Соцветье звуков нас пленяет вновь

      Мы счастливые люди – вся наша жизнь связана с цветом, запахом, звуками. Мы и на свет-то появляемся с криком, пусть больше напоминающим писк, такой он тонкий, слабый, но живой. Я уже как-то упоминала о том, что существует мнение, будто ребёнок кричит, сделав первый вдох. Согласно другому мнению – от боли, ведь родиться нелёгкий труд – а потом забывает, но всю жизнь кричит от радости и боли. Первый крик ребёнка настолько важен, что этот факт обязательно фиксируют в медицинских документах.Отсутствие крика новорожденного - это сигнал о том, что нужна срочная помощь малышу.
      Звуки окружают нас повсюду, независимо, где мы живём – в селе или городе, многоквартирном доме или частном секторе. И, привыкая к одним, мы обращаем внимание, реагируем на другие. Например, гудение движущегося лифта, звонок трамвая, сигнал клаксона, перезвон колоколов. А ежедневные, постоянные бытовые шумы, звуки для жильцов становятся такими привычными, незаметными – звук льющейся воды в ванной комнате или туалете, шуршание жалюзи от ветерка в приоткрытом окне, тиканье ходиков или бой настенных часов, шарканье тапок, шипение газа под чайником, бормотание работающего телевизора… Неврологи даже рекомендуют не избавляться полностью от звукового фона, так как это вызывает скрытое напряжение, чувство беспокойства и тревоги, причину которой мы не осознаём.
      Попадая в другую обстановку, обязательно обратим внимание на другую мелодию звонка у входной двери, телефона, отсутствие  часового боя или «пулемётного» треска за окном. Привычные звуки для нас выстраиваются в своеобразный ряд и если чередуются с определёнными интервалами, мы улавливаем  созданный им ритм – как в детстве – два притопа, три прихлопа: вот с равными промежутками что-то трижды прострекотало, затем раз пять звонко дзинь, через минуту дважды вжик-вжик. Затихло. И опять трижды что-то стрекочет…
       Тянет сходить на стройку, как-нибудь влезть на «леса» и узнать, увидеть, услышать – зачем, чем и как. В выходной день, не слыша этих звуков, в недоумении выходишь на балкон или подходишь к окну – вот оно что, стройка стоит! Как будто какой-то момент, кусок жизни выпал и не вернёшь, а жаль.
       Звуки даже классифицируют, изучают и это правильно и необходимо, с ними связана жизнь, здоровье, профессия. Ведь не из-за каприза горожане переезжают в село, а селяне, став горожанами, теряют покой и страдают бессонницей. Как-то заночевав у друзей на даче, я не спала всю ночь из-за тишины, то есть отсутствия шума – шороха шин проезжающих машин, звука клаксона, кашля и храпа соседей за стеной – и пения соловьёв.
        Цвели яблони, и мне казалось, если  прислушаться, непременно услышу, как раскрываются лепестки цветков и связано это именно с соловьиными трелями. Так и прошла соловьиная ночь, и я нисколько не жалела, что  не сомкнула глаз.
        Дома, занимаясь обычными домашними делами – готовлю обед, ремонтирую одежду, убираю в комнатах – что-нибудь напеваю, и кажется дело идёт и быстрей и веселей. Или включаю какие-либо записи. Тут как с книгами, иногда тоска по Толстому, Тургеневу, а иногда  читаю Агнию Львовну и хохочу над  «игрой в стадо». Так вот музыка. Она должна будить, будоражить душу. Для композитора и исполнителя страшно, если слушатель остался равнодушным, не разогрелся.
         Ехала  как-то в междугородном автобусе, водитель включил приёмник, многие пассажиры негодовали, что мешает подремать. Шёл какой-то концерт, диктор объявил – Танго соловья.Голос прозвучал как-то особенно, словно обещая или приглашая к чему-то хорошему. Мой сосед вдруг так страшно закричал – останови, что мы испугались, а водитель, съехав на обочину, резко затормозил. Мужчина приложил палец к губам, призывая всех молчать, мы замерли и услышали… Волшебство, чудо – лилась мелодия, и её сопровождал свист. Они переплетались, иногда чуть отдалялись, как бы пережидая друг друга, словно каждый хотел услышать и насладиться партнёром.Но они всё время были вместе. Слушали все с таким напряжением, затаив дыхание.У кого-то на лице появилась улыбка, кто-то прикрыл глаза, словно зрение мешало слуху, чьи-то брови поднялись изумлённо... Номер закончился, автобус тронулся, все молчали, пока я не сказала  - Спасибо Вам! – своему соседу. Он неловко отмахнулся – да мне-то за что? Это Мастерам! – и кивнул на приёмник. Он сошёл, не доезжая до города, и свернул на просёлок.
       Добравшись домой, я разыскала, узнала, что автор музыки Юрий Богословский, мастер художественного свиста Савва Таиса. Услышав впервые песню «Вы слыхали, как поют дрозды», я вдруг подумала – а ведь, действительно, каждый звук имеет свою окраску, оттенок, степень яркости. Зависит от состояния, настроения, эмоциональности и даже характера, если это касается человека и вообще живого существа. Да что там, стоит посмотреть, как мастер слушает свой станок, механик мотор… Вспомнилась немудрящая песенка Елены Ваенги  - ведь неважно, что ты сказал, главное не ЧТО, а КАК. А ведь очень верно, в этом КАК – описание звука, определяющего всё дальнейшее.


Рецензии
Слово – двигатель прогресса. Очень важно изучать, беречь и развивать наш язык, не забывая о его красоте, силе и чистоте. Ведь нет прекраснее слова чем то, которое созидает и несет в себе добро.
Татьяна, спасибо, Вам, за всё, и заходите, на огонёк!!!

Александр Псковский   16.05.2020 23:44     Заявить о нарушении
Благодарю за отклик и приглашение.Всего доброго.

Татьяна Юдина Михайлова   17.05.2020 10:29   Заявить о нарушении