Закладка

Девушка дочитала рассказ и прикрепила на страницу закладку – черную кошку с длинным загнутым хвостиком и когтистыми лапками. Старая книга заняла своё место на полке.
— Зачем ты вцепилась в страницу так сильно? Прекрати царапаться, кошка, это неприятно, — проворчала книга.
— Я? Я не вцепилась. Здесь темно и страшно, я боюсь задохнуться, — чёрная лапка сжала край страницы сильнее, хвостик дернулся. Кошка скребла лапками, пытаясь вылезти, выгибала спину и шипела.
— Вот вертушка, аккуратнее. Твоя задача — оберегать меня, а не портить и мять.
Кошка замерла, недовольно шевельнула усами и промурлыкала, — я об этом-м-м ничего не знаю-м. Как только я родилась, м-меня упаковали в прозрачный пакет и засунули в коробку. Было страшно, от тряски кружилась голова. Очнулась в огромном светлом доме под стеклом. А потом руки извлекли м-меня из упаковки, и я опять оказалась в темноте, а потом — вот здесь. Ничего не понимаю. Выпусти м-меня, — шваркнула лапой кошка по странице, оскальзываясь.
— Хе-хе, — посмеялась книга. Страничка защекотала брюшко закладки.
— Ой, упаду, — пискнула та и ещё судорожнее вцепилась в край листа.
— Трусиха! Не бойся, я тебя удержу. С полки мы не свалимся и прекрати лохматить край листа. Закладка, рвущая книги, не нужна людям. Если хочешь долго жить, выполняй своё предназначение спокойно.
— А какое у меня предназначение? — озадаченно спросила книгу закладка.
Мудрая книга улыбнулась:
 — Я расскажу тебе, слушай.
Очень давно, когда не было печатных книг, люди передавали знания на тонком папирусе. Тонкие кусочки свитков склеивались между собой. Но найти нужные записи, не испортив хрупкий папирус, было очень трудно. Тогда и появились первые закладки. Кто-то приклеивал кусочки папируса, кто-то отмечал страницы петельками из ниток или кусочков тонкой кожи. На смену свиткам пришли книги из пергамента, а много позже — из бумаги. Закладки тоже изменились. Красивые шелковые закладки украшали вышивкой, портретами королей и королев. Такие были не у всех. Появились закладки из велюра и картона.
Девушкам нравилось закладывать страницы книг цветами или растениями. Красиво, но на страницах оставались следы пыльцы, а растения быстро засыхали и крошились. Очень неудобно, когда твои страницы колют засохшие останки былого очарования. Особенно если ты — редкая книга.
— А ты редкая книга? — спросила закладка, всё ещё подёргивая хвостом.
Книга не обратила внимания на слова кошки и продолжила:
— Много позже нас, книг, стало много. На смену засохшим лютикам и ромашкам пришли закладки из картона или пластика с зажимами для страниц и даже металлические. На вас, закладках, иногда пишут забавные надписи или размещают рекламу, — добавила книга. — Теперь даже закладки-светильники и скрепки есть. Чего только люди не придумают для удобства!
— А зачем им удобство? — уточнила закладка и в ожидании ответа поджала хвостик.
— Люди несовершенны, милая, и очень вертлявы. Они умеют умещать в памяти много знаний, но могут забыть самое простое — где закончили читать. Самое неприятное, когда страницы перетряхивают, мнут. Некоторые даже загибают уголки листов, — возмутилась книга. — Это больно. Загнутый кусочек листа может оборваться, и книга уже никогда не будет целой.
— Это ещё страшнее, чем сидеть в темноте и не знать, кто ты, — пробормотала закладка и задумалась.
— Не заставляй меня грустить и вспоминать горькие страницы из жизни. Рассказанного хватит, чтобы понять, чем ты помогаешь. Ослабь хватку, малышка. Моя страница уже устала от твоих крепких объятий, — книга поморщилась и замолчала.
— Какая умная книга, — подумала закладка, — может рассказать много интересного. И уж точно не сделает больно.
Малышка расслабила лапку и притихла, раздумывая, о чём бы ещё спросить у книги.
 


Рецензии
Здравствуйте, Соня!

С новосельем на Проза.ру!

Приглашаем Вас участвовать в Конкурсах Международного Фонда ВСМ:
См. список наших Конкурсов: http://www.proza.ru/2011/02/27/607

Специальный льготный Конкурс для новичков – авторов с числом читателей до 1000 - http://proza.ru/2020/12/14/950 .

С уважением и пожеланием удачи.

Международный Фонд Всм   18.12.2020 10:36     Заявить о нарушении