Просто сиди

В дверь к дзенскому Мастеру Кэйташи аккуратно постучали.

- Входите! - произнёс он, отвлекшись от письма, которое писал в соседний монастырь.

В комнату, поклонившись, вошёл один из учеников Мастера.

- Акихико? Ты уже пришёл за письмом, извини, я ещё не закончил своё послание. Если хочешь, можешь посидеть у меня, я постараюсь не сильно тебя задержать. Насколько я помню, сегодня не твоя очередь относить почту?

- Верно, Мастер Кэйташи, не моя! Но Изаму, подвернул вчера вечером ногу и еле передвигается, поэтому я вызвался отнести почту вместо него.

- Это правильно, Акихико! Поможешь ты – помогут тебе! Откажешь ты – откажут тебе! А нет ли у тебя никакой другой причины для похода в город? Может быть, тебе приглянулась дочь торговца рыбой красавица Кумико?
- Кумико, очень красивая девушка, Мастер! Но я монах, и следуя заветам Благословенного (Будды), избегаю общения с женщинами как с объектом привязанности. На пожилую женщину я смотрю как на мать, на молодую как на сестру, на маленькую девочку как на дочь своей сестры!

- Это правильная позиция, Акихико! Следуя такой установке, ты не соблазнишься прелестями даже такой красотки как Кумико! – одобрительно кивнул Мастер Кэйташи.

- Мастер Кэйташи, у меня к вам есть один вопрос, разрешите его задать? – поинтересовался Акихико.

- Конечно, Акихико!

- Мастер Кэйташи, когда мы сидим дзадзен (сидячая медитация), на чём нужно концентрировать свой ум для того чтобы остановить поток мыслей?

- Ни на чём, Акихико! Если я скажу тебе, что ты должен наблюдать за своим дыханием, то твой ум зацепится за это и ты пойдешь в неверном направлении. Наша практика называется дзадзен! Это простое сидение на полу в результате которого ум успокаивается сам собой. Представь себе стакан мутной воды, Акихико. Если поставить его на стол и не трогать, то муть осядет в силу естественных причин, а если ты начнёшь опускать насильно каждую соринку, скажем палочкой для еды, то ответь мне, какой результат ты получишь?

- Я думаю, что мне не удастся с помощью палочки для еды опустить все соринки! – ответил ученик.

- Верно, Акихико! – подтвердил Мастер: - Лишь только ты опустишь одну, другие, потревоженные твоим вмешательством, всплывут снова. Это будет продолжаться до бесконечности! Но если ты оставишь стакан в покое, то через некоторое время, найдёшь воду прозрачной. Точно такой же принцип лежит в основе дзадзен! Поэтому, Акихико, монахи, практикующие дзен просто сидят, не преследуя ни какой цели! Просто сидеть – это так прекрасно! Дзадзен это единственное время, когда ты не пытаешься, быть кем-то или стать кем-то! Ты начинаешь быть тем, что ты есть - чистым незамутнённым сознанием! Просто сидеть, Акихико! Без цели, без расчёта, без ожидания награды …

Мастер Кэйташи запечатал конверт.

- Письмо готово, Акихико! Можешь забрать его и отправляться на почту! - протянул Кэйташи конверт ученику.

- Мастер Кэйташи, нет ли у вас ещё какого-нибудь поручения для меня? – спросил Акихико.

- Нет, Акихико! На сегодня это всё. Когда будешь проходить мимо дома красавицы Кумико, не забудь о своих принципах!

- Не забуду! Я просто пройду мимо, Мастер!

Акихико взял конверт, поклонился и вышел из комнаты.


Рецензии