Стон по Украине

               
       В  светлый день праздника 75-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне в разговоре с  любимой мамой (участницей войны, сейчас она находится в Санкт-Петербурге), мне пришлось испытать настоящий шок от услышанного от неё о моей родине.
      Моё детство и юность прошли в городе Токмак  Запорожской области на Украине в 60-е годы - в советское время. Прекрасные воспоминания об этом благословенном времени навсегда остались в моём сердце. Город расцветал и строился великолепными пятиэтажками, а я, школьник, высчитывал, когда они заполнят весь город с 75 тысячами жителей.
   Город областного подчинения имел всё для жизни и расцвета. Два гигантских завода общесоюзного значения – дизелестроительный и кузнечно-штамповочный, швейная фабрика, пищекомбинат, автобазы, кирпичный завод, железнодорожные мастерские – обеспечивали работой всех. Мои родители работали на дизелестроительном заводе: папа – сверловщиком - 47 лет на одном месте, а мама – шлифовальщицей. Завод выпускал двигатели для боевых машин пехоты и дизели для обеспечения сельскохозяйственных объектов. Отучившись 10 лет в школе на украинском языке и, поступив в военное училище в России, мне всегда нравилось приезжать каждый год в отпуск в родительский дом, в родной Токмак. Никогда, никуда не ездил кроме Токмака за все годы своей службы.         
    Произошедшие изменения в жизни родного города, пришлось впервые ощутить в начале 2000-х годов в такси, которое везло меня и мою семью с автомобильной станции к отцовскому дому. Таксист, категорически, отказывался разговаривать на русском языке, хотя при посадке владел им безукоризненно. Пришлось перейти с ним на украинский язык, чтобы узнать все городские новости. В военном комиссариате, где я обычно становился на учёт,  хмурая женщина процедила на  украинском языке: « Вы приехали из-за границы», и отказалась ставить на учёт и делать отметки в документах. А дальше события разлада приняли всеобщий характер. Дело дошло до того, что в дом к маме стали приходить работники правоохранительных органов с вопросами -  где в России живут её дети, чем занимается её сын – полковник ФСБ (хотя я полковник танковых войск). Теперь путь домой был для меня закрыт.
   Когда в 2014 году произошёл Майдан на Украине, и началась гражданская война, то с Запорожья в Токмак прибыла колонна автобусов за резервистами для Киева. Женщины города ложились под колёса, блокируя выезд с площади. Пришлось властям смириться и взять в Запорожье только добровольцев, но их было очень мало. Зато на следующий день отправляли добровольцев в Донбасс. Колонна автобусов была заполнена полностью. Мама, уложив большой шмат сала, курицу, хлеба в котомку пришла провожать добровольцев. До линии фронта было 150 км, а Токмак стал тыловым районом АТО.                Работы в городе не стало, совсем не стало. Все заводы были остановлены и разграблены. Люди стали уезжать на заработки, искать другое место жительства.       С большим трудом удалось эвакуировать маму в Санкт-Петербург. Родной Токмак стал умирающим городом. Даже родная улица, которая на окраине прицепилась к городу, уменьшилась. Люди бросили свои дома, и с двух сотен домов осталось несколько десятков. В день праздника мама обзванивала своих знакомых и подруг, узнавала последние новости. Город Токмак, действительно прекратил своё существование. Теперь это не город, а просто -  поселение, где по официальным данным теперь живут 30 тыс. человек, что не дотягивает до требований к городу по численности жителей. При этом, не учитываются люди, уехавшие на заработки.
    Подруга мамы, пенсионерка, сообщила, что она каждую весну всей семьёй уезжает в Польшу на заработки, хотя  имеет высшее образование. Работает в доме у пана.  Дети со средним образованием ухаживают за скотиной и живностью, а два  внука, бросив начальную школу, трудятся в поле. «Пан нас не обижает» - радуется подруга мамы.   Всё это считается «счастьем по-украински».                Год назад перед выборами Зеленский красноречиво обещал вернуть всех гастарбайтеров домой, но уже через год президентства, несмотря на вирусный карантин, дал команду открыть границу, чтобы несколько миллионов скопившихся "заробитчан", быстро покинули страну. Воистину, каждый народ заслуживает ту власть, которую заслуживает. А с Крыма никто не уезжает, наоборот, украинцы рвутся в Крым, где работы хватает всем.               
     А какая красота в преображённом Крыму! Посетив многие места в Крыму, поговорив там  с большим количеством людей, мне не удалось встретить хотя бы одного недовольного осуществляемыми переменами. 
     Душа болит за родную Украину, за тех родных и знакомых, которые там остались. Верю, что глаза людей «откроются»  когда-то, и они поймут, что вместе, в братстве с Россией  гораздо лучше жить. Пример Крыма и Донбасса тому подтверждение.
     Где же ты казакская слава Украины? Только стон по Украине звучит в моем  сердце.

Александр Измайлов


Рецензии
Александр, я верю, что вся Украина, ну может быть, кроме Львова, вернётся в Россию. Только этого мало. За тридцать лет населению промыли мозги катастрофически, и всё против русских.
У моей подруги сын с семьей живёт в Киеве. До переворота она каждый год ездила в нему в гости. В очередной приезд наготовила вкусненького, позвала полакомиться внучку. А четырнадцатилетняя девочка сморщила носик и заявила: "Я не буду кацапскую еду есть." И это при том, что подруга чистокровная украинка, украинский язык для неё родной, просто во времена СССР муж-офицер служил в наших местах, где нас государство и бросило. Своё пренебрежение девочка объяснила, что хоть это и родная бабушка, но она всё равно кацапка, раз в России живёт, а вся русня поганая и её нужно уничтожить.

Галина Гурьева 2   29.12.2022 14:40     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.