Пропажа секретной карты

"ПРОПАЖА"  СЕКРЕТНОЙ КАРТЫ

       
        Военные топографические карты в советское время имели гриф "секретно". Они печатались на специальных картографических фабриках Генерального Штаба и имели значительные отличия от гражданских карт (по точности, подробности раскрытия элементов местности и др.). Листы карт в воинских частях учитывались по секретному делопроизводству и являлись документами строгой отчетности.
   
      Перед применением листы карт в нужном количестве получались ответственным лицом. Из них склеивались необходимые для работы командиров и штабов различные районы боевых действий. Рабочие карты могли состоять от 1 до 20 - 30 склеенных листов. После завершения работы на картах в ходе тактических учений или  тренировок они сдавались  назад в делопроизводство  топографической службы  воинской части. По истечении установленного срока комиссия части составляла акт уничтожения карт и они сжигались установленным порядком.

       Вышеизложенные подробности необходимы для уяснения  сути возникшей проблемы во время моей офицерской  службы  в Чехословакии.
       

          Весной 1985 года, будучи капитаном Советской армии, второй год был помощником начальника оперативного отделения штаба мотострелковой дивизии в городе Высоке  Мито (Чехия).

          Являясь направленцем на танковый полк и отдельный танковый батальон дивизии, получил задачу от начопера подготовить документацию на батальонные тактические учения с отдельным батальоном. Для документации плана учения и рабочих карт руководства требовалось склеить ровно 20 карт из 20 листов каждая.

         Получив на складе топографической службы необходимое количество листов карт, вызвал из чертежного бюро двух бойцов - писарей. В тактическом классе штаба приступили к склейке нужных карт.
   
      Процесс склейки занял полдня. К обеду 19 из 20 - ти листовых карт были готовы. У 20 - ой карты оказалось только 19 листов. Обыскав с бойцами  все укромные места тактического класса, пришел к горькому выводу - нет 1 листа секретной карты!

      К концу рабочего дня зашел в кабинет своего непосредственного  начальника и честно ему доложил всю ситуацию. Начопер дивизии подполковник  Котов.А.И. сразу взял "быка за рога". Единственный вопрос  интересовал его. Кто из офицеров управления и штаба дивизии заходил в течении дня в тактический класс ? Таких было два человека: начальник топослужбы майор З. и начальник 8 - го отделения майор С.!

      Мой начальник дал мне срок до утра для розыска пропавшего листа карты. Опросив вышеназванных начальников, получил отрицательные ответы. Они ничего не брали и даже возмущались, как я мог на них подумать.

     Утром следующего дня с начопером  зашли в кабинет начальника штаба дивизии. Я доложил о пропаже секретного листа карты. Хозяин кабинета был сыном гор из Кабардино - Балкарии. После моего доклада его эмоциональность "перехлестывала" через край! Дав срок на розыск до вечера текущего дня, выставил меня за дверь. По его словам ,утром он был уже обязан доложить о пропаже в Штаб Центральной  Группы войск.
     Прошедшие сутки результатов не принесли. Офицерами оперативного отделения были осмотрены все щели не только тактического класса, но и нашего кабинета, проверены сейфы, шкафы и "закоулки". Листа не было!

     Докладывая начальнику штаба дивизии об отрицательных результатах розыска, чувствовал, как была наэлектризована атмосфера в его кабинете! Свое окончательное решение он пообещал объявить утром . Мой начопер только укоризненно посмотрел на меня и отправил домой отдыхать.

     Следующий день начался с "разбора полетов" в кабинете начштаба. Конечно же, я был обвинен им в грубейшем нарушении режима секретности в работе с документами!

     Апофеозом разбора явилось движение рук начштаба, которыми он достал из ящика своего стола, якобы пропавший лист карты! Это было похоже на действия факира, вытаскивающего кролика из шляпы! Не было только аплодирующей публики... Из его слов   выяснилось, что лист карты "нашли"... вдвоем начальники топослужбы и 8-го отделения... в тактическом классе!

    Мне  было объявлено, что срок присвоения  очередного воинского звания "майор" задерживается на 2 месяца!  Предстояло по сроку майором стать в мае, по факту я стал им только  в конце июля. Наказание есть наказание !
       

     Спустя полтора года начопер дивизии сдавал дела и должность перед убытием для дальнейшего прохождения службы в Генеральный Штаб, в Москву.

     На проводах он, отозвав меня в сторону, сказал, что карта - это был "выстрел" в его адрес. Те два "деятеля" вели с ним негласную борьбу за то, что он им "прищемил хвост" за систематическую бездеятельность и пьянство в рабочее время. Служебный спирт, получаемый ими для обслуживания техники  шел по другому назначению. Ему удалось их "прижать" с поличным, но они подчиненные начштаба дивизии. А он, хоть и первый, но лишь заместитель начальника штаба...

    Этот "прокол" не помешал мне спустя год, благодаря подсказке начопера, поступить в военную академию им. Фрунзе (на сайте проза.ру об этом есть рассказ) на заочный факультет.
     

    Еще не раз мне довелось обращаться к нему за поддержкой.И ни разу не получил отказ!

     А впереди были еще полтора десятка  лет моей  офицерской службы!
 


Рецензии
Здравия желаю, Леонид! Скажу сразу, что после прочтения Ваших рассказов о суворовской жизни и пропажи карты я почувствовал себя полным ослом. В смысле крылатого выражения «Буриданов осел»: как парадоксе абсолютного детерминизма в учении о воле: осел, помещенный на равном расстоянии от двух одинаковых предпочтений.
Одно из них - это Ваше романтизированное представление читателю реалий воинской службы.
А другое - собственный мой опыт, осознаваемый как участие в сфере первоочередных жизненных интересов каждого жителя страны. Эти интересы оставляют мало место восторгам, а, напротив, понуждать задать вопросы: почему и как это возможно там, где честь, достоинство и организованность и в мирное время должны бы составлять безусловное содержание воинской службы. Однако же и я могу достаточно аргументированно сказать, что это совсем не так, что казусы составляют здесь едва ли не основу реальной жизни. Уместно ли тут романтическое? Ведь есть и легковерные да принципиальные люди, которые попав в реальную обстановку воинского коллектива, неожиданно начинают воспринимать сослуживцев как врагов первой линии и даже начинают отстреливать кое-кого из них, сломав себе жизнь до конца своих дней. И как же реагирует тогда доблестный офицерский корпус? Не борьбой ли за честь мундира.
Дожили до того, что умножающиеся службы вооружённых сил государства нынче всё более представляют главную угрозу благополучию населения, сводя его с ума фобиями о внешней угрозе и одновременно изымая из экономики ресурсы, даже не поддающиеся воображению..
Хороша романтика!
Однако ослиное моё состояние, всё таки не препятствует мне приветствовать Вас и пожелать крепкого здоровья и долгих лет плодотворной деятельности.

Виктор Гранин   14.02.2022 20:10     Заявить о нарушении
Здравствуйте,Виктор!Благодарю Вас за внимание к моей работе.Каждый человек имеет право на собственное мнение.Древняя истина- народ не желающий кормить свою армию,обречен кормить чужую!Благодарю также за добрые пожелания.Вам-всех благ.С уважением,Леонид.

Леонид Свиягин 2   16.02.2022 19:53   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.