Незапланированный переход или пропавшая группа

До этого похода «вылазки» как я его  назвал, у меня за плечами уже был некий опыт хождения по горам. Была неделя свободного времени. В то время заочно учился в народном  университете на отделении станковой живописи и графики. Мне нужно было периодически отсылать работы. Решил, что будет очень неплохо, если нарисовать настоящие пейзажи с натуры, да еще горные. Заодно совмещу отдых в горах и нарисую пейзажи. Замысел был в общем неплохой и главное осуществимый. Это всё происходило ещё в советские времена, когда можно было без боязни ездить и ходить. Почему в горы? Да потому, что успел их полюбить и даже не  помышлял поменять их  на море. Там толпы людей, везде очереди, духота. Единственный плюс, так это само море. Совсем другое дело в горах, там забываешь про всё, голова свободная, никого нет ,никто не мешает. Что взял с собой -то и твоё и мешать некому. Ещё иногда встретишь местных пастухов ну и конечно туристов и всё. Подготавливался довольно тщательно, ведь кроме продуктов, одежды, снаряжения, брал краски, этюдник и даже приемник. Вот только тогда я ещё не знал, что в горах обычные приемники не работают. Так что протаскал лишние грамм четыреста. В таких походах каждый грамм учитывается, потом выкинуть жалко. В связи с этим  вес рюкзака оказался солидным. Успокаивал себя тем, что в основном буду сидеть на месте и рисовать. План был простой -доеду до конечного пункта, зайду в горы, найду подходящее место и буду рисовать. Но забегая наперёд скажу, что место куда ехать, идти ,плоховато продумал, а может тогда мало и знал.

Так и сделал: доехав до конечного пункта, нужно было еще пройти до двадцати километров, до более высоких гор. Расстояние очень солидное для начала похода с таким рюкзаком. Долина по которой шёл была с минимальным подъемом, что конечно  уже хорошо. Шла целая проезжая дорога, но по ней машины шли редко. Просто дальше ехать было вроде и некуда, впереди горы. Невдалеке  одна турбаза и может где кош пастухов. Решил не ждать, а идти. Эти места  интересны тем, что здесь начиналась река Кубань. Собственно после слияния двух горных речушек и начинается Кубань. Ещё в том месте был так называемый «Чертов мост». В узком ущелье довольно диком и глубоком, когда- то сверху рухнула огромная скала. Она зависла клином вниз, а сверху более ровная. Так как ущелье узкое, то скала переклинила его, зависла, образовав своеобразный мост. Вид конечно очень грандиозный, чтобы посмотреть вниз с него мы подползали к краю и только так смотрели.
Пол пути мне всё таки удалось подъехать на попутке, а остальное расстояние не спеша  дошёл.  Было ужасно тяжело и жарко, благо в горах воды хватает, жажда не замучила. Дорога проходила намного дальше в сторону Эльбруса, но я свернул, где вблизи начинались более высокие горы. Немного пройдя в редколесье увидел группу туристов из десяти человек. Они похоже уже тут давно стояли, ибо вовсю трещал костёр и на нём что-то варилось. Невдалеке протекал ручей, место вполне подходящее. Решил остановиться на ночлег, а завтра уточнить свое место  пребывания. Дело шло к вечеру, так что нужно было причаливать.
 Ко всему прочему будет не так скучно, да и более безопасно. Познакомились: оказались соседи из города Краснодара, школьники  старших классов. Девчата и мальчишки меня с любопытством  рассматривали. Но когда узнали  по какому поводу я здесь, очень удивились, да и как-то даже зауважали. Пришлось объяснять, что не художник а только учусь. Хотя для них похоже это было почти тоже самое. С ними были двое постарше, примерно моих лет, парень и девушка. Они представились старшими и вели группу на море. Поговорив ещё пригласили меня на ужин. Попытался культурно отказаться, но настаивали, сказав что я гость, а гостей надо угощать. Тем более , добавили, что уже все готово. Неплохо пообедав ибо это был всё таки обед  и напившись чаю пошёл к рюкзаку отдохнуть, заодно осмыслить завтрашний день. Я не долго был в своих раздумьях, вскоре окликнули и попросили подойти.

 Старшие начали разговор о том, что идут на море и завтра подъём на перевал. Стали приглашать с собой, я очень удивился такому повороту событий. Ведь объяснял цель своего визита: какое там море, у меня планы совсем другие. Тем более, нет столько времени. Тогда предложили облегчённый вариант- завтра пройти всего один перевал. Добавив, что с другой стороны хребта есть дорога, по которой можно уехать обратно. Я всё ещё упирался, помня зачем вообще сюда попал. Но когда сказали, что там есть нарзан, мои позиции дрогнули. До этого времени мне в горах не встречал минеральные источники, хотя много слышал о них. В кавказских горах в принципе источников много, да и вкус у них разный. Похоже ходил до сих пор не там и очень хотелось попробовать каков он натуральный. Старший брат ходил немного раньше по горам и рассказывал, как классно пить  нарзан, который бьёт из под земли. Главное платить не надо и пей сколько влезет. Перед таким соблазном трудно  устоять, хотя ещё надеясь успеть хоть что- то нарисовать. У меня с собой было всё необходимое для этого перехода, включая очки с ледорубом. Поэтому теперь отказаться повода как- то уже и не было, а самое главное  появилось желание. Зачем они вообще затеяли этот разговор с таким соблазном, то бы сидел спокойно рисовал, загорал, отдыхал. Так нет же согласился, спрашивается куда ,зачем? Оно мне все это надо? Но всё равно интересовал вопрос- для чего они меня агитировали на всё это? Может быть старшие хотели пообщаться с человеком со стороны, а школьники им поднадоели?  А может они усмотрели во мне какую поддержку на случай какой? Хотя могло быть куда проще, по доброй наивности и всё а я нафантазировал. Как только получили мое согласие тут же засуетились.
Сказали, что для этого нужно подойти поближе к подножию перевала, чтобы утром начать подъём. Поинтересовался высотой и названием перевала. Сказали название и что высота  3427 метров, меня это впечатлило, но ни больше. Даже такая солидная для меня  высота,  почему- то сильно не смутила, хотя на такую  ещё  не поднимался. Даже похоже наоборот был доволен,  что побью свой своеобразный  рекорд. До этого поднимался на перевалы высотой в пределах 3200 метров. Правда тогда не подумал о том ,что с высотой меняется и время подъёма, и всё, что с этим связано. Наверное надеясь, что ребята всё знают.
 Стали все собираться, предварительно всё  убрав и потушив костёр. Надо сказать, что мне нравилось у туристов то, что после себя не оставляли  ничего. Всё, что  горело - сжигалось, остальное закапывали. Даже консервные банки и те обжигали, чтобы животные не обрезались. Вообще молодцы, всем бы поучиться. До вечера времени оставалось не так много, нужно  успеть.
Немного отойдя от лагеря, стали входить в другую долину. Вход в неё был своеобразным и интересным. С двух сторон возвышалась гряда скал и между ними как будто ворота. По краям росли деревья и их ветки на верхушках почти смыкались, образуя этакий полукруг и получался  красивый пейзаж. Чуть ли не ворота в рай. Но как только мы их прошли, то сразу  попали совсем не в рай а скорее наоборот. Прошли несколько километров и остановились. Здесь погода была уже совсем не та, более суровая и холодная. Свободная, широкая долина продувалось ветром с высокогорья. Никакой растительности кроме травы нет,  чувствовалось  холодное  дыхание гор. Впереди и с боков просматривались вершины покрытые снегом. Невольно все  притихли, почувствовав себя какими- то былинками, которых  горы могли смести в любой момент. От ближайшего хребта уже легла тень. Подойдя вплотную к хребту, стали разбивать лагерь и готовиться к ночлегу. Ночи в горах холодные, поэтому надел на себя всё, что было. Эта ночь оказалась мягко говоря прохладной. Снежники поблизости давали о себе знать, да и спал один, а одному всегда холоднее. Подъём планировался на шесть утра, а выход на семь. Завтрак тоже планировался у них почему-то без горячего. Правда меня это несколько смутило,
но  себе всё равно успел вскипятить  чай на примусе. Пить в таких условиях ледяную воду с утра совсем не хотелось. Позавтракав и собрав рюкзаки  все начали подъём  на перевал. Он  сразу начинался от палаток и был крутоват  для начала, нам  даже не удалось размяться, а сразу началась полная нагрузка. Склон снизу оказался сильно поросший травой и идти по мокрой, скользкой траве трудно. Местами подъём  крутой и опасность сорваться была реальной. Учитывая, что шла неопытная группа, то я бы поставил всех в связку. Так был бы контроль над всеми и безопасней, но это почему- то не делалось. В итоге группа сильно растянулась. Первых  я ещё видел, а последних  почти не было видно. По горам ходил я неплохо, был вынослив и постепенно ушёл вперёд и оказался первым.
Смотря вниз на карабкающуюся группу приходили всякие мысли. Хотя один руководитель  впереди, другой сзади, то мне казалось это не совсем правильно .Сильно растягиваться  нежелательно по некоторым соображениям. В случае привала ,перекуса или в других внештатных ситуациях, нужно  долго ждать последних. Но иногда каждая минута могла быть на счету. Но у них похоже была своя методика. Чужая семья- потёмки. Второй участок подъёма шёл по обнажённым мелким скалам  .Идти  по ним всегда легче, нога не скользит. Уже был обед, а мы только подошли к снежнику. Снег  укрывал почти всю вершину, местами был достаточно глубокий. Идти стало ещё труднее, а из -за раскисшего снега промокли ботинки и ноги проваливались по колено. Мне стало что- то совсем не хорошо, силы казалось стали покидать меня. Решил  что-нибудь  съесть, может  полегчает. Достал, что калорийнее  и вкуснее, делаю пару глотков, запиваю, но всё равно ничего не лезет. Даже шоколад и тот не" идёт". Другой раз ел бы- только за ушами  трещало, а тут нет. Понял, дело плохо- это горняшка. Высотная горная болезнь, она бывает обычно от плохой  акклиматизации на высоте, а тут ещё тяжелый рюкзак. Интересно, что эта болезнь проявляется  довольно в разнообразных формах. В последствии  в других походах у меня проявлялась эта болезнь. Чтобы исправить положение, нужно  быстрее спускаться. Но о каком спуске может идти речь, если ещё подниматься часа два. Придётся хоть на четырех, но ползти. Это как из анекдота:  кругом темно ,темно, а впереди светлое будущее. Так и у меня, только впереди светлое будущее,  назад дороги нет. Конечно признаться своим спутникам было стыдно, да и бесполезно.
 Меня стали догонять и перегонять первые из группы, надо  идти. Кое- как, замедленным темпом, отдыхая через десять шагов стал подниматься дальше. С большим усилием доплелся до небольшой ступени, которая находилась невдалеке, на ней могла разместиться вся группа. Везде лежал снег и только сбоку лежал огромный валун, почти плоский сверху и без снега. Сразу же решил вскарабкаться на него, ибо это было единственное место без снега. С большим трудом  взобрался, в ботинках все хлюпало от воды. Разулся, пришлось всё поснимать  и разложить на камне. Лёг и сам, булыжник хорошо прогрелся на солнце и было довольно приятно, и тепло. Это я хорошо попал, думал  улаживаясь на него, вскоре задремал. Не знаю сколько дремал, но когда проснулся всё уже высохло. Последние из группы девчата только подходили.  Осмотревшись понял, что до перевала осталось совсем немного .Чтобы идти дальше, нужно  сделать небольшой крюк. Там по ходу был бугор  и за ним поворот к перевалу. Его не было видно, но он уже чувствовался. Хуже  всего ,сил так и не прибавилось, состояние такое же. По времени до перевала  примерно с пол часа не больше. По часам  около трех, по хорошему надо  спускаться,  а мы ещё не поднялись. Группа отдыхала, может , готовилась к обеду, а мне нужно  спускаться. Тех кого видел, кто подходил, падали на снег кто где, видно было, что еле живые. Почему- то никто не рискнул залезть ко мне, или уже не было сил.

 Сказал старшим, что уже отдохнул и подожду их на перевале. Тем более был любителем снимать записки с перевалов первым. Они были не против, ведь никто не знал, что ждало всех впереди. Собрался, слез с валуна и направился к видимому повороту. Дойдя до него понял, что это был замерзший ручей и когда- то  возможно был маленький  водопад. Справа от меня стоял примерно в рост округлый валун. Он  весь обледенелый, по краям весь в снегу. Слева круто вниз уходил обледенелый желоб и дальше крутой снежный склон. Справа-снежный подъём. Проход самый легкий , казалось, находился здесь. У подножия валуна что- то подобие тропки из льда и спрессованного снега, шириной с полторы ступни  и длиной  метра три. Немного подумав, стал ледорубом рубить ровные ступени, чтобы не соскочила нога. Меня со стоянки хорошо было видно и скорее всего за мной наблюдали. Прорубив, осторожно прошёлся туда сюда, всё нормально. Но когда одел рюкзак и пошёл, то понял- не всё так просто. Всё оказалось как раз наоборот. За плечами был станковый рюкзак и когда прошел несколько шагов, то станок рюкзака стал упираться в валун,  тогда стал медленно разворачиваться в сторону обрыва. В тоже время чувствую, что рюкзак меня начинает перетягивать в обрыв. Чтобы удержать равновесие, нужно  наклониться вперед ещё, но упираюсь лбом в валун. Положение становилось критическим. Делал несколько заходов разными способами, но ничего не получалось, рюкзак все равно перетягивал. Как это я еще живой подумал, очередной раз упираясь лбом. Ухватиться тоже не за что, да и опасно. Одна обледенелая глыба, причём никаких трещин и выступов, если что и было, то лёд округлил. Если ждать остальных, то потерял бы много времени, да и меня как –то «зацепило» это. Неужели не смогу пройти один, всего то пару метров. Не знаю, что тогда думали обо мне, когда я дёргался у этого валуна. Надо  пройти, причем живым и здоровым. Наконец  до меня дошло. Снял рюкзак, стал боком медленно подтягивать его за собой. Таким образом всё таки перебрался, даже вспотел от напряжения. Пройдя, посмотрел на злополучный  ледопад  и подумал: «Во гад, сколько времени потерял да и сил тоже, будь ты неладен» .Конечно впоследствии осудил себя за такую неосторожность. Без страховки нельзя было так  идти. Ведь не дай бог чего, меня бы уже никто не увидел живым. Ну что, дело сделано, можно идти дальше.
Пройдя немного за поворот, увидел долгожданный перевал. Вот он родимый, в душе сразу посветлело, и даже  приободрился. До него оставалось  всего- то метров пятьдесят и по высоте чуток. Теперь это расстояние  никакое по сравнению с километрами. Но рановато обрадовался, впереди ожидал сюрприз. Не успел пройти и десяти метров, как провалился в снег по самый рюкзак. Если бы не рюкзак, то провалился наверное глубже. Начал барахтаться, под ногами  нащупал скалы до полу метра высотой.
 Понял, что идти так невозможно, снег глубокий и он раскис, теперь уже думал не долго. Вспомнил как передвигаются по снежным мостам и тут же воспользовался. Лёг на живот и ползком уже добрался до перевала. В туре нашёл записку ранее прошедшей группы, написал свою и положил её обратно. Записки на перевалах своеобразный документ, что там был. Опять разулся, всё пересушил ,отдохнул, попытался   что- то съесть, но опять ничего не шло. По моим расчётам времени хватало чтобы появилась группа, но её не было. Время около шестнадцати часов, а мы еще на перевале. Это, скорее всего, должны были понимать руководители группы и как- то поторопить школьников. Но этого не происходило, во всяком  случае,  я не видел. В худшем случае их ожидала холодная ночёвка. Если учесть, что в группе одни школьники, то ответственность ложилась не в пользу руководителей. Решил подождать ещё, в конце концов должны же появиться.  Думаю: «Не собираются же они там ночевать?» В голову стали лезть мысли одна  не утешительней другой. Мне ведь плохо, может им кому тоже. Уже перебрал, казалось все возможные варианты, но их  по прежнему  не было. Во блин попал, даже не знаю что и делать. Время серьёзно поджимало, надо на что- то решаться.

 Учитывая, что я ещё не отошёл, ползти назад не было ни сил, ни желания. У них там целая команда, должны  разобраться, да ещё два руководителя. Решил, что за них я уж точно не отвечаю. Хотя скорее они должны отвечать за меня, ведь они втравили меня в эту авантюру. Но получается, что чуть ли не на глазах  пропала группа.
Мысленно  попрощавшись, пошёл вниз, последний раз взглянув на поворот. Когда уже спускался, то вспомнил, что не знаю куда толком идти. Знал только, что где- то там внизу есть нарзан и дорога. Информации конечно маловато, но попробую ориентироваться. Спуск вначале оказался скалисто- осыпной без снега, что меня уже порадовало, далее травянистый. Еще с километр всё оглядывался, пока был виден перевал. Высота быстро убывала, что для меня уже хорошо, но по- прежнему  никого не  видно. Затем перевал не стало видно и только тогда перестал оглядываться. Из головы не уходили мысли о группе. Может, кто что-то сломал или сорвался на этом ледопаде  и они стали спускаться. Хотя теперь видел, что спуск в эту сторону более легкий и даже снега нет совсем. Так, что логичней в любом случае спускаться  по этому маршруту.

 Состояние ещё не важное и лямки рюкзака давили так, что думал и плечи развалятся. Всё тело ныло от перегрузки, но нужно  идти как можно ниже. Дойдя до первого ручья, сбросил рюкзак  и на четырех пополз к нему напиться. Силы казалось, оставляли меня, но чувствую, что горняжка  стала проходить. Так захотелось где- то упасть и заснуть беспробудным сном. Сделал небольшой привал, ибо безумно устал тащить такую тяжесть. Хуже всего было обратно влезать под рюкзак и подниматься, впечатление такое, что он сильно потяжелел. Но прохлада, спускавшаяся с гор заставляла подниматься и идти дальше,  а ведь на перевале ночью обычно морозец. Не позавидуешь  тому, кто может там задержаться. Пройдя немного дальше, появилась тропа. Значит всё таки иду правильно, другой, похоже не могло быть. Внизу на склоне в километре увидел кош и лошадь. Из коша вышел человек, через некоторое время он меня заметил и стал садиться на лошадь. Я сразу стал думать как себя вести и что говорить при разных вариантах. Всадник направил лошадь в мою сторону. Подъехав, поприветствовал и тут же спросил: «Почему один»? Что я мог ответить, сам мучился от этого вопроса. Ответил так ,что я вроде разведчика, а группа подойдет  попозже. Говорить, что один, глупо ,мало ли что у него на уме. Всадник предложил помочь подвезти рюкзак. Я тут же без всякого опасения  отдаю его, настолько он меня «достал». Всадник еле затащил его на лошадь и сильно удивился, как я его ещё несу.  Расспросил  по дороге у него где , что и как, успокоился. Нарзан находился почти по пути в километрах трех, а дорога ещё ближе. Всё- таки шёл правильно. Доехав до коша, который  был на тропе, он сказал, что дальше уже сам.

 Поблагодарив  всадника, с небольшой охотой подлез под рюкзак и поплёлся дальше .Без рюкзака так хорошо было идти, казалось, мог пройти куда больше и быстрее. Но увы, без снаряжения невозможно, не получается. Даже немного успел отдохнуть без него. Невдалеке по склону начинался небольшой молодой лесок. Как только вошел в него, то сразу оказался на маленькой идеальной полянке. Закрытая со всех сторон, она оказалась идеальным местом для бивака. Сбоку полянки лежали пару приличных валунов  ограждающих кострище. Невдалеке обнаружил и ручеёк, похоже лучшего места не сыскать. Стал расшнуровывать рюкзак, надо  приготовить горяченького. Поставил палатку, ночь  уже приближалась. Готовить стал на примусе, ибо все запасы  почти не тронутые. Может и вес рюкзака будет чуток поменьше.

 Готовил  макароны «по –флотски». В обычной жизни как- то они не были супер, а здесь классная еда -главное быстро. Приготовил двойную порцию, чтобы было и на утро. Ночью в горах холодно, поэтому не боялся что пропадёт. Ещё приготовил чайку с травами и мне захорошело. Горняжка отпустила совсем, только оставался  убийственно усталым и поэтому стал улаживаться спать. С головы всё не уходила пропавшая группа. Если бы они сегодня ещё шли, то мимо меня не могли пройти. Тропинка шла прямо через полянку, да и палатку мою они уже знают. Перед тем как лечь, вышел посмотреть, а вдруг идут. Стало  смеркаться, лёг пораньше уж очень устал. Заснул сразу, словно провалился в бездну и спал беспробудно. Проснулся когда вовсю щебетали птички, погода прекрасная,  солнечная. Глянул на часы и спохватился, было уже десять часов, подумал ,неплохо «хрюкнул». Вскочил и стал разжигать примус, чтобы разогреть завтрак. Пока ел, опять думал о группе.  И утром её нет, по идее должны бы подойти, время уже сколько. Где это можно столько пропадать? После завтрака собрал рюкзак и пошёл по тропке вниз. Вскоре этот лесок закончился и внизу увидел широкую долину, которую пересекала ещё одна  поменьше. Спустившись пониже, рассмотрел проезжую дорогу, которая вела в сторону родника. Природа вокруг изумительная. Невдалеке росли молодые елочки, даже небольшой ельник. Они настолько зелененькие, свеженькие и хорошенькие, что невольно засмотрелся. Бывает же такая красота, хотя вроде и ничего особенного. Пока всё рассматривал, на дороге появилась машина. Стал следить за её движением. Она повернула в сторону предполагаемого нарзана и скрылась за деревьями.
 Там тоже начинался молодой лесок. Почему- то был уверен, что она направилась именно туда.
 Я находился примерно в километре от машины  и не мог следовать за ней. Боялся, что сам мог и не найти нарзан. Пошёл в её сторону настолько быстро, насколько мог. Дорога пошла на подъём и идти стало трудно. Со всех сторон здесь рос лиственный лес. Вскоре увидел  машину, стоявшую на дороге, в кабине никого не было. Оставив рюкзак в укромном месте, подошёл ближе, осмотрелся. С левой стороны обширная поляна с редкими  молодыми деревьями, а за ней ручей. От дороги шло понижение к ручью  и всё хорошо просматривалось. Через ручей кладка а за ней сидели двое, это были местные жители. Они сидели около источника, пили спиртное и запивали нарзаном. Это же надо, не поленились столько ехать, чтобы здесь выпить. Ближайший посёлок отсюда  километров двадцать. Дождался пока они  уедут и только тогда подошёл к долгожданному нарзану. Его издали выдавали  красные  отложения. То, что я увидел, меня поразило до глубины души. Лучше бы этого не видел. Бутылка  валялась тут же, пробка от бутылки и окурки в самом источнике. Во, блин… это же надо, столько идти, страдать, чтобы потом такое увидеть. До сих пор отношение к местным было куда лучше, но видимо бывают исключения.  Пришлось всё  убирать,  а то и пить противно. Нарзан оказался довольно прохладный и на редкость вкусный. Было уже два часа дня, жарко. Пил с перерывом и наслаждением, и до тех  пор,  пока чуть не «взлетел». Только после этого уже отполз в сторонку, чтобы отдышаться и полюбоваться чудной природой. Когда отдышался, стал фотографировать интересные  пейзажи, а с головы всё не уходила пропавшая группа.
Уже стал думать,  что делать дальше, как вдруг, на дороге показался один турист. От неожиданности меня он даже насторожил.  Был в шортах и с полной выкладкой. То, что он загорелый и заросший видно даже издали. Удивило  то, что он один а одиночек да ещё в горах  почти не бывает. Естественно стал за ним следить. В нём  было  что- то похожее  на старшего из краснодарской группы. Но его я не успел рассмотреть в разных формах, да и видел- то всего ничего. Так что толком- то и не знал. Он спустился с дороги на полянку, оставил рюкзак, взял кружку и отправился в мою сторону. Вот сейчас и узнаю кто это такой, свой это или чужой. Немного не дойдя до нарзана он наконец  заметил меня. Лицо озарилось улыбкой и он воскликнул: «Миха, привет»! В этом восклицании было столько неподдельной  радости, словно встретил своего старого друга. Меня это очень удивило и обрадовало, ведь знакомы только с позавчерашнего вечера. Напившись нарзана говорит: «Пойдем к нам». Я думал, что чего- то пропустил, не досмотрел, не понял .
Спрашиваю: «А где вы?», отвечает: «Вон там на поляне». Опять не понял, но беру рюкзак и иду за ним.  Подходим туда, где он оставил рюкзак, никого. Народ то где спрашиваю: «А достали, там плетутся" и показал рукой на дорогу. И только через некоторое время показался народ. Это было незабываемое зрелище, оно меня поразило до глубины души. Впечатление было такое, что как будто солдаты потрёпанные войной, возвращаются с трудного боя. Первыми показались трое парней. Они не шли, а плелись по дороге. У некоторых ледорубы волочились по земле. Дойдя и увидев меня, они кисло улыбнулись и еле шевеля губами тихо поздоровались. Сбросив  рюкзаки, тут же попадали на траву. Далее стали подходить остальные: по двое, по одному, кто как. Это всё происходило, как в замедленной  съёмке а я был зритель. У девчат вид  ещё более жалкий, чем у ребят. Похоже, и их «война» не обошла стороной. Интересный вид был особенно у одной девушки. Через перевал шли в темных очках и вот эти очки белым пятном отпечатались на лице, остальное всё оставалось тёмным. Солнечная радиация своё  гиблое дело сделала. У всех  загорелые лица, у кого больше, у кого меньше. Видно этот поход запомнят на всю оставшуюся жизнь. Наконец- то собрались все. Дав немного отдохнуть, спросил у первых ребят, хотят ли они есть. Те дружно закивали в ответ. Достал банку консервов и отдал им. Забыв об усталости, довольно ловко и быстро вскрыли её и также быстро уничтожили. Потом достал варенье и хотел тоже её скормить, но тут вмешалась  старшая.  Она забрала банку и сказала,  что лучше сделать морс. По – видимому  она наблюдала за моей благотворительностью.  Хватит так кормить, всё равно всех не накормишь. Тут конечно я с ней был согласен. Когда все отдохнули,  дали команду собирать хворост. Собрав  его зажгли костер, стали готовить толи обед, толи ещё завтрак. В итоге я так и не понял что, ибо ни того, ни другого у них толком не было. Теперь стал я опять почетным гостем и опять обещали накормить. Наверное, добро за добро. Когда ребята освободились, я их подозвал  и задал мучивший меня вопрос.

 Где же их носило всё это время? Всё оказалось  даже  проще чем предполагал. Пока я шёл, точнее полз на перевал, они отдыхали, может, обедали. Затем дойдя до поворота стали разматывать веревки для страховки. Естественно, пока всем страховку делали и перепускали их по одному, то и прошло уйма времени. Возможно, они и к перевалу ползли,  как и я. А с девчатами, всё это куда сложнее, тем более они были сильно уставшие. Потому- то, я и не смог их дождаться. Если бы и вернулся я, то всё равно этот процесс не ускорил. Получается, правильно сделал, что ушёл. Спуститься успели только с первого участка. Это может около километра и их застала ночь. Там совершенно не было мало -мальски  ровного участка, поэтому пришлось ледорубами ровнять косогор. Непонятно, что они делали без воды ,ведь и её там не было, хотя может и нашли. Отсюда можно представить какой у них был ужин и завтрак. Ведь как оказалось, не было ни одного примуса и это на такую большую группу. Парадокс,  такое я даже не мог предположить, почему? Вдобавок  ко всему холодная ночёвка. Известно, что с ледяной водой много не съешь. Обычно утром отогреваешься в основном чаем, а у них его не было уже второе утро. Вот почему у бедолаг  такой замученный вид. Теперь еды наварили много, чтобы все могли насытиться. А вот с питьем был выбор - нарзан, чай, морс. Морс с варенья  получился изумительный, никогда такое чудо не пил. Хватило всем, хотя и понемногу. После сытного обеда, все довольные разбрелись по полянке отдыхать. Вечером ко мне подошёл старший из группы и стал говорить, что одна из девчат их сильно тормозит. Они хотят оставить её мне, чтобы довёз в Ставрополь, а дальше она уже в Краснодар. Я конечно, был не против, но потом они что- то переиграли. Толи не доверили, толи она побоялась, толи сами пожалели. Об этом я уже не узнал. Это был мой прощальный день. Утром распрощался, и вскоре по дороге шла попутка, на которой и уехал. Им предстояло ещё два перевала и море. Мне конечно так и не удалось ничего нарисовать, хотя сразу ещё думал. Вот когда поднялся на перевал, то понял, не судьба. Но как ни странно, всё равно остался доволен. Такое приключение, а главное, что закончилось все хорошо. Я  нечаянно побил свой рекорд высоты, который  впоследствии  так и остался недосягаемым. Этих  воспоминаний  хватило на всю оставшуюся жизнь. Такое не забывается.

Примечание: Кош-избушка пастухов.
Тур-небольшое нагромождение камней,
где прячется записка побывавшей группы.


Рецензии