Флакон духов

Из сборника судебных очерков "Бомба для начальства" цикла "Криминальная провинция"

На след преступника вывела его добыча, спрятав которую в укромном месте, тот впоследствии так и  не смог ее отыскать.
…В разгар лета, когда и горячую воду отключили во многих  благоустроенных квартирах до осени, все равно немало хлопот одолевают коммунальные организации.
Так это было и в Управляющей компании, основанной и руководимой Галиной Бороздиной:
 – Потому что этот период, как всегда, сопряжен с подготовкой к отопительному сезону, немалая роль в которой принадлежит надежной и качественной промывке систем теплоснабжения.
В связи с этим, в каждом многоквартирном доме, входящем в структуру предприятия Галины Ивановны, в том числе и по ее настоянию смогли воспользоваться услугами специализированной фирмы, обладающей необходимыми компрессорами и водогрейными устройствами.
И всем другим оборудованием, чтобы с их помощью напором кипятка выгнать из трубопроводов, скопившиеся там отложения солей, ржавчины и всего прочего, что могло помешать будущей подаче теплоносителя в морозы.
После проведения такой операции в очередном многоквартирном доме, представители домового комитета появились в подвале, девятиэтажного здания,  где несколько помещений арендовала Бороздина.
Они принесли к ней, прямо  в директорский кабинет деньги, собранные с жильцов за промывку батарей и стояков в благоустроенных квартирах.
Оформив деньги по приходному ордеру, с тем, чтобы впоследствии передать их исполнителям работы, всю эту сумму в 16800 рублей Галина Ивановна поместила в небольшой аккуратный металлический ящик размером чуть меньше, чем метр на метр, стоявший рядом с ее письменным столом и служивший своеобразным аналогом служебного сейфа.
В нем, наряду с картонными папками и скоросшивателями, наполненными различными деловыми документами, имелась и коробка с «Трудовыми книжками» персонала, а также еще почти три тысячи рублей, что остались от финансовых операций, проведенных в ходе завершившейся трудовой недели и предназначенные теперь на будущие расходы.
Другие подобные мероприятия ждали теперь уже впереди, с наступлением новой рабочей недели.
Сейчас же, как говорится, на носу, были два выходных дня, планами на которые делились друг с другом, сидевшие в соседнем кабинете бухгалтер и диспетчер.
В разговор с ними, отставив пока текущие заботы, вступила и руководитель коллектива, невольно отвлекшись от текущих дел.
А там часы показали конец рабочего дня и ровно в шесть вечера женщины отправились по домам. У каждой из них было по комплекту из двух ключей – от конторы Управляющей компании и двери в сам подвал. Но закрывала замки сама Галина Бороздина, чтобы лишний раз убедиться в их надежности.
Она же первой появилась там и после выходных:
 – Поскольку знала о возможной очереди из жильцов, требовавших от специалистов своей управляющей компании самые разные услуги.
То ждали направления к ним для ремонтных работ слесаря-сантехника или электрика. А то и желали, прямо тут же – в конторе, незамедлительно, решить накопившиеся вопросы по внесению коммунальной платы согласно поступившим счетам из Управляющей компании.
Таким образом, отпустить просителей довелось лишь после полудня.
Затем был обед.
И только когда понадобилось воспользоваться уже служебными документами, Галина Ивановна потянулась ключом к металлическому ящику.
Однако ключ ей не понадобился. Поскольку дверца была не заперта и только прикрыта, создавая видимость неприступности хранилища ценностей.
С запоздалым  чувством досады вспомнив об этом своем промахе, допущенном в пятницу вечером, когда отвлеклась на разговор и забыла запереть «сейф», директор Управляющей компании потянула на себя тяжелую стальную дверцу.
И обмерла.
От того, что на своем месте уже не было конвертов с деньгами:
 – Ни с теми, что сдали жильцы в виде оплаты промывки тепловой системы, ни с собственной наличностью предприятия.
Еще и раз и другой, более внимательно перебрав все содержимое ящика, Галина Ивановна поняла, что у них произошла кража:
 –  Причем, украли не только наличные деньги, но и кое-что из ее служебного стола, где отсутствовал начатый флакон ее любимых духов «Лакоста».
Опросив на всякий случай других работниц конторы по поводу пропавшего, Бороздина вызвала сотрудников правоохранительных органов.
Правда, про этот, теперь наполовину пустой флакон парфюма в заявлении она упоминать не стала за малозначительностью такого ущерба, а вот всю украденную сумму в 19300 рублей перечислила почти по купюрам.
Добавив:
 – Среди них были две ассигнации достоинством по 5000 рублей.
Получив заявление и опросив под протокол всех сотрудников предприятия, сыщики уступили место криминалистам.
Но те, вместо того, чтобы прояснить ситуацию, лишь добавили новую загадку:
 – Оказалось, что никто не оставил на сейфе отпечатки следов, зато оба замка  входных дверей – в подвал дома и в контору Управляющей компании не имели никаких, даже малейших  следов взлома и были открыты «родными ключами».
Судя по всему, из тех трех комплектов, что имелись у директора и двух ее ближайших сотрудниц.
Это обстоятельство тогда меньше всего озаботило в их небольшом по численности коллективе диспетчера Нину Салехову. Потому что ей просто не оставалось лишнего времени для раздумий над версиями сотрудников уголовного розыска в процессе, навалившейся на нее, собственной работы.
Ведь клиенты, не имевшие доступа в контору, где велось расследование кражи, обращались теперь сюда посредством телефонной связи, обрушившись шквалом звонков, отвечать на которые следовало немедленно, несмотря на то, что для самой Нины этот понедельник был «днем тяжелым» и по собственной причине.
Накануне в воскресенье она принимала на обед гостей – двоюродного брата Юрия Петракова с его сожительницей.
Встретила их и хлебосольно и со спиртным. Да и они пришли не с пустыми руками. Так что засиделись до самого ужина, перед которым женщин сморил сон. А проснувшись от звяканья посуды, хозяйка увидела, как невестка убирает использованную посуду со стола, намереваясь освободить его к началу новой посиделки.
 – Ведь,  – по ее словам. – Гражданский супруг, проявив самостоятельность, ушел в магазин и скоро вернется.
Ее слова подтвердил сигнал домофона.
Открыв с его помощью прямо из жилища  дверь своего подъезда, вскоре Нина Салехова увидела на пороге квартиры двоюродного брата с бутылкой водки в руках.
Только распив ее вместе с родственницей, гости отправились восвояси. Так что эти все последствия, чрезмерно выпитого в выходной, в столь тревожный ситуации очень усугубили положение диспетчера в первый день наступившей рабочей недели.
Кое-как дождавшись окончания столь трудного понедельника, Нина ушла к себе, уже без ключей от конторы, изъятых у нее криминалистами, как и у директора, и бухгалтера  для проведения экспертизы.
В своей квартире ей еще было, что убирать после визита гостей.
В том числе и в туалете. Но там, аккуратно переставляя по привычным для каждой тубы, местам, емкости с чистящими средствами, за одним из них Нина вдруг увидела флакон духов «Лакоста»:
 –  Точно такой, какой пропал из стола ее директора во время кражи, совершенной в конторе их Управляющей компании.
И тут, на память женщины пришли:
 – Её воскресный дневной сон, а также отсутствовавший в квартире во время его двоюродный брат, получивший свободный  доступ к ключам от предприятия и впоследствии легко имевший возможность положить связку обратно в карман ее рабочей кофты.
Со своими подозрениями она и отправилась к двоюродному брату, проживавшему на территории одного из садоводств Бийска.
Тот, при виде флакона парфюма в руках Нины, понял, что изобличен. И его не пришлось долго уговаривать пойти с повинной, чтобы облегчить свою участь.
В полиции Юрий Петраков рассказал, что работает строителем по найму у частных лиц.  В последнее время заработков не было. И вот тогда, увидев, как заснула сестра, принимавшая его с сожительницей у себя дома, гость решил поживиться на рабочем месте Нины:
 – Там он не раз бывал ранее, находя всевозможные предлоги. Потому знал о наличии ценного оборудования, годного для реализации скупщикам краденого.
Но, на самом деле все оказалось  еще лучше, чем ожидал.
В незапертом металлическом ящике оказались два конверта с деньгами. Забрав их, не забыл обшарить и письменные столы, откуда в его карман перекочевал и подарок для сожительницы.
По возвращению в квартиру к сестре, тайком вернул ключи от подвала и конторы на прежнее место. Спрятал в туалете до своего ухода «Лакосту».
И был уверен:
 – Никто и никогда его не догадается о том, кто мог совершить преступление.
Правда, на радостях почти в одиночку опорожнив поллитровку, купленную на украденные им деньги, забыл место, где спрятал флакон с духами. Той уликой, которая обернулась его полным разоблачением.
Он понимал еще до своего похода в полицию:
 – Уговаривать двоюродную сестру скрыть все то, что ей стало известно, оказалось бы занятием бесполезным.
Превыше всего для женщины оказалось чувство долга и собственная репутация честного человека, которую едва не запятнал коварный родственник.
Пока шло следствие, Юрий Петраков прошел обследование у психиатров. Они нашли его совершенно здоровым и способным отвечать за свои поступки. Потому обвинение предъявили на полном основании достаточно строгое – в тайном хищении чужого имущества, совершенном с незаконным проникновением в помещение предприятия, предназначенное для размещения материальных ценностей в производственных или иных служебных целях.
Явку с повинной, активное способствование Юрия Петракова в раскрытии и расследовании преступления, раскаяние и положительные характеристики с места жительства, были учтены в качестве обстоятельств, смягчающих наказание.
Только не обошлось и без отягчения вины, поскольку кражу он совершил в состоянии алкогольного опьянения, способствовавшего совершению преступлению. Так что приговорили осужденного к полутора годам лишения свободы условно с таким же по длительности испытательным сроком.


Рецензии