то? Детки не обижают?
– Всякое бывает, милая. Бог терпел и нам велел. А у вас неплохо, дружно живете.
– Всякое бывает, Клава. Но стараешься не ссориться.
К полуночи свадьба закончилась. Анна Матвеевна и Павел Иванович улеглись каждый на свою кровать и долго не могли уснуть. Им казалось, что прошедшая свадьба была не у них, а у каких-то молодых, оставшихся в юности. Анна Матвеевна покапала валерьянки и спросила:
– Не спишь, Паша?
– Не сплю, Аня.
– О чем думаешь?
– Да все о том же. Не приехали детки наши к нам на свадьбу. А говорят, Людмила Васильевна им сообщила. Осуждают, наверное…
– Не переживай. Им сейчас тоже
трудно… Время такое. Твои-то в ладу живут?
– Живут дружно, да я там лишним стал. Нет, меня не гнали. Просто забыли, что я живу, потому и ушел. Обиделись, но перечить не стали.
– А мои часто ссорятся. Невестка со злости иной раз в туалете меня запирала. Сыну жалиться стала – не верит. Ты, говорит, мамаша, все выдумываешь. Думаю, вздохнули облегченно, когда я ушла. Ну, да Бог им судья… Давай спать, Паша.
И они заснули, как засыпают утомленные суетой старики. На синем небе мигали яркие звезды. Падали кометы, создавая иллюзию звездного дождя. Пахло августовскими яблоками из ближнего сада, по которому ещё бродила свадебная песня:
У ручья калины облетает цвет,
А любовь девичья не проходит, нет!


Рецензии