Подземный ход. Сказка

Русская народная сказка. Переложение: Серж Пьетро.

   В некотором царстве, в некотором государстве жил-был король и с ним королевич.
И звали сына Иван-королевич.
    Понравилась королевичу одна из придворных фрейлин - очень собою хороша была!   
Спознался он с нею и дал ей свой именной перстень.
Ни много, ни мало прошло времени – фрейлина сына, похожего на королевича, родила.
Король тотчас узнал про все их дела.
    Приказал её вместе с ребёнком посадить в бочку и пустить в море,
чтоб не думал народ, что это от царя наследник, и чтоб подальше поэтому бочка уплыла.
Бочка плавала-плавала, остановилась
и у одного острова развалилась.
    Мать с сыном вышла на берег и осталась тут жить. Вот сын её рос-рос,
да и вырос.
В одно время говорит он: "Любезная государыня-матушка! Позволь слово сказать:
дай мне свое благословление, я поеду службы искать."
   "Поезжай, сынок,
хочешь – на юг, хочешь – на восток. "
Вот он приехал в тот город, где отец его Иван-королевич царствовал
король-то старый давно помер, деда внук так и не повидал.
Идёт по улице и повстречал одного купца:
"Господин купец! Возьми меня к себе в приказчики, буду служить, как для отца."
    "Да ты чей?" 
    "Здесь я сирота, нет у меня тут ни отца, ни матери, значит – ничей."
А собой он был статный, писаный красавец
и тотчас же полюбился купцу удалец.
    "Ну, - говорит, - коли ты сирота, ступай ко мне в приёмыши - иного не жди ответу,
у меня-то своих детей нету".
    Стал купеческий приёмыш торговать в лавках и пошло дело, словно по маслу.
Старые приказчики только дивятся: откуда у него такая сметка, вся выгода за ним  носится,
барыши сами к нему в карман так и просятся.
   В ту самую пору Иван-королевич задумал жениться на купеческой дочери, что жила вдали –
такая красавица была, что люди по десять тысяч за один посмотр давали.
    Стала купеческая дочь к свадьбе готовиться,
послала свою служанку в лавках разных материй закупать, чтоб платья свадебные начали  шиться.
   Служанка входит в лавку к купеческому приёмышу, а он сидит да игрою на гуслях забавляется.
И как хорошо играет! Кто слушает – не наслушается.
    Служанка слушала, слушала и забыла, что ей невеста наказывала.
Воротилась домой и говорит купеческой дочери:
"Простите, сударыня! Так и так - позабыла,
зачем вы меня посылали, музыкой заслушалась - всё сразу забыла!"
   Захотелось купеческой дочери самой этой чудесной музыки послушать.
Оделась и поехала в лавку - музыку слушать.
   А приказчик сидит себе да на гуслях поигрывает.
Только вошла она в лавку, как усмотрела молодца, что играет –
удали его удивилась,
тотчас по уши в него влюбилась.
А он бросил свои гусли, встал и спрашивает благородно:
"Чего вам, сударыня, угодно?"
   Тут она набрала всяких товаров на несколько тысяч и говорит приказчику:
"Со мной теперь денег нет, но я  всегда позже дома плачу,
а ты  приходи ко мне вечером попозднее - я тебе дома заплачу".
     "Хорошо, приду - постучу в двери.".
     Вечером приказчик запер лавку и пошёл к купеческой дочери.
Постучал в двери, она тотчас повела его в свою комнату,
положила на стол острую саблю и говорит ему тихим голосом, словно в темноту:
 "Коли хочешь жить, полюби меня,
а не станешь любить – сниму с плеч твою буйну голову – не пожалею ни тебя, ни себя!".
   А он и сам не прочь с нею знаться.
Скоро они поладили и провели всю ночь, при Луне одной лишь стали миловаться.
    "Ну, милый, – говорит ему купеческая дочь, –
сделай ты теперьча от своей лавки к моим покоям подземный ход, освети его фонарями
и ходи ко мне кажную ночь,
но чтобы тебя никто из людей не видал,
а то, коли королевич узнает, – беда нам; нельзя, чтобы он знал!"
   Приказчик простился с нею, пришёл домой и, долго не думая, посреди ночи
нанял тотчас работников и вырыл подземный ход от лавки до покоев купеческой дочери.
    С той поры и начал он к ней похаживать.
Меж тем Иван-королевич говорит отцу своей невесты:
"Батюшка! Пора нам свадьбу играть".   
"Да я готов хоть сейчас. Вот только дочка скажет и можно начинать."
   А дочка притворилась больной и просит до её выздоровления обождать.
Ждали месяц и другой –
она всё кажет себя больной.
    Запало королевичу сомнение: "Уж нет ли у неё кого другого? Сердце недоброе прочит,
что это она за меня выходить не хочет?".
    Поставил он везде часовых, чтобы строго смотрели:
не ходит ли кто к его названой невесте.
Но куда часовым усмотреть, когда ход такой устроен в подземном месте?
   Видит королевич, что дело-то неладно.
Нарядился в солдатскую шинель, чтоб смотрелась ладно,
и пошёл поздним вечером по городу:
не проведает ли чего сам? А сам он всегда был ловок - царского ведь роду!
   Шёл-шёл и усмотрел – в лавке огонь светится.
"Зачем бы в такое время в лавке огню быть?"
Постучался в дверь, может чего за дверью заметится?
   "Чего тебе, служба, надобно?– спрашивает купеческий приёмыш, - что забрёл с вечера?"
   "Пусти, добрый человек, ночь переночевать. Даром нигде не пускают, а денег нет.
Я-то пришёл издалеча."
    Жалко его стало приказчику. "Ну, - говорит, - входи, будешь гостем."
    Ровно в двенадцать часов собрался приказчик к купеческой дочери в гости.
Встал потихоньку и пошёл подземным ходом. А королевич не спит –
всё видит.
Поднялся, да вслед за ним. Вот таким-то случаем и узнал он,
что к его невесте купеческий приёмыш ходит подземным ходом,
что каждую ночь они пьют-гуляют вместе  - наслаждаются звёздами да любовным мёдом.
    На другое утро солдат простился с приказчиком и ушёл.
Приказчик ничего не ведает, ещё минута и работать бы пошёл.
   А тут вдруг нагрянула стража и королевский указ принесла, а у самих грусть на лице:
велено его взять и в тот же день повесить на торгу на виселице.
    Народу сбежалось видимо-невидимо. Сам королевич приехал – всё хочет знать.
Только повели купеческого приёмыша вешать, а тот просит последнее слово сказать:
    "Есть у меня именной перстень, от моего батюшки достался, возьмите его
и перешлите на такой-то остров к моей родной матери – только и всего."
    Королевич взглянул на перстень и тут же опознал, что этот приёмыш - его сын,
ему это не показалось!
Тотчас велел остановить казнь, обнял его крепко и стал расспрашивать, как и что с ним сталось.
    После того королевич обвенчал своего сына-молодца на купеческой дочери,
а сам женился на его матери – своей бывшей любимой фрейлине,
сам ввёл её в свой  дворец в самые красивые двери!
   С тех пор с тех мест и пошла пословица:
подаришь – не потеряешь, а новую жизнь обретёшь.


Рецензии