Африканская тетрадь 4

          
       
                Я дремал в заповедном краале
                И услышал рычание льва,
                Сердце сжалось от сладкой печали,
                Закружилась моя голова...
               
                Николай Гумилев

   Ночью нас, как по тревоге, разбудил львиный рык. Еще с вечера мы заметили, как множество антилоп (видимо в поисках защиты) потянулось в сторону отеля, и вот теперь эти свирепые кошки в непосредственной близости устроили свое кровавое пиршество. В этот момент нас и хищников разделяли тонкие стены и оконное стекло, находящееся почти на уровне земли. Чувство тревоги быстро овладевало нами, и я невольно представил себя таким же беззащитным, как эти несчастные антилопы. И все-таки чувство любопытства сильнее любого страха. Встаю с постели, подсвечивая себе фонариком. Слышу, как за стеной пробудились наши соседи – тут уже не до сна! Прильнув к оконному стеклу, пытаюсь что-либо рассмотреть. Но тщетно! Кругом такая тьма, что дальше близлежащих кустов, ничего не видно... Мы так и не уснули до утра: лежали в койках под москитной сеткой и тихо разговаривали. Как все-таки удивительно устроен мир. Еще недавно мы обсуждали наши обычные семейные дела, и вот сейчас находимся в тысячах милях от дома и друзей, в первобытной среде, совсем рядом от львиной разборки. Отчетливо слышим яростный рев и отвратительный хохот гиен. Не хотел бы я оказаться на месте этих несчастных антилоп.
   Ждем рассвета: выходить из комнаты категорически запрещено. Наконец наступило утро и мы, под впечатлением пережитого, с воспаленными от недосыпа глазами, собираемся выйти наружу. Похоже, опасность миновала. Да, это была немилосердная ночь. Такое не забывается!
   


                ЕСЛИ БЫ СОЛНЦЕ ВСТАВАЛО В ПОЛНОЧЬ,
                ВЫЯСНИЛОСЬ, ЧТО НЕ ОДНА ГИЕНА ПЛОХАЯ.
               
                Африканская поговорка

   Последняя наша надежда – Нгоронгоро. То, что не удалось увидеть прежде, надеемся реализовать здесь, в этом огромном кратере. Переезд от Серенгети до Нгоронгоро составил чуть более часа. По пути мы на несколько мгновений задержались на перекрестке дорог. В нескольких километрах отсюда расположилось знаменитое Олдувайское ущелье, где были обнаружены древние останки – черепа, кости, а также окаменевшие отпечатки следов доисторического человека. Возраст находки составляет 2,8 миллиона лет. Невероятно, но, по мнению многих авторитетных ученых здесь находится колыбель всего человечества!.. А вот и Нгоронгоро! Миновав на первый взгляд бесплодную  степь, (накануне здесь прошло огромное стадо диких животных) мы оказались у подножья кратера, поросшего небольшими кущицами деревьев и колючим кустарником. Двигаемся вверх по накатанной красноватой дороге, мимо неподвижно застывших и внимательно наблюдающих за нами жирафов и стоящих по соседству зебр. Поднявшись на вершину перевала, нашему взору открывается уже знакомая, чарующая картина – изумрудная, ни с чем не сравнимая долина огромного кратера. Чувствуем себя первопроходцами и просто счастливыми людьми. Медленно, совсем медленно, притормаживая на крутых поворотах, спускаемся в эту заповедную обитель, ставшую приютом для тысяч экзотических животных. На обочине дороги замечаем многочисленные скелеты. Особенно впечатляют черепа буйволов с их грозными, широко расставленными рогами. В условиях естественного отбора, даже такое защищенное и мощное животное, как кафрский буйвол, не может устоять перед натиском дерзких хищников.  Миновав подлесок, мы оказываемся в окружении колючих и ядовитых кактусов, молочаев и агав.

   Уже при въезде на плато кратера, обильно покрытого ярко-зеленой травой, в сотне метров от себя замечаем группу слонов, состоящих исключительно из крупных самцов. На широком, цветущем поле они производят впечатление доисторических мастодонтов. Их бивни непомерно велики и составляют не менее двух с половиной - трех метров. Вероятно, это старые животные, и дожили они до столь преклонного возраста, только благодаря серьезной охране. Тем временем, пока мы любовались этой картиной, один из колоссов направился в нашу сторону. Это был исключительно старый самец с непомерно развитым правым бивнем и укороченным левым. Распустив уши, подобно парусам и подняв хобот, он на какое-то мгновение остановился, чтобы затем вновь продолжить движение. Уже вблизи мы по достоинству оценили размеры этого колоса. Его внушительные, толщиной с человеческое бедро бивни, почти упирались в землю, а морщины, обильно покрывавшие тело слона, были настолько глубоки, что в них можно упрятать мелкие предметы. Глядя на это мощное животное, кажется, что зверь медлителен, но это не так. Даже спокойным шагом слон может передвигаться со скоростью шести-семи километров в час. В случае атаки или бегства (и такое случается) эта скорость возрастает многократно...  В это время гигант остановился и начал поочередно поднимать то одну, то другую ногу. Свой акробатичесий танец слон закончил тем, что задержался на какое-то время на двух ногах. Этакое приветственное «Па» мы запечатлели на камеру. 
Ободренные успехом, продвигаемся в сторону центрального озера. Здесь нашли пристанище тысячи розовых фламинго и теперь, поднявшись на крыло, птицы обнажили свои огненные подкрылья. Нам выпала редкая возможность понаблюдать за полетом этих сказочно-причудливых птиц проплывающих на фоне изумрудных склонов кратера и пронзительно голубого неба!

    Вскоре занялись поисками буйволов и носорогов. Доподлинно известно, что оба представителя, наряду с леопардом, львом и слоном, входят в пятерку наиболее опасных зверей Африки. И хотя зверей здесь великое множество, нам пришлось хорошо потрудиться, прежде чем мы нашли черного носорога. Это был прекрасный экземпляр, весивший около двух тонн! И хотя он уступает массой белому носорогу, по своей активности и ярости, заметно превосходит своего собрата. Голову этого первобытного зверя венчает два больших рога: первый чуть загнутый, не менее метра в длину, второй покороче. При нашем появлении, носорог мгновенно отреагировал, резко повернувшись всем корпусом. Помотав своей рогатой головой и покрутив ушами точно локаторами, зверь тупо уставился, выражая этим свое недовольство - того и гляди бросится. Но в это время, с другой стороны дороги подъехал еще один лэндровер. Носорог засопел-зафыркал, оторопело посмотрел  по сторонам, затем резко повернулся и потрусил прочь. Эх, не появись непрошеные гости, нам бы удалось в полной мере снять на пленку диковинного зверя, эту живую реликвию, практически не изменившую своего первоначального облика за многие миллионы лет. Носорогов в мире осталось немного. Их по прежнему уничтожают из-за рога, которому приписывают целебные свойства, якобы усиливающую мужскую потенцию. Отъехав на незначительное расстояние, мы наконец-то увидели знаменитых кафрских буйволов. Стоя по грудь в высокой траве, буйволы производили мирное, хотя и внушительное впечатление. Их могучие, словно турецкие ятаганы серповидные рога, могут доставить немало неприятностей даже львам. Некоторые охотники ставят «кафра» на первое место в виду его особой свирепости; даже раненный буйвол старается добить свою жертву, и только убедившись, что она бездыханна, спокойно убирается восвояси. А сейчас по их спинам безбоязненно разгуливают белоснежные египетские цапли и серые волоклюи, родственники наших скворцов. Чуть дальше, расположилось семейство львов, которое совершенно не обращают внимания на окружающих травоядных. Идиллическая картинка! Рядом, в густой траве, замечаем нарядных венценосных журавлей и пеликанов. Над нашими головами вьются коршуны. И чего их так привлекает здесь, не могу понять? Подъезжаем к обширному озерку, окаймленному зарослями камыша и отдельно растущими, мощными деревьями. «Перерыв!» - объявляет Лазаро, и мы торопимся выйти наружу. Кроме нас здесь остановилось немало туристов из разных стран. Некоторые разбрелись вдоль берега и теперь наблюдают за жизнью гипопотамов в их естественных условиях: последние то и дело пускают фонтанчики воды, либо открывают свои огромные ковшеобразные пасти с мощными полуметровыми клыками.

  - Можно перекусить, только будьте осторожны: повсюду коршуны! – предупреждает гид.
    В ответ мы лишь киваем головой: не очень-то верится, что маленький коршун сможет нам помешать. В это время прямо на наших глазах, хищная птица выхватывает съестное из рук незадачливого туриста. Со всех сторон раздается дружный хохот и мы, устыдившись своего неверия, отправляемся под защиту авто - авось не достанет! Я уже заканчивал трапезу, закусывая куриной ножкой, когда у меня над головой раздался резкий хлопок и остатки моего завтрака оказались в хищных лапках пернатого хищника. Пришла очередь посмеяться и надо мной. Впрочем, эта картина повторялась неоднократно, когда тот или иной зазевавшийся турист лишался своей законной порции. Чуть позже  в гости к нам заявились зебры, появилась прекрасная возможность сняться на фоне этих полосатых лошадок. Пройдя в сторону озерка, с удовольствием наблюдаю за семейством гипопотамов. Поочередно, то один-то другой «толстяк» открывает свою огромную пасть вооруженную внушительными клыками. Издав протяжный  рев и зевнув, как следует, он вновь погружается в свое спасительное «болото». На горизонте тем временем показались иссиня-черные грозовые тучи. Уже скоро они затянули полнеба, и мы поторопились покинуть этот затерявшийся во времени доисторический парк.
Несмотря на то, что большую часть времени палило африканское солнышко, чувствовали мы себя приподнято и естественно успели хорошо загореть. Увы, пришло время покинуть Нгоронгоро. Перед подъемом, мы завернули (по моей просьбе), в небольшой лесок, где отсняли крупного самца слона. В отличие от первых животных, снятых в самом начале, этот гигант был в рассвете сил и являл собой настоящее украшение природы. Среди высохших, поваленных деревьев и низкорослой травы, могучее животное, наделенное двумя мощными двухметровыми бивнями, выглядело особенно впечатляюще!

   Нам все-таки повезло, и мы успели, минуя грозу и ливень, беспрепятственно подняться на вершину горы. И теперь, остановившись на постой, наблюдали эту величественную картину с террасы высотного отеля, разместившегося на склоне огромного природного амфитеатра. А вскоре на наших глазах засветилась великая радуга, которая подобно сказочной арке свесилась по обе стороны этого зеленого, нерукотворного мира. Над нашей головой проносились многочисленные ласточки, а мы, обнявшись в немом восхищении, стояли на краю пропасти и любовались открывшейся панорамой, так поразительно напомнившей нам легендарную землю Санникова. 
      
                Вечный покой сердце вряд ли обрадует,
                Вечный покой для седых пирамид,
                А для звезды, что сорвалась и падает,
                Есть только миг, ослепительный миг!..

   
   ...Уже поздно вечером, находясь в комнате отеля, я подошел к окну, чтобы вновь взглянуть на это чудо природы. Очертания кратера тонули в многослойном синеватом сумраке, посреди которого призрачным  пятном, маячило центральное озеро. Но вскоре густая тьма полностью поглотила эту доисторическую землю и лишь призывный львиный рев и отдаленный хохот гиены, говорил о том, что жизнь в кратере ни на минуту не прекращается. Как бы нам не хотелось расставаться с этим многообразным, неповторимым миром, мы отдавали отчет, что нас ждут дома.   

   Пробудившись в середине ночи я вновь подошел к окну и поразился! Над огромным кратером, заливая округу серебристым светом, сияла полная луна. На какое-то мгновение я даже смог различить контуры озера и отдельные кущицы деревьев на дне кратера. Магнетическое сияние овладевало, пробуждая неведомые доселе чувства и мысли: мне даже захотелось выйти на террасу, чтобы вновь полюбоваться этим природным феноменом. Когда неожиданно лунный свет померк... Его заслонила черная глыба какого-то крупного животного. О, Боже, кто это? В это время глыба сдвинулась с места и передо мной во всей своей первобытной красе, предстал грозный кафрский буйвол! Я бросился за фотоаппаратом, чтобы запечатлеть происходящее, но, к сожалению, батареи подсели, и я не мог сделать ни одного снимка. Какая жалость! Зверь, с вызовом глянул в мою сторону, затем, словно бы в издевку, почесался о лежавший на земле валун и медленно, с достоинством, прошествовал дальше. Уже через минуту грозное животное растворилось во мраке ночи...
   До сих пор у меня возникали сомнения в отношении миграции животных, а именно, как все они могли попасть на территорию столь глубокого, изолированного кратера? И вот теперь я собственными глазами убедился, что передвижение по горной местности даже таким крупным зверям, как буйвол, слон или носорог, не представляет особых трудностей.   
   Рано утром, напившись чаю с бутербродами, мы двинулись в обратный путь. Первые отблески зари осветили древнюю землю и первозданная прелесть живой, доисторической природы вновь открылась нашим очам. Не успели мы отъехать, как водитель резко затормозил. Рядом с обочиной стоял монумент. Это была могила Михаэля Гржимека, сына известного немецкого ученого и путешественника, посвятившего свою жизнь спасению диких животных Африки. Выйдя с машины и постояв молча у монумента, мы собирались двинуться с места, когда на  противоположной стороне дороги, рядом с живописнейшей поляной, среди огромных, развесистых деревьев, увитых цепкими лианами, показалось стадо кафрских буйволов. Боже, как они были хороши в этом утреннем, розоватом свете! Их огромные серповидные рога и поднятые в дозоре головы, напомнили мне о мужественных воинах, стерегущих свои владения от незваных гостей. Несколько минут молча, словно завороженные, мы наблюдали за этой картиной. Наконец водитель напомнил о времени и с великой неохотой мы распрощались с этим местом. Скажу честно, я дал себе слово хоть когда-нибудь посетить эти благословенные места... 

   Пришла пора прощаться с этим причудливым и неповторимым миром, где седая древность соседствует с современностью, где палящий зной равнин, сменяет прохлада тенистых лесов и высокогорных альпийских лугов, где, не смотря на все трагические страницы колониального прошлого, живут приветливые и добрые люди. Нам бы хотелось приехать сюда вновь, а пока мы, переполненные впечатлениями, мечтаем поскорее вернуться домой, соскучившись по детям, по привычному ритму жизни и, если хотите, по нормальной еде. Так, не случайно, купаясь в волнах Индийского океана, мне ужасно захотелось обыкновенной жареной картошки с салом и рюмочку водки. Тут уж ничего не поделаешь! Русский человек остается таковым и в Африке!

   Наконец наступил день отлета. Распрощавшись с любезными и улыбчивыми африканцами, покидаем отель, который приютил нас на эти две с небольшим недели! Уже добравшись до аэропорта и поднявшись на борт авиалайнера, мы не сговариваясь приникли к иллюминаторам. В момент взлета что-то защемило под сердцем: там, за бортом, осталось нечто, что и словами не выразишь. Уже в полете, поднявшись на значительную высоту, я вновь взглянул на эту красноватую, изрезанную нитями дорог, многострадальную землю.
   
   Если смотреть на Африку с большой высоты, она напоминает человеческое сердце. Нет, мы не можем сказать «Прощай», мы говорим ей ДОСВИДАНИЯ!

               
               
                2005 - 2009 гг.


Рецензии
Саша, привет!
Прочитал твой очерк и вместе с тобой и твоей прелестной Ириной совершил, пусть виртуальное, но всё равно очень интересное путешествие через две африканские жемчужины - Кению и Танзанию. Ты так красочно и в подробностях описал всё, с чем вы встречались в пути: и колоритных африканцев, и представителей африканской фауны, и красочную африканскую флору, что у меня возникло впечатление, что я был рядом с вами. Всё рассказанное тобою удивляет и впечатляет. Как ты смог удержать в памяти всё увиденное и пережитое? Столько подробностей я бы не удержал в голове. Не вел ли ты путевой дневник?
Об этом красивом и удивительном континенте - Африке, как я убедился, читая твои описания, можно рассказывать очень интересно и бесконечно много. После прочтения твоих африканских тетрадей я, ей-богу, влюбился в Африку, и если бы мне была дарована вторая жизнь, хотел бы провести её там.

Что касается упомянутого тобою Майн Рида, то у меня имелся 5 или 6-титомник его сочинений 1953 года издания, купленный в Лейпциге в магазине "Международная книга". Все тома я прочитал от корки до корки, читали его мои сыновья, родственники и знакомые, и тома были зачитаны, как говорят, до дыр. Украинская таможня не пропускает вывоз книг, изданных ранее 1960 года и Майн Рида, к великому сожалению, как и многие другие старые и интересные издания, пришлось оставить в Житомире.

Теперь о слове джамбо. С этим словом я впервые познакомился в Буэнос-Айресе, там так назывался один из крупнейших Supermercado. Торговая компания Джамбо хорошо известна в Южной Америке. Из Википедии узнал, что имя Джамбо имел знаменитый африканский слон, содержавшийся в конце XIX века в лондонском зоопарке, а затем проданный в цирк в США. Слон имел около четырех метров роста и около семи тонн веса. После его гибели имя Джамбо стало распространённой кличкой слонов в зоопарках и цирках мира, а также нарицательным именем в английском языке со значением «необыкновенно большой, сильный человек, животное или вещь». Об этом я рассказываю в очерке «Буэнос-Айрес торговый».

И последнее. Снимок с красавцем леопардом изумителен. Он ручной? Когда и где ты с ним сфотографировался?
Спасибо автору!
Пока!

Вадим Прохоркин   12.04.2022 18:31     Заявить о нарушении
Дорогой Вадим! Сердечно благодарю за столь горячий отклик на мои приключенческие безделки. Особо ключевые моменты я записывал по ходу нашего путешествия с женой, остальное дорабатывал дома. Долгие годы Африка оставалась моим вторым домом. Я совершил вместе или в одиночку 8 путешествий по этому загадочному континенту. В "нулевых" даже устраивался на работу в один из нац.парков. В 2011 выставил на конкурс "Африканскую тетрадь" и стал лауреатом межрегионального, а по-сути - международного конкурса, посвященного 125-летия Николая Гумилева. Последний раз я совершил небольшое путешествие по Африке 2 года тому назад - побывал в национальном парке Селу, который так любил ведущий клуба путешественников Юрий Сенкевич, тогда же посетил островную часть Танзании - Занзибар. На снимке я играюсь с гепардом - самым быстрым животным на планете. По некоторым данным он развивает скорость порядка 125 км в час. Снимок сделан в сафари-парке г. Найроби. Зверь полуручной. Как ты понял, африканская тема у меня доминирует, есть еще с полдюжины рассказов. Они небольшие. Будет желание, прочти это: http://proza.ru/2019/04/28/1189 Всего доброго и пока!

Александр Грунский   13.04.2022 09:48   Заявить о нарушении
По ссылке рассказ прочитал. Откликнусь завтра.

Вадим Прохоркин   13.04.2022 17:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.