Homo Sapiens как эксперт в области развития сознан

Долгое время бытовало мнение (и многие придерживаются его до сих пор), что природа человека принципиально отличается от животной природы. Однако с развитием науки, в частности биологии, эта точка зрения стала вызывать всё больше и больше сомнений. Еще Чарльз Дарвин в своей книге «Происхождение человека и половой отбор» написал, что различия между мышлением человека и животных имеют не столько качественный, сколько количественный характер.

Его коллега и соавтор Альфред Уоллес был менее категоричен в этом вопросе, считая, что эволюционная теория не в силах объяснить те умственные различия, которые наблюдаются между человеком и животными. Можно допустить естественное эволюционное происхождение «животной стороны» человеческого существа, но «высшие» наши качества – умственные, моральные, эстетические – имеют иную природу, считал Уоллес.

Такое разделение на «низшие» и «высшие» стороны человеческого существа некоторое время устраивало и научное, и религиозное сообщество. Но в последние десятилетия, с развитием таких дисциплин как эволюционная психология, нейробиология, когнитивистика, стало очевидно, что даже такие «высшие» аспекты человеческой личности как память, эмоции, мышление и даже мораль имеют физиологическую, биохимическую основу. Выяснилось, что высшие психические функции тесно связаны с функционированием мозга, и эти механизмы есть и у животных.

В книге А. Маркова «Эволюция человека. Обезьяны, нейроны, душа» приводится масса примеров, экспериментов, доказывающих наличие у животных логики, мышления, сопереживания, планирования и даже самооценки. Животные способны понимать чужие поступки, оказывать бескорыстную помощь, проявлять альтруизм.

Самоуверенное утверждение, что «животные не обладают сознанием», а руководствуются только «животными инстинктами», оказалось совершенно необоснованным и антинаучным.

Я не понимаю, почему некоторых людей коробит от мысли, что человек – это один из видов животного мира, поскольку не вижу в этом ничего оскорбительного и унизительного. Каждый вид живых существ нашей планеты достоин восхищения и уважения. Каждый вид занимает свою уникальную нишу в экосистеме и является непревзойденным в этой своей нише. У каждого есть какая-то своя «фишка», суперспособность, своя роль в единой экосистеме планеты. Рыбы – прекрасные пловцы, птицы освоили воздушное пространство и являются непревзойденными певцами, гепард – чемпион в спринте, а человек – эксперт в области развития сознания. Да, он умеет еще очень много чего, но это – его главная, видообразующая функция.

Вообще, я склонна считать, что биологический вид – это не просто множество организмов, а некая функция в системе, выполняя и совершенствуя которую организм и приобретает характерные для вида черты. И такой «человекообразующей» функцией является исследование и развитие сознания.

Самосознание есть у всех живых существ, в той или иной мере. Просто животные «не заморачиваются» над этим – есть оно и есть. Они просто используют его автоматически в своей жизнедеятельности, как любую другую свою способность или орган. И лишь человек вздумал его исследовать, развивать и совершенствовать.

И уже в результате этой крайне необычной деятельности возникла и получила развитие человеческая цивилизация, со всеми её достоинствами и недостатками, с её наукой, религией, искусством, политикой, экономикой и техническим прогрессом.

Вопрос в том, является ли эта деятельность чем-то неестественным и противоречащим природе? Чем-то даже «преступным» по отношению к природе? Иными словами, велел ли человеку сам Бог заниматься этим познанием или это была его самовольная выходка?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять разницу между сознанием и логическим мышлением (анализом). Научный метод познания основан на логическом мышлении (анализе), на наблюдении (как правило, внешнем), на сравнении, количественном измерении… Именно этот метод, судя по всему, и является тем запретным плодом, о котором говорится в Библии.

Что же касается сознания, самосознания – оно мало зависит от уровня образования, учености, эрудированности и т.д. Сознание – это непосредственное, чувственное и нравственное восприятие мира и самого себя, способность различать информацию на физиологическом уровне. Это наша память и мировоззрение. Это то, что нам дано от Бога.

Развивать самосознание какими-то искусственными методами, техниками обучения невозможно и не нужно. Развитие сознания – естественный эволюционный процесс, частью которого мы, люди, являемся. Нам просто надо все время это осознавать, не забывать об этом.

Самосознание – это взгляд на эволюцию ИЗНУТРИ. Это то, что одухотворяет материю, делая ее разумной, организованной, упорядоченной. Это нравственный закон САМОорганизации материи, управляющий энергией, структурирующий ее по уровням, устанавливающий физические константы и законы.

Оно не является изобретением человека. Некоторые считают, что сознание есть только у человека, а у животных, у Земли, у галактики, вселенной её нет. Что до появления человека в природе не было никакого сознания, а с появлением человека оно возникло. Такое мнение можно объяснить только невежеством человека.

Оно и способствовало тому, что люди представляли Бога в человеческом облике, а потом наделяли его всеми своими пороками и желаниями. Фразу «человек создан по образу и подобию Божьему» они понимали с точностью до наоборот – как будто Бог создан по образу и подобию человека.

Такое извращенное понимание связано с ограниченностью сознания – когда человек не способен осознавать мир шире своего биологического тела. Отсюда и страх смерти, и эгоизм, и порождаемые ими психологические, нравственные и социальные проблемы, а также интеллектуальная ограниченность.

В главе под названием «Все дело в объеме рабочей памяти?» Александр Марков пишет: «…некоторые психологи и антропологи полагают, что именно объем кратковременной рабочей памяти является ключом к пониманию «человеческой уникальности»… В ходе антропогенеза происходил постепенный рост объёма кратковременной рабочей памяти от 2-3 (у общего предка человека и шимпанзе) до 7 (у современного человека)». (Дуайт Рид – автор одной из версий этой теории).

Рост объёма кратковременной памяти – это есть не что иное, как расширение сознания, т.е. способность воспринимать мир наиболее полно, объемно и объективно в реальном времени. Об этом я совсем недавно писала в статье «Роль технологий в эволюции сознания. Нужен ли искусственный интеллект?» https://cont.ws/@zhamantikovagg/1672019, рассуждая о перспективах развития живого сознания через саморазвитие:

«Самообразование и саморазвитие должно быть направлено не только на индивидуальные достижения в рамках личной, земной жизни, но и на устранение конфликтов (в том числе психологических, ментальных) на уровне семьи, рода, нации, человечества, биосферы, на повышение уровня самоорганизации всей системы.

Устраняя конфликты на всех этих уровнях (в реальной жизни и в сознании), мы освобождаем внутренние ресурсы – ту творческую энергию, которая способствует переходу на новый уровень развития сознания. При этом меняется качество сознания, оно расширяется и совершенствуется, т.к. устраняются внутренние барьеры, ограничивавшие его возможности. Расширенное сознание способно охватить больший пространственно-временной объем, выходящий за пространственные и временные рамки биологического тела, как в сторону прошлого, так и будущего, т.е. РАСТЕТ ОБЪЁМ НАШЕЙ «ОПЕРАТИВНОЙ ПАМЯТИ» (феномен родовой памяти), совершенствуется человеческий интеллект.

Тем самым преодолеваются также эгоизм тела, эгоизм рода, нации, вида, а затем и сама смерть. Смерть биологического тела перестаёт быть злом, страданием, если человек идентифицирует себя не с телом, а с сознанием, понимая при этом сознание как системное явление, а тело - как его временное материальное воплощение в данной области пространства-времени.

Тем самым разрешается главный конфликт жизни и смерти, достигается целостность сознания. Это и есть сверх-задача эволюции, ее нравственная и религиозная суть.

Возможности целостного сознания безграничны. Ни расстояние, ни время для него не имеют значения. При развитом сознании для передачи информации не нужны материальные носители. «Мистическое дальнодействие» здесь объясняется не высокой скоростью передачи сигнала, а единством системы. Поэтому все физические парадоксы, которые кажутся нам неразрешимыми в рамках материалистической концепции, будут легко разрешены по мере совершенствования сознания. Всё, что нам сейчас кажется невероятным и недостижимым, станет возможным и понятным при более совершенном сознании».

Таким образом, рост «объёма кратковременной рабочей памяти» (по выражению Александра Маркова) – есть показатель расширения сознания Человека по мере эволюции, увеличению его способности мыслить и осознавать в масштабах семьи, рода, нации, человечества, биосферы, в геологических и астрономических масштабах. Именно эта способность и роднит человека с Богом. Видимо, это и имелось в виду под фразой «Человек создан по образу и подобию Божьему». И в таком понимании биологическое происхождение никак не противоречит божественной сущности сознания. Наоборот, благодаря этому биологическая эволюция обретает смысл и направленность, ведя нас по пути осознанного самосовершенствования и гармонизации мира.


Рецензии