Кёсем-султан в глазах современников

Дипломат Пьетро делла Валле писал о Кёсем-султен, что она «более мила, чем красива». Венецианский посол Симон Контарини описал Кёсем как женщину «красивую и проницательную и, кроме того… обладающую многими талантами… Она прекрасно поет, вследствие чего продолжает пользоваться любовью султана… Не то, чтобы ее уважают все, но в некоторых делах к ней прислушиваются, и она — фаворитка правителя, который хочет, чтобы она постоянно была рядом с ним… Она сдерживает себя с большой мудростью от слишком частых разговоров с султаном о серьезных делах и делах государства».


Французский посол Кристофор Вальер в 1616 году утверждал: «Она может творить с султаном все, что пожелает, и полностью завладела его сердцем, и ей ни в чем нет отказа».

Говорят, что султанша до последних лет сохраняла красоту. Вот так  отзывался о ней в 1645 году дипломат Симон Контарини: «главная королева, знаменитая Кёсем-султан, старая, но еще красивая».

Естественно,  многих интересовало, как выглядела Кёсем-султан. Поэтому за неимением изображений за ее портреты стали выдавать изображения других персон.

В 1688 году в Гамбурге была выпущена книга «Thesaurus exoticorum». Авторы поместили как изображение Кёсем-султан гравюру с подписью «Zelome Sultane». Однако вскоре было установлено, что это работа Мельхиора Лорка, который как известно умер в 1583 году, и, следовательно, никак не мог изобразить легендарную правительницу.


Чаще всего за ее портрет выдается изображение кормилицы султана Мехмеда IV, рабыни кызляр-аги, кпроживавшей в гареме султана с сыном и попавшей в плен к мальтийским рыцарям в 1644 году. Именно эта работа была продана 4 октября 2012 года на аукционе Сотбис. По заключению экспертов, она относится ко второй четверти XVII века, автор картины — неизвестный художник круга Франца Херманна и Ганса Геммингера.

Это австрийские художники, которые находились в делегации посольства, посланного Фердинандом II к султану Мураду IV в 1628 году. Согласно заключению, приложенному к картине, на ней изображена «любимая жена султана Ахмеда I, известная как Кёсем или Махпейкер-султан, кормящая грудью своего сына будущего султана Мурада IV или будущего султана Ибрагима ».

Возникает резонный вопрос — на основании чего были сделаны эти заключения? И кто мог позволить рисовать обнаженную грудь любимой женщины султана? Опять же, Кёсем не могла быть кормящей матерью в 1628 году, ибо Мурад родился в 1612 году, а Ибрагим в 1615 году. Сделав небольшой подсчет, несложно определить -  к моменту приезда художников в Стамбул сыновьям Кёсем было 16 и 13 лет…


Рецензии