Маджар на Куме

Города призраки Руси, России, СССР.
===================================
     Также Святой Крест, Большие Маджары, Малые Маджары, Олу у венгров, сегодня Будёновск.
     Это был хорошо благоустроенный город с немалым количеством населения эпохи гуннов, Хазарского Каганата, и времён Золотой Орды. Город известен в основном по данным археологических материалов, мифов, сказаний и легенд, а также по результатам исторического анализа всех сведений об окружающей местности.
     На месте будущего города жили люди с самой древности, но постоянные поселения здесь начинают появляться в эпоху готов, а первые сооружения протогородского типа здесь возникают с приходом сюда Царства Гуннов.
     По легенде в 858-м году Кирилл и Мефодий ходили к хазарам древней греко-хазарской дорогой и посетили все столицы Хазарии, были они и в Маджаре, где с разрешения Кагана крестили Русь словенскую и прочую, которые там жили.
     Маджары Верхние и Маджары Нижние на некоторых картах обозначаются как аланские города, стоящие отдельно от Маджар, основание которых восходит к 7-му веку, ко времени окончания Великого переселения народов, когда они обосновались в предгорьях Кавказа.
     От укреплённой части Маджары, находившейся на высоком мысу реки Кумы, шла широкая лестница вниз, выложенная изразцовыми плитами. Лестница вела в нижнюю часть города, где находились посады с ремёслами и где шла торговля. По всей видимости, именно поэтому древние летописцы при описании Маджара делили его то на Нижний и Верхний, то на Малый и Большой Маджар.
     Согласно Истории Дербента крепость в городе была основана хазарами в 8-м веке на крутом берегу Кумы, в исторической Кумыкской равнине. Называлась эта крепость Малые и Большие Маджары. В древних персидских текстах город назывался Булемаджары, то есть Большие Маджары, что ведёт к Беленджеру, место нахождения которого до сих пор так и не установлено.
     Поскольку город этот часто бывает упоминаем в персидских хрониках и художественных сочинениях, историки полагают, что к основанию на Куме укреплённого населённого пункта, могли иметь персидские Цари царей, Шахиншахи Ануширван и Кавад, которые стремились укрепить свои позиции на Кумыкском тракте, где ещё со 2-го века до Новой Веры проходили караваны из Средней Азии по Великому Шёлковому Пути.
     В 5-м веке по Рождеству Христову безраздельное главенство персов здесь стали оспаривать савиро-булгары Царства Гуннов, а затем Западного Тюркского Каганата. В 6-м веке Шахиншах Кавад принимает в эксплуатацию 360 крепостей на стратегической дороге от Дербента через Кумыкский тракт на Дон. Он каждый день останавливался в одной крепости, потратив на приёмку всех крепостей ровно год.
     Что касается именования Маджары, то многие сходятся во мнении, что оно присвоено городу было в ранние средние века, когда здесь был поставлен военный гарнизон из уйгуров-мадьяр. В городе в это время жило много алан, евреев и местных горцев. Многие местные исследователи склоняются к версии, что именно из этого смешения народов и стало расти население Балкарского общества. А название своё балкарцы переняли от некоего вождя по имени Малкар, приведшего сюда савиро-булгар из Царства Гуннов.
    У караимов Маджар или по-другому Мадьяр, означает телегу, запряжённую волами, а также возницу при телеге. Только караимы знают смыслы этого символа, ведь и они были древними свидетелями основания города Маджар.
     Маджарами также называли обулгаризованных буртасов.
     Венгры считают, что основателем этого города считается их национальный герой Маджор, который женился на аланской принцессе, дочери аланского принца Дулы. От их брака и пошёл весь мадьярский, маджорский род.
     Многие горские кланы считают себя генокультурными наследниками древнего Маджара, Маджара первого тысячелетия, который в их легендах предстаёт не только городом, но и некоей землёй, областью. Так считает дигорский род Бадилатов, Так считают многие роды балкарцев, чеченцев, урусбиевцев, моздокские кумыки-тюмены, кумыки-брагунцы.
     Память о городе Маджар сохранилась в именовании многих мест, топонимов, гидронимов. Есть у черкесов городище Маджар-оуне, то есть дома по маджарски. В Северной Осетии топоним есть по имени Маджар. В Абхазии сохранился гидроним Маджарка. В Кабарде маджарами называют цепь курганов. В ставропольском Крае есть Маджарское солёное озеро и село Бургун-Маджары. По легенде где-то под Астраханью были Можарские голодные поля, через которые в 1569-м году турки и крымские татары бежали после неудачного налёта на Астрахань.
     После прихода в Маджар ордынцев в 13-м веке, многие люди, жившие в нём, предпочли покинуть город и уйти туда, где жили их родственные народы, расселиться среди горских народов Кавказа.
     В эпоху Золотой Орды Маджар получил дополнительные стимулы к развитию, поскольку он находился на пересечении практически всех торговых путей Северного Кавказа, Закавказья, Северного Причерноморья, Поволжья, и был включён в торговлю огромной Золотоордынской империи.
     Здесь было много ремёсел, Маджар, начиная с правления хана Тохта, при хане Узбеке, и при хане Джанибеке, чеканил свою монету.
     После 1312-го года оба города Маджар, и Малый и Большой, относились к правому пределу улуса Джучи Золотой орды.
     Население в городе было смешанным, тут были и тюрки, и русские, и аланы, и евреи. Город посещают знаменитые путешественники и отмечают его в своих воспоминаниях. Это и Абу-ль-Гази-хан в 1282-м году, и Абу-ль-Фида в 1321-м году, и Ибн Баттута в 133-м году .
     В середине 14-го века город становится одной из главных резиденций Орды под руководством хана Джанибека, при котором в городе развиваются социкультурные комплексы различной направленности, в том числе монастырские центры типа ханаки, где были мечети, школы, места для торговли и собраний, постоялые дворы. В это сообщество могли свободно войти и выйти из него люди любой национальности и конфессии.
     В 1357-м году Джанибека убивают, и в Орде наступает смутное время.
     В 1361-м году Маджаром завладевает Кильдибек, но после его гибели в бою против хана Мурида, Маджар управляется старшинами города, перейдя в систему самоуправления. При этом его разнонаправленное социокультурное развитие продолжает сохраняться, что привлекает в город людей различных культур, ремесленников, свободных торговцев.
     Здесь были в ходу монеты из самых дальних стран, даже персидские, индийские, что говорит о присутствии в городе соответствующих диаспор, в среде которых имели оборот эти деньги. Город стоял на одном и торговых трактов Великого шёлкового Пути.
     В 1373-м году городом овладевает Мамай, которому удалось подчинить себе Западную часть Золотой Орды.
     В 1380-м году Мамай останавливался в Маджаре, откуда затем направился на Куликово поле, где потерпел сокрушительное поражение от войск Руси. В том же году у города появляется новый властитель, соперник Мамая Тохтамыш.
     Несмотря на частую смену Властителей Маджар сохраняет свою относительную независимость, благодаря хорошо развитой системе самоуправления, в которой участвовали все основные профессии, диаспоры, торговцы, с мнением которых считались и татарские ханы.
     В 1395 году город сильно пострадал в результате конфликта между Тамерланом и Тохтамышем. Тамерлан не пощадил Маджар, который почти 20 лет был одной из главных опорных баз Тохтамыша, откуда шли и провизия, и боевой арсенал и наёмные воины. Разрушением города руководил Мираншах, один из генералов Тамерлана.
     Однако город оживает, ремесленники и торговцы возвращаются. Им без разницы кому платить мзду, лишь бы обеспечивалась безопасность и порядок в городе, с чем Тамерлан хорошо справлялся.
     В 1457-м году Русь объединяется и отделяется от Орды. Потеряв одного из основных своих спонсоров в политическом Союзе под названием Золотая Орда, этот союз в 1459-м голу распадается. Город Маджар входит в состав городов данников Астраханского ханства.
     Но и этот союз разрозненных, разноязычных, разнокультурных ханств постепенно слабел, так что в 1556-м году тысяча хорошо организованных казаков взяла резиденцию Астраханского хана в Астрахани, положив конец Золотой Орде.
     Маджар снова стал свободным. Но, потеряв политического спонсора, местная власть оказалась не способной обеспечить справедливый межконфессиональный и социальный суд. Городское хозяйство постепенно приходит в упадок. Маджар интересуют только паломники, приходящие сюда к древним мавзолеям почтить память своих предков.
     С начала 19-го года рядом с Маджаром возникает новое социокультурное явление под названием Святой Крест. Каменные сооружения Маджара постепенно разбираются и из них строятся новые дома в новой зодческой христианской культуре.
     В Маджаре существовала хорошо развитая зодческая корпорация, разработавшая несколько технологий производства строительных материалов, качество которых сопоставимо с современными, а секрет производства мамайского кирпича не раскрыт до сих пор. По прошествии нескольких сотен лен лет он по-прежнему сохраняет свою крепость, несмотря на то, что уже неоднократно использовался в разных конструкциях. Такой же кирпич встречается и на Руси того времени, применявшийся при строительстве каменных храмов на месте деревянных.
     Местные ремесленники имели самые различные печи и горны, в которых готовили кирпичи из самых разных составов и разной формы.
     Дома в Маджаре строили из калёного кирпича для богатых горожан, и из сырого кирпича для бедных. При этом все они облицовывались глазурованной плиткой разной расцветки в своеобразном растительном, геометрическом или звёздном орнаменте. На стенах мечетей и медресе выкладывались мелкой плиткой цитаты из Корана.
     Богатые купцы не местных диаспор могли использовать каменный материал, которого в местных горах нет. Однако облицовка стен из привозного материала была оформлена в местном художественном стиле, что говорит о сильном влиянии маджарской зодческой корпорации.
     В домах было отопление, поскольку топки находились в сенях и полы обогревались за счёт дымоходов под полами.
     В кварталах богатых дельцов был самотёчный керамический водопровод из обожжённых глиняных трубок в траншеях из кирпича.
     В городе было множество общественно-значимых сооружений, где были и общественные бани, и школы при медресе, и места для проведения собраний. При этом архитектура этих сооружений была особая, своя, маджарская, которая в основных своих элементах нигде больше не повторялась.
     За пределами ремесленного города, Нижнего Маджара, было большое количество сельскохозяйственных поселений, которые обслуживали и сам город, и его торговую жизнь, которая не ограничивалась ни Хазарией, ни Ордой. В городе имелось большое количество ремёсел, которые занимались и ремонтом, и изготовлений сельскохозяйственных орудий и инструментов.
     Ремесленники работали и по жерновам каменным, и по волокушам, и по серпам с лемехами, и по косам. А недалеко от Нижнего города найдено несколько чигирных оросительных систем местной конструкции.
     Поскольку в Маджаре не переводились воинские отряды и в хазарские, и в аланские, и уж тем более, в татаро-ордынские времена, здесь в изобилии были ремесленники по разного рода видам оружия. Здесь делали ножи фигурные, земледельческие и сельскохозяйственные орудия, посуда из металла, замки и прочее, всё что было в ходу в городах и весях Хазарии, Алании, Золотой Орды и даже Руси.
     В аулах, или по-русски в селищах, в маджарской округе было много скота, кости которых использовались городскими резчиками для изготовления небольших игл, костей для игр, ларцов, ящичков, резных украшений. Какой-то особой культуры резьбы по кости здесь не обнаружено. В основном это поделки и реплики.
     На торжищах Маджара ещё со времён Хазарского Каганата торговали изделиями и товарами из Китая, их Хорезма, из Европы и из Руси.
     Арабские путешественники 14-го века, в частности Ибн-Баттута, отмечали тюркский характер городского социокульта, несмотря на присутствие там купцов, ремесленников, солдат из разных стран нетюркского мира. Они также отмечали преимущественно исламский религиозный культ, превышающий все остальные. Но это замечание можно отнести на отношение к исламу самих арабских писателей, которым нужно было в своих отчётах отмечать широту распространения ислама во всём мире.
     Тем не менее ислам в 14-м веке действительно выдвигается на Северном Кавказе как одна из главенствующих религией, которая и в Маджаре могла быть принятой в качестве основы для миропорядка в городе. В то время, по словам Ибн Баттуты, в Маджаре уже была и Соборная мечеть, куда приходили и старейшины города.
     На базарах города можно было встретить испанских евреев, арабов, китайцев, греков, новгородских купцов. Из чего следует, что местные диаспоры, имевшие своё слово в совете старейшин, имели также и свои культурные центры для молений, общения, обучения.
     О существовании христианских храмов говорят найденные железные кресты времён Орды, а также каменные панели с изображением христианских святых. Эти панели были встроены в стены жилых жомов. По всей видимости, после оставления Маджара властями, все строительные материалы религиозных центров жители растащили по своим дворам, на радость современным археологам.
     Интересно также то, что ни один из арабских, персидских, китайских путешественников не отмечают наличие в городе Маджар ни хана, ни его какого-то особого влияния. Все они отмечали наличие общественной системы управления.
     Есть легенда о том, что через Маджар в 1319-м году из Орды везли тело святого Князя Михаила Тверского, который был мученически убит по приказу Узбек-Хана. Тело было выкуплено Московскими боярами Георгиевыми. Местная христианская знать весьма почитала деяния Михаила и молилась над ним всю ночь в Храме, пока процессия отдыхала в городе. При этом город всю ночь освещался сияющим столбом, возвышавшимся до самых небес.
     Реальность этого события косвенно подтверждается тем, что в 1884-м году местные христиане построили православный мужской Мамай-Маджарский Воскресенский монастырь. До наших дней он не простоял, был разрушен в 1930-м году по причине слабости его конструкций. Строители попытались построить стены Храма из так называемых мамайских кирпичей, но технология не была соблюдена, и через 50 лет кирпичи стали рассыпаться.
     В 14-м веке в горах Северного Кавказа действовало несколько небольших храмов с монастырями католического типа. Во Флоренции имеются документы, согласно которым некий старейшина и градоуправитель Маджар Гайеритиан обращался к Римскому престолу с предложением основать в Маджаре католическую епархию, не первую, кстати, на территории будущей Руси.
     В 1330-м году в Маджар был направлен Фома Манказол, епископ Самаркандский с буллой Папы Иоанна XXII, с посвящением устроительства Маджарской Епархии. Булла обращалась к некоей земле Иеританиии и к жившим в ней венграм, малькайтам и аланам.
     О существовании католической кафедры в Маджаре упоминается и в булле 1402-го года Римского папы Бонифация IX. В это же время путешественники, проезжающие из Закавказья через Дербент в Булгарию, по пути посещают Маджар и находят там католический Епископат, священники которыго читают по местному наречию и призывают быть твёрдыми в своей вере. А многие их люди крестятся, думая, что они вступают в свою древнюю веру.
     Уже в середин 16-го века о Маджаре остаются только легендарные воспоминания в песнях акынов и казачьих боянов, в которых говорилось со слов татарских старожил о вольном и великолепном своей красотой, но покинутом граде Маджаре, в которым мирно соседствовали и христиане, и мусульмане, и тенгриане. И что были там и горцы, и степные казаки, и греки торговые, и северские коробейники.
     В этих песнопениях, в основном казачьего степного происхождения, и относившиеся к концу 16-го века, отмечалось, что горожане стояли за греческую веру. Вполне правдоподобная версия последних десятилетий Маджара, поскольку найденные в городе каменные надгробные плиты с выбитыми на них изображениями христианских символов византийского типа моложе, чем захоронения иных конфессий.
     В 1830-м году ничего от этого великолепного и большого города, по описаниям, тех, кто его посещал во времена его великолепия, ничего совсем и не осталось.
++++++++++++++++++++++++++++


Рецензии