Генпрокуратура защитила книги Пушкина

Генпрокуратура защитила запрещенные книги Пушкина
Журналистский запрос помог поставить точку в дикой истории с изъятием произведений русских классиков из библиотек

Из библиотек массово начали изымать книги Пушкина, Гоголя и Достоевского — это произошло в Архангельской области. Причиной стало то, что на них стоял штамп дарителя — фонда Сороса. Пораженные несправедливостью и абсурдностью случившегося, мы написали запрос в Генпрокуратуру. И в итоге помогли отстоять классиков русской литературы.

Генпрокуратура защитила запрещенные книги Пушкинафото: ru.wikipedia.org
Два года назад фонд Джорджа Сороса был признан нежелательной в нашей стране организацией. Так книги, входящие в школьную программу, тоже превратились в «нежелательные».

Об изъятии книг из общественных библиотек заявил на своей странице в соцсети сотрудник Института русской литературы РАН Алексей Балакин. Сам ученый «вскрыл» эту фантасмагорию совершенно случайно. Во время путешествия по русскому северу и забрел в одно из сёл в Мезенском районе (это неподалеку от Северодвинска). Зашел в местную библиотеку...и обомлел. Полки пусты на 90 процентов!

Фото: Александр Балакин
Куда же девались книги?!

Библиотекарь объяснил, что их пришлось сослать: спрятать в подсобку.

Да, раньше были и сборники сказок Пушкина, и «Преступление и наказание» Достоевского, и «Мертвые души» Гоголя. А еще детские книжки («Федорино горе», «Незнайка на луне», «Денискины рассказы, мифы Древней Греции и «Маленький принц») и множество томов справочной и учебной литературы. Среди них — юридические и исторические словари, справочник фельдшера, сборник российских законов и детская энциклопедия русской исторической живописи.

Все издания новые, с хорошей полиграфией. Но — вот незадача — переданы они в библиотеку были Институтом «Открытое общество». Эта контора - дочерняя организация фонда Джорджа Сороса эпохи лихих 90-х. У неё на территории постсоветской России было множество проектов. Один из них - «мегапроект Пушкинская библиотека». В его рамках тысячи книг русских и иностранных писателей были бесплатно переданы в фонды российских муниципальных библиотек. Те щедрый дар принимали без оглядки: на фоне разрухи любая книга для селькой библиотеки была как манна небесная.

Меценаты на первой странице каждого издания поставили свой штамп с названием института и «мегапроекта». Тогда это тоже никого не смутило. Пушкин же не перестал быть Пушкиным из-за того, что его подарил какой-то иностранный богатей! Подарил — и на том спасибо.

Фото: Александр Балакин
«Это что же получается — Сорос молодец?!»

Однако через 20 лет ситуация в корне изменилась. В 2015 году Генпрокуратура признала фонд Сороса, а также все подконтрольные ему организации, нежелательными в России. Так «Институт «Открытое общество» попал в черный список. А еще через два года — в начале лета 2017-го начался полнейший сюрреализм.

По библиотекам Архангельской области прошлась прокурорская проверка. Искали экстремистскую и запрещенную литературу. Сейчас такими рейдами уже никого не удивишь. Каждый библиотекарь знает о существовании списков такой литературы. Они есть в открытом доступе, и работники книжного сектора регулярно с ними сверяются. Однако на этот раз вместо книг про нацизм и брошюр про радикальный ислам под раздачу попали Пушкин, Гоголь, Толстой и Чехов. Ревизоров возмутил злополучный штамп. Это что же такое получается: человек берет с полки книгу Пушкина с печатью Сороса и думает — раз Сорос подарил нам сборник Пушкина, значит он молодец? Но Сорос — это нельзя!

В результате местные прокуроры впопыхах выписали предписание библиотекам любые книги с печатью «Открытого общества» срочно убрать. Правда, спустя пару дней одумались и предписание отозвали. Однако ответственные за книги чиновники за это время успели порядком испугаться и решили, что называется, дуть на воду. Руководство центра «Муниципальные библиотеки Северодвинска» разослало библиотекарям указание продолжить изъятие изданий с клеймом нежелательного фонда. По принципу «как бы чего не вышло».

Мы эти издания никуда не дели, все до одного сохранены, но перенесены в закрытые фонды, - заверила нас в телефонном разговоре начальник управления культуры администрации Северодвинска Елена Михайленко, - Расставаться с достойными изданиями мы никак не собираемся и бережно их сохраняем.

При этом госпожа Михайленко честно призналась, что даже они — чиновники городской администрации — не понимают, что делать дальше. По логике нормального человека Чехов — это Чехов. С любым штампом. К тому же ни решения суда, ни официального действующего предписания надзирающих органов власти по этим книгам нет. Но прокуратура же приходила — страшно. Чтоб хоть как-то прояснить ситуацию, чиновники направили запрос в минкульт Архангельской области. Ответа пока нет, ждут.


Рецензии