Католицизм в эпоху Возрождения
Главным догматом католицизма является принцип "Филиокве", согласно которому Святой Дух исходит не только от Бога Отца, но и от Бога Сына, откуда и возник следующий догмат, предусматривающий главенство папы римского, что он является наместником Христа. Подтверждением тому является тезис, который произнес Христос апостолу Петру: на этом камне Я воздвигну Церковь и врата ада не одолеют ее. Также стоит отметить и жизнь Богородицы Девы Марии, апостолов и святых: их подвиг веры, мученическую кончину, деятельность, в том числе труды. Чтобы защищать свои позиции, а также чистоту веры от еретиков, был установлен в 1215 году при непосредственном участии папы Иннокентия III институт Святой инквизиции, которая путем репрессий сдерживала распространение ересей и колдовства. Это означает, что папа пытался придерживаться нравственно-духовной чистоты своих адептов, основанной на евангельских заповедях, что должно было создавать некое поле. Различие и правильность католической и православной духовностей - это другой вопрос; мы не будем в него вдаваться подробно, лишь остановимся на том, что духовность подразумевает некие мифы, в которые данные адепты верят. О них и ведется речь в данной статье. И эти мифы отразились в литературе, музыке, живописи и иконописи. Также люди верили в таинство Причастия во время Литургии на основании изречения Христа, данного на Тайной Вечери: Хлеб - ешьте его, ибо это Тело Мое, и пейте вино, ибо это Кровь Моя, пролитая за ваши грехи. Это же касается и Исповеди, которая была одним из главных элементов Литургии. Сама Литургия, вернее, ее прообраз, часто рисовался на иконах, вырезался на дереве. Наглядным примером того является алтарь Вита Ствоша в Мариацком Костеле г. Кракова в Польше. Также были религиозные календари, в которых на каждый день отмечались жития святых, праздники, взятые из библейских событий и Пасхалии - движимые праздники, связанные с Пасхой. Также издавались разные Псалтири, Библии, необходимые для ежедневного чтения. Также главным постулатом католицизма был догмат креационизма, согласно которому мир был создан за шесть дней, а на седьмой день Бог отдыхал. Стоит добавить и тезис того, что Бог является Вседержителем, а значит, управляет миром, народами и отдельно взятыми людьми, то есть, каждым из нас, при этом у человека остается личная свобода действий, которая часто регламентируется обстоятельствами его жизни. Бытие состояло из материального и духовного миров. Духовный посмертный мир состоял из Рая, куда попадали праведники, исполняющие Божью Волю, и ада, куда попадали грешники: убийцы, еретики, колдуны, насильники, воры и т.д., а также из чистилища, куда попадали души тех людей, которые своей земной жизнью "не дотягивали" до пребывания в Раю, но и не были достойны ада, и им приходилось там проводить процесс очищения для жизни с Богом в Раю. Отсюда можно сделать вывод, что главным элементом повседневной земной жизни католика являлась подготовка к жизни в Раю. Бог управляет миром. Также, стоит отметить, что Бог является единым.
А теперь рассмотрим влияние мифа в оккультных произведениях таких деятелей Возрождения, как Марсилио Фичино, Тритемий из Вюрцбурга, Джордано Бруно. Марсилио Фичино, о котором пишет Куллиану в своей книге "Эрос и Магия в эпоху Возрождения", указывает в своем трактате "Платоновская теология", что главным венцом творения Бога является человек: "Ты можешь переродиться в низшие неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие божественные." То есть, здесь указан принцип реинкарнации, который не признает христианская Церковь. Также речь о иерархии - триаде Эроса: Сущее-Божественное-Созерцательное; Разум-Человеческое-Активный-Зрение; Животное-Сладострастное-Осязание, что является фундаметом сенситивной культуры. Стоит отметить, что приведенная иерархия чувств была позаимствована у Плотина. В своем трактате "Tempora opportuna" Фичино указывает на связь земных растений и зодиакальных духов, от которой зависит качество снадобий для колдовства: "чтобы сорвать лекарственное растение или чтобы изготовить снадобье или талисман, полностью зависят от положения планет в зодиаке и в их небесных домах". А вот что считает Тритемий из Вюрцбурга в своем трактате "Chronologia mystica" на тему Бога, который правит миром: "Бог управляет космосом через семь "вторичных разумных причин", которые суть не что иное как планетарные духи: Орифиэль, ангел Сатурна, Анаэль, ангел Венеры, Захариэль, ангел Юпитера, Рафаэль, ангел Меркурия, Самуэль, ангел Марса, Габриэль, ангел Луны и Михаэль, ангел Солнца." К тому же, он их считает зодиакальными астрологическими сущностями, которые могут исполнять желания и быть, своего рода, передатчиками человеческих сообщений. Для этого необходимо провести соответствующий ритуал. А теперь перейдем к монаху-расстриге Джордано Бруно. В своей книге "Изгнание" Джордано Бруно описал, что мир звезд поделен на сорок с лишним секторов и им управляет примерно столько же богов. А вот что он пишет о самом мироздании: "Для магов является аксиомой то, что во всем, пребывающем над нашим взором, Бог производит свое действие через богов; боги воздействуют на небесные или астральные тела, которые являют собой тела божественные; они же производят действие на духов, пребывающих в звездах и управляющих ими, одной же из звезд является Земля; духи воздействуют на элементы, элементы - на составляющие, составляющие - на чувства, чувства - на душу, а душа - на все животное."
Возникает вопрос: почему многие видные вышеуказанные деятели оккультизма принимали религиозный сан конфессии, которая в корне не соответствовала их воззрениям, изложенным выше? Во-первых, будучи священником или епископом, они имели влияние на общество, которое приходило в храм на исповедь или послушать проповеди духовенства. Например, вышеуказанные идеи могли как бы незаметно добавляться в ту же проповедь, которую слушали адепты католицизма во время мессы. Например, можно было незаметно вставить тезис о планетарных духах, чего нет в догматах веры. Так постепенно искажается само учение и ее мифология, в которую люди того времени верили. На этом основании у людей постепенно менялось религиозное мировоззрение, что в свою очередь и создавало фундамент для Реформации, которая произошла почти одновременно с эпохой Возрождения. Второй момент: сама аморальная форма жизни деятелей Возрождения в аспекте оккультизма сеяла среди адептов католицизма нелюбовь к данной конфессии, что потом привело к Реформации. Вспомним две вещи: 1. Тритемия из Вюрцбурга выгнали из аббатства сами монахи. 2. Само движение Реформации, как писал Куллиану, начиналось как желание протестантов возвратиться к настоящей библейской духовности. Об этом четко написал в 1517 году Мартин Лютер в своих "95 тезисах". То, что сделали со своим учением в аспекте разницы с католицизмом протестанты - это вопрос другой. Возникает еще немаловажная деталь: сам институт святой инквизиции, основанный папой Иннокентием III, дал трещину (первоначальное задание инквизиции была защита католической веры от посягательств еретиков и магов), в связи с чем возникает ряд вопросов: почему в ряды католической Церкви начали все чаще просачиваться деятели оккультизма? И почему во многих случаях в тот момент институт Святой инквизиции молчал? Она не могла не знать о том, чем занимаются аббаты и епископы, ведь, чтобы выявить еретиков и колдунов, инквизиция должна обладать соответствующей сетью осведомителей. Игнатий Лойола, кстати, когда создавал свой орден иезуитов, он пользовался уже существующей на тот момент сетью осведомителей. Так было с Фичино и Тритемием из Вюрцбурга, который отделался изгнанием из спонхеймского аббатства, но не был казнен инквизицией. Мало того, он пользовался покровительством императора Максимилиана I, а свою оккультную работу "Стеганография" он посвятил Филиппу, графу Пфальцскому. Они не могли не знать о его занятиях. Отсюда можно сделать несколько выводов: а) сама светская власть Европы начала прогнивать, так как она имела непосредственный доступ к магическим, оккультным книгам; б) в институт инквизиции начали проникать персоны, которые имели морально низкий уровень. Возникает вопрос: а как же казнь Джордано Бруно? В вопросе казни Джордано Бруно стоит отметить тот факт, что Бруно был харизматичным, скандальным и вспыльчивым человеком, о чем вспоминает в вышеуказанной работе сам Куллиану. Например, во время пребывания в Англии Джордано Бруно оскорбил и разругался с местными английскими профессорами. И святая инквизиция не могла этого простить, так как сам скандал, связанный с его магическими взглядами, начал выходить далеко за рамки дозволенного.
Свидетельство о публикации №220051601226