Пенсионерки

Две дамы-ровесницы одновременно ушли на пенсию –  летом прошлого года.  Общее то, что они обе устали – сил работать не осталось. Одна преподавала в школе биологию, вторая – русский язык.
   Я встречался с ними накануне их выхода на так называемый «заслуженный отдых». Как все, они строили какие-то планы, «наскребали по сусекам» забытые интересы. Прошел год.
   Так получилось, что за жаркие майские дни я случайно столкнулся  с ними – по очереди. Хочу поделиться с вами своими наблюдениями.
   Бывшая биологиня утомила меня разговорами. Подвижна, суетлива, полна энергии, как говорится, «сто слов в минуту, и не поймешь, что  хотела сказать». Это я по-доброму: человек живет, все ему интересно. Из ее словесного потока я понял только одно: ее радует общение с внуком. Оказывается, она раньше не подозревала, как интересен маленький человечек. Не представляла, что любовь к нему может стать смыслом жизни.
   Через пару дней столкнулся с филологиней.  Направились в тихий уралмашевский дворик, чтобы поговорить.
   Она перестала читать: книги надоели за жизнь. К дочери не ходит – с зятем встречаться не желает. «Друзья и дружба надоели», как сказал поэт. Располнела, когда-то прямая спина сгорбилась, на щеках желтые пятна. Глаза потухли.  Она смогла поговорить со мной только о коронавирусе. И о том, что президент пенсионерам не помог. Всё! Исчезло обаяние  интеллигентной оригинальной дамы.
   Я вспомнил, что когда-то она ездила в Москву, чтобы увидеть Плисецкую в «Кармен-сюите». Приехала на Казанский вокзал рано и сразу за билетом в театр.  Приобрела с рук у перекупщика – на следующий день. Ночевала на вокзале, умылась кое-как в туалете.  Бродила по центру Москвы. Вечером Плисецкая. Еще одна ночь на вокзале. Не надо же напоминать, что в те времена в гостиницу не устроишься и квартиру на сутки не снимешь?
  А сейчас  передо мной – сникший, выдохнувшийся человек.  И вот думаю, что прав Гоголь, который говорил: «Забирайте с собой в дорогу все движения души, не оставляйте их на дороге – не подымете потом».
   Говорят, что работа – это испытание. И пенсия ТОЖЕ ИСПЫТАНИЕ! Можно на работе потерять в себе человека, превратиться в трудоголика и утратить интерес к жизни и  любовь к близким.  А можно, извините, «оскотиниться»  на пенсии. Потому что всё от человека зависит.


Рецензии