Гора Пишкух

     Кыргызская Республика – горная страна. Большая часть её территории расположена в горной системе Тянь-Шаня, которая характеризуется совокупностью горных хребтов, вытянутых на большие расстояния с востока на запад. Одним из таких горных хребтов является Кыргызский Ала-Тоо, ограничивающий мощной стеной южную часть Чуйской долины. Составной частью этого хребта является и небольшой хребет, вытянувшийся в южной части города Бишкека. В древности северная лицевая часть этого хребта носила название Пишкух. Этот топоним был известен примерно с V-VI века, когда часть территории Кыргызстана была заселена оседлыми ирано-согдийскими племенами, говорившими на одном из диалектов персидского языка. С точки зрения этимологии название хребта  представляет собой двухсложный топоним, первый компонент которого восходит к согдийскому «пеша, пиша» и иранскому «пиш» в значении  «передняя, лобная (лицевая) часть горы». Второй компонент происходит от иранского «кух» и переводится как «гора». Подтверждением идентичности этому топониму является наличие на территории Таджикистана и Ирана гор с аналогичным названием Пишкух.Позднее название лицевой части этого горного хребта было перенесено на весь хребет.
     Однако постоянная передислокация народов параллельно приводила к эволюции многих географических названий и, их изменению и приспособлению под языки местных народов. Неоднократно менялся и национальный состав Чуйской долины. Так в VI веке сюда на смену согдийцам пришли тюрки, а c VIII века территория Кыргызстана подверглась исламизации и арабизации вследствие походов Кутейбы ибн Муслима в 712 году. С 1210 года эта территория была завоёвана монголами. Также в этот период на территории Кыргызстана жили и многие другие народы, вследствие чего названия многих географических объектов страны пестрели иранскими, тюркскими, арабскими и монгольскими топонимами.
     По своему назначению гора Пишкух являлась: 1 - природным географическим объектом; 2 – мазаром – сакральным местом посещения, поклонения и осмотра, и 3 – как место проведения различных общественных мероприятий.
     В древности доисламские языческие верования нашли отражение и в таких обычаях как поклонение земле, воде, камням и рощам, равнинам и отдельным горам, которые считались таинственными и опасными местами природного комплекса и местом жительства мифических существ и животных. Такие места назывались местным населением «святыми» -  отмеченными Богом, происходящими от Него, отмеченными Его присутствием или действием Божественной Благодати, посвящёнными Ему в служение и отделёнными от всего сотворённого и мирского. Древние согдийцы по религиозным верованиям были язычниками и считали гору Пишкух святой, связанной согласно религиозным представлениям с деяниями богов и святых; а также посвящённой каким-то историческим событиям и чудотворениям и являющейся объектом поклонения верующих, совершающих паломничество к ней. Само понятие святости (божьего свойства) таких крупных географических объектов, как гора, озеро и другие, было обусловлено неграмотностью местного населения и неспособностью объяснить многие физические явления, происходящие на этих объектах.
     Согласно анонимному сочинению «Зийа ал-клуб» (Сияние сердец. 1603 г.), составленное в Восточном Туркестане, и посвящённое языческим обрядам кыргызов, на этой горе находилось языческое капище (святилище, культовое место, на котором устанавливались идолы языческих богов) -  бут-хана [санскр. бут - через кит. идол, икона + ир. кана – помещение). По этим же сведениям это было дерево, на котором развешивались идолы, сделанные из дерева и камня. Местные жители приходили к местам поклонения (в том числе и на гору Пишкух) с молитвами и различными просьбами. Формой внешнего выражения веры являлось также паломничество к на эту гору как месту религиозно-исторической памяти географическим объектам и реликвиям, имеющим сакральное значение в данной религии и данной местности.
     Также, по мнению историков, местные жители, считая гору Пишкух святой, проводили на её вершине, представляющей возвышенную плоскую и слабоволнистую равнину, ограниченную со всех сторон крутыми склонами,
но имеющую во многих местах более пологие спуски, различные религиозные и общественные ритуалы (лат. ritualis – обрядовый, традиционный; установленный порядок действий при совершении какого-либо религиозного акта): жертвоприношения, бракосочетания, церемонии назначения на правительственные должности с принятием присяги, всенародные праздники и другие обряды.
     Религиозный обряд представлял собой внешнее выражение верований человека в Бога; и, учитывая неспособность человека представлять себе Бога и устанавливать с Ним связь без какого-либо видимого посредства, позволял  такую связь установить.
При проведении сакрально-бытовых мероприятий местные жители того периода поднимались на вершину этой горы, становились на колени и поднимая вверх руки молили господа-бога о ниспослании на них благодати и исполнения всех их пожеланий.
     Кроме того, на вершине этой горы проводились различные игры, спортивные соревнования и другие развлечения, проводимые в дни больших всенародных праздников: боевое искусство, скачки на лошадях, борьба (к;р;ш) и другие.
Наиболее массовым общественным мероприятием было празднование Нооруза  (перс. nava – новый + перс. r;z – день = новый день) – прихода весны по астрономическому солнечному календарю у иранских и тюркских народов. Это событие отмечалось 21 марта, в день весеннего равноденствия, и знаменовало собой начало нового года.             Изначально Нооруз был языческим праздником зороастрийцев, который зародился в Хорасане (историческая область на северо-востоке Ирана) более 3000 лет назад, почти одновременно с возникновением земледелия, и вскоре распространился по всем сопредельным странам,  которые считали день весеннего равноденствия священным.
Празднование Нооруза всегда сопровождалось конными играми и скачками. Также проходили соревнования по стрельбе из лука и командные соревнования по кок-бору (к;к б;ру  - скачки с козлом) и эр эниш (борьба всадников).
Среди местного населения бытовало поверье, что на горе Пишкух витают души погибших воинов, а также души святых и других людей.
     Вполне естественно, что древние народы, жившее на территории Чуйской долины, в частности в предгорьях горы Пишкух, сочиняли и собственные легенды, мифы и сказки. Но, учитывая длительный период населения этого района разными народами и нашествие различных иностранных завоевателей, а также отсутствие письменности, такие формы народного фольклора существовали лишь в устной форме и исчезали в связи с перекочёвками этих народов в другие районы и местности и сохранились в настоящее время в персидских, таджикских, афганских и памирских языках, а также в языках других народов, живущих в настоящее время на других территориях.
     Но там, где они жили раньше, остались и сохранились до настоящего времени многие географические названия (топонимы), но часто в искажённой форме, приспособленной под особенности языков последующих народов. К такому виду топонимов относится и древнеперсидское название горы Пишкух, которое постепенно преобразовалось в Бишкек.
     Кроме этой горы  в Кыргызстане много и других  горных образований (систем, хребтов, массивов, пиков и др.), которые так же овеяны мифами и легендами. Так, например, существует и ряд легенд и мифов о происхождении гор.
     Одна из таких легенд приведена ниже. Когда бог создал землю, она была круглая и ровная, а вместо горных хребтов повсюду расстилалась степь. А глубоко под землёй в больших пустотах и пещерах жили  дэвы (ир. дэв,  кырг. дёо - сказочный исполин, великан, гигант) - в ираноязычном мире сверхъестественные человекоподобные существа, имеющие вид великанов, наделённых нечеловеческой силой, против которой ничто не может устоять;   фантастическое существо, сказочный исполин, великан антропоморфного (человекоподобного) или зооморфного (в виде животных) вида;  сказочное существо невиданно чудного и страшного вида. 
И вот однажды между дивами началась борьба за власть. Ужасна и упорна была эта борьба, но никто из дивов не мог победить. И тогда они договорились, что старшим среди них станет тот див, который выше всех поднимет земную твердь. И вот они, упёршись в земную твердь, начали поднимать её, всё выше и выше. И земная твердь не выдержала этого напора и стала выгибаться под действием этих ужасных сил. И тот див, который на самую большую высоту выгнул земную твердь, стал старшим дивом. Имя этого дива было Чокужан (кырг. чоку – верхняя часть головы, макушка + перс. жан – душа = верховный дух). А на поверхности земли появились горы, остроконечные части которых, по имени этого дэва, стали называться пиками (чоку).
     В другой легенде рассказывается, как кыргызам досталась эта гористая местность.
    На заре человечества, когда людей расплодилось так много, Бог  решил поделить всю землю между ними и велел повсюду объявить об этом.  Плодородные долины, скалистые горы, безводные пустыни, леса и всё то, что существовало в том мире, было распределено Богом. Каждому досталась доля, в соответствии с божьей волей. Но вот  в последний день раздачи территории, Бог заметил кыргыза, спящего под деревом, тогда как другие вели борьбу за получение лучшей территории. Эта незаинтересованность затронула Бога, что он спросил его:
- А ты почему спишь, ведь я уже почти всю землю раздал другим людям.
- Я не мог бросить отару своих овец - ответил пастух.
Такой ответ понравился богу и он сказал:
-  Я оставил себе под дачу маленький, но гористый участок земли, как раз пригодный для пастьбы овец и я отдаю его тебе.
                Тем, кто в горах овец пасёт
                Уваженье и почёт.
                Бог кыргызов пожалел
                И отдал им свой надел.
                И с тех пор в горах Тянь-Шаня
                Есть наделы (угодья) Кыргызстана.


Рецензии