М. Саидов. Женский доктор. Пер. А. Курбановой

           Холодным зимним днем в село Катанух вызвали врача к горянке, терявшей сознание при родах. Катанухцы, ожидавшие врача на краю села, провели его к сакле, где находилась  роженица. 
           Маленькая комната слабо освещалась потолочным оконным глазком. Несколько пожилых женщин, окружив роженицу, лежащую в углу на нарах, старались ей помочь, но только усугубляли положение.
           Врач, войдя на веранду и не находя даже рукомойника, попросил домочадцев налить из кувшина воды ему на руки. Умывшись,  он хотел, было войти в комнату, но плотный мужчина высокого роста загородил ему дорогу.
           – Куда ты идешь? – грубо спросил он и, резко взяв его за рукав, потянул в сторону.
           – К роженице, милейший, – врач удивился непочтительности хозяина дома.
           – Посторонним нечего делать у роженицы, – так же грубо повторил Имацци.
           – Я – врач. Больной необходимо помочь, уйдите с дороги, – взмолился  врач, волнуясь.
           – Будь ты даже пророком, у женщины тебе делать нечего. Я вызывал женского доктора.
           – Слушай, кунак, я и есть женский доктор, позволь помочь…
           – Женский доктор? – Хорош себе женский доктор: с усами, как у сытого кота. Пусть лучше погибнет моя жена, чем такой нахал, как ты, увидит ее голой.
Убедившись, что от слов нет пользы, врач решил позвонить в милицию, и вышел из сакли. Но медсестра быстро догнала его.
            – Пока представители милиции с района прибудут, положение большой может оказаться плачевным, нужно что-нибудь придумать…
Врач вернулся и еще раз попросился войти к роженице.
           – Я лучше знаю свою жену. Она родит и без помощи таких врачей,  как ты.
           Раздосадованный из-за неудачи, врач мрачно сел на табуретку у дверей, как наказанный мальчишка. Слыша из комнаты стоны роженицы, его сердце  разрывалось от досады и врачебной беспомощности.
          – Патимат! – позвал врач медсестру, находившуюся у постели больной. - Я отсюда, с веранды, буду подсказывать тебе, что делать, а ты оттуда сообщай мне, как положение ребенка и здоровье матери.
          – Ладно.
          После долгих подсказок, передающихся как по испорченному телефону,  после настоятельных советов врача, наконец, на веранде услышали крик новорожденной девочки, оповещающей мир о своем рождении, и  счастливый вздох ослабевшей горянки, потерявшей много крови.
          Прошло семь-восемь лет после этого случая, когда опять, опасаясь последствий, к жене Имацци вызвали врача.
          Вспоминая былое, врач с боязнью отправился в Катанух. Как только он слез с машины, Имацци, взяв его за руку, как старого знакомого повел в красивый светлый новый роддом. Горец помог врачу надеть халат, сам прихватил его чемодан с медицинскими инструментами, и торопливо повел его к роженице.
На этом раз роды длились недолго и прошли благополучно.
          Имацци ликующе обнял врача, вышедшего в коридор роддома и вытиравшего пот с лица стерильной марлей.
          – Дорогой кунак, ты в прошлый раз спас мою дочь и её мать. А кто у меня на этот раз? Мальчик или девочка?
          – Девочка.
          – В таком случае с меня шампанское! – Имацци умело открыл  бутылку и протянул врачу стакан с шипучей пенистой жидкостью.
          – Сначала, доктор, ты должен подняться в мой дом, отведать собственноручно приготовленный шашлык.
          Гинеколог с большим изумлением смотрел на волнение Имацци, старающегося загладить свою вину за прошлую грубость, и на значительные изменения в жизни и в быту аула Катанух, а в особенности, на поведение Имацци, пожелавшего помочь жене при родах: «Так бы встретил и раньше. А то «Пусть лучше погибнет моя жена, чем такой нахал, как ты, увидит ее голой». Мало ли на тот свет ушло жён, которым своевременно не была оказана медицинская помощь?»


Рецензии
Интересный рассказ. Только я бы не ставила его как юмористический. Ведь женщина и ребенок могли умереть. Скорее просто зарисовка из жизни.

Елена Каллевиг   17.05.2020 10:38     Заявить о нарушении
Спасибо, Елена, за отзыв и замечания. Я внесла изменения в произведение.
Здоровья Вам и вдохновения в творчестве!

Айша Курбанова 3   17.05.2020 13:45   Заявить о нарушении