5. Большинство и меньшинство

Разъепуть доронинского МХАТа…

Большинство и меньшинство

Апофеозом наглости, цинизма и жёсткости руководства, с одной стороны, и коллективной трусости, страха и беспринципности коллектива театра, с другой стороны, стало профсоюзное собрание 15 ноября 2019 года. При Дорониной официальный профсоюз был компактный, карманный, удобный, декоративный. Ситуация при Боякове изменилась, возник ещё одни профессиональный союз, из числа недовольных. Незамедлительно нужно было закрепить роль «своего» профсоюза как инструмента поддержки, влияния, и, одновременно, давления на неугодных. Экстренно приняли, сагитировали и согнали всех, кого можно. В первую очередь, осознанно, вступило всё руководство. Ну и для массовки, при лёгком давлении, приняли статистов из различных подразделений. Набралось человек 130 мало знакомых между собою и ничем не объединённых людей. В профком наметили только своих из административно-управленческого аппарата (Баженова, Братчиков, Ивашова, Скворцов) и надёжных артистов из присягнувших (Архипова, Дмитриев, Дружков, Кабанов, Клементьев, Кравчук, Кузнецова, Ровинский, Халтурин, Цымбал, Шивелин, Янко).

Собрание на малой сцене объявили закрытым. Начальник охраны Василий Чиж вызвал новых охранников-амбалов. Установили телевизионные камеры на входе. Выстроили очередь. Вход по списку. Но своих, из «сочувствующих» не членов профсоюза, Черятникова пропускала по отдельной записи. Атмосфера напряжённости, страха, неуютности и не комфорта. Память отсылает к приснопамятным 70-м и даже к 30-м годам советской ежовщины… Ведёт собрание Кабанов. Его громко корректирует и направляет Клементьев с прохода. За присутствующими со сцены внимательно наблюдают юрисконсульт Кириллов и телекамера. Отчёт председателя сумбурный. Попытки актёров Андрея Голикова, Юрия Болохова и Дмитрия Корепина хоть как-то вывести собрание на сущностные вопросы жизни театра, резко пресекаются. Голосование, поднятием рук под камеру, единодушное. За исключением 5-7 человек. Уважаемую заслуженную артистку России Лидию Леонидовну Матасову председательствующий Кабанов обрывает грубо, не давая высказать наболевшее. А зал молчит. Молчит глухо, безразлично и почти единодушно… А в зале не только молодёжь, призванная в театр бояковской командой, в зале – коллеги по сцене, заслуженные артисты, народные… Оскорблённая Матасова уходит – «Работайте, ребята!..»

Это молчание – красноречивый ответ тем, кто до сих пор недоумённо спрашивает, почему Татьяна Васильевна Доронина не появляется в своём театре. Ответ же очевиднейший – Доронину, как руководителя и как личность, предало ближайшее окружение при молчаливом равнодушии большинства. И только немногие, как это и всегда бывает в истории, вступили в открытую схватку со злом, прикрывающимся рассуждениями о православии, культуре, патриотизме... Тех, кто не купились на демагогию, кто спасли свою честь и честь МХАТ им. Максима Горького, действительно немного: заслуженные артисты России Андрей Чубченко и Юлия Зыкова, вынужденные уйти в Малый театр. Заслуженные артисты Александр Титоренко, Лидия Матасова и Елена Катышева. Артисты доронинского МХАТа Алексей Бирюков, Юрий Болохов, Ольга Дубовицкая, Андрей Зайков, Екатерина Кондратьева, Антон Наумов и «сокращённый» Дмитрий Корепин… Как это ни странно, но многие из них не пользовалось особой милостью Хозяйки. Ну, а те, кто был в фаворе, как раз и оказались в числе предателей. Ничего, увы, не меняется в нашем мире…

Частично это ответ и на безрезультатное обращение Дорониной лично к Президенту при вручении ордена. Мир за последние годы изменился кардинально. Россия не СССР, а Путин не Сталин. Игнорировать реалии информационного  мира, полагаясь по старой привычке исключительно на аппаратный вес и влиятельных покровителей, иногда выходит боком. У Дорониной – не прокатило. Бояков же, пока, чувствует себя в информационных потоках как рыба в воде. Ложь неизбежно будет обнажаться. Молчание большинства зала вечным не бывает. Положительные изменения в театре весьма незначительны. А вот провалы и минусы – очевидны. Спасут ли тогда Боякова и Прилепина бенефициары мхатовского рейда? Роль нового министра культуры Ольги Любимовой до сих пор не проявлена. Вписываться в драчку она не торопится. И это объяснимо. Как спасать тех, кто спасаем быть не хочет, кто послушно соглашается с происходящим и готов на любые унижения? А требовать сегодня возвращение в театр Т.В. Дорониной так же бессмысленно, как в 1918 году идти в атаку за Государя императора, против местечковой сволочи. Но благородство обречённых вызывает уважение… Потому что бояковщина – зло не менее опасное, чем коронавирусная эпидемия.

(Продолжение следует…)


Рецензии