Игорь едет по Боричеву

(На миниатюре Радзивиловской летописи изображено воздвижение великим князем Мстиславом Владимировичем церкви Богородицы Пирогощей в Киеве).

Игорь ЕДЕТЪ ПО БОРИЧЕВУ 
КЪ СВЯТЕЙ БОГОРОДИЦИ Пирогощей.
Страны ради гради весели.

Боричев взвоз (точное местонахождение древнего Боричева неизвестно, но в новое время его стало принято отождествлять с Андреевским спуском) соединял нижнюю часть Кева (Подол) с верхней.
Понятно, что ехать по Боричеву можно или вверх или вниз. В первом случае это означает, что князь Игорь только едет в Киев, во втором – уезжает из него. На этот счёт существуют разные мнения, К примеру, акад. Б.А.Рыбаков предположил, что Игорь, завершив свои дела в Киеве, едет к днепровским пристаням, а по дороге заезжает в церковь Богородицы Пирогощей (родовую церковь Мстиславичей, в частности Рюрика и Давыда – возможно, Игорь едет туда в знак нового политического союза, скреплённого как всегда свадьбами – дочь Рюрика была просватана за младшего сына Игоря). Такому предположению вроде бы вторит то, что, поскольку выше Игорь сопоставлялся автором с солнцем, то логично, чтобы в конце истории солнце закатывалось (= садилось за Днепр). Но попробуем ответить на вопрос о направлении движения Игоря, исходя из самого «Слова».

Боричев упоминается в «Повести временных лет» трижды. В первый раз в легенде об основании Киева:
«И седяше Кий НА ГОРЕ, КДЕ НЫНЕ УВОЗЪ БОРИЧЕВЪ, а Щекъ седяше на горе, кде ныне зовется Щековица, а Хоривъ на третьей горе, отнюду же прозвася Хоривица. Створиша городокъ во имя брата ихъ старейшаго и наркоша и; КИЕВЪ».
Итак, Боричев взвоз является своеобразным указателем на главную гору Киева (= Киев). Именно здесь находилась резиденция великого князя. Таким образом, упоминание Боричева в «Слове» связывает Игоря с великим князем Святославом, является путём к нему.
Последний раз в «Повести временных лет» Боричев называется в связи с установлением в Киеве христианства:
«Вдасть же за вено Корсунь грекомъ цесарице деля, а самъ прииде Кыеву. И яко приде, повеле кумиры испроврещи, овы исещи, а другыя огньви предати. Перуна же повеле привязати кь коневи хвосту и ВЛЕЩИ С ГОРЫ ПО БОРИЧЕВУ на Ручай, и 12 мужа пристави бити жезлиемь. Се же не яко древу чюющю, но на поругание БЕСУ, иже прильщаше симъ образомъ человекы, да возместье прииметь от человекъ. «Велий еси, Господи, чюдная дела твоя!»»
Для нас эта цитата приоритетна перед прочими, так как в ней, как и в «Слове», используется оборот «ПО БОРИЧЕВУ».
Итак, идолов тащили с горы вниз, что символизировало их низвержение. А ныне Игорь едет по тому же Боричеву в христианскую церковь. Предполагая ссылку в «Слове» на летопись, мы из соображений симметрии должны предположить, что едет он на гору, то есть как бы из мира дольнего в мир горний. Приведём несколько аргументов в пользу такого предположения.

1.
Строка «страны рады, грады веселы», описывающая радость Святослава (город Киев) и Рюрика (Киевскую землю) от приезда в Киев Игоря, впереди и, следовательно, Игорь «на горы Киевские» пока ещё не приехал.

2.
Глядя на «Слово» целиком, мы видим в нём два разнонаправленные движения относительно «гор Киевских» – сначала из Русской земли через поля к морю и затем обратно к горам Киевским. В такой конструкции для обратного маневра в самом конце нет места.

3.
Приезд Игоря «на горы Киевские» есть акт преклонения вассала перед сюзереном и поэтому на символическом плане Игорь не может «уезжать» из «Киева», но «остаётся» здесь навсегда. По сути, всё происшедшее с ним нужно для того, чтобы он приехал из Чернигова в Киев = сменил «отца» (совсем не случайно в «Золотом слове» Святослав оговорился назвав Игоря со Всеволодом «племянниками» – ведь они были «сыновьями» его брата Ярослава. В сочетании с тем, что выше Святослав был «ошибочно» назван их «отцом», это означает предложение сменить отцовство).

Из вышесказанного следует, что в «Слове» князь Игорь едет по Боричеву всё же ВВЕРХ.


Рецензии