Пять подвигов Мурманска

ПЯТЬ ПОДВИГОВ МУРМАНСКА.

Пять подвигов для столетнего города - это много. Перечислим их: строительство Морского порта и Мурманской железной дороги; становление (30-е годы) и развитие (70-е годы) рыбной отрасли; участие в войне; бессменная вахта по обслуживанию Северного морского пути; строительство Большого Мурманска.

Тысячеверстная Мурманская железная дорога и незамерзающий Морской порт в Кольском заливе появились в разгар Мировой войны. Они были построены в рекордно короткие сроки, менее чем за полтора года, в жестких условиях нехватки всего и вся.
Дорога была проложена по необжитой пересеченной болотистой (на 25%) и скальной (на 30%) местности, с сооружением примерно 1100 искусственных переходов через водотоки.
Порт уже к 1917 году был оборудован шестью кранами и семью глубоководными причалами для приемки больших океанских судов. Железнодорожные пути были подведены непосредственно к месту разгрузки, что позволяло производить перевалку груза прямо на платформы. Ежемесячно порт обрабатывал до 600 тонн груза.   
Нет ни малейшего сомнения, что если бы не события на фронтах войны, то появление незамерзающего Морского порта в Кольском заливе и завершение строительства Мурманской железной дороги стали бы главными событиями в Российской империи в 1916 году.
Это подвиг.
И отблеск этого подвига по праву на нашем городе.

Масштабному становлению и развитию рыбной отрасли северного бассейна Мурманск обязан остро заявившему о себе в стране на рубеже 30-х продовольственному кризису. Страну надо было кормить, и в планах первых пятилеток продукцию мурманских рыбаков четко прописали красной строкой.
В короткие сроки (1929-1932 гг.) были построены посолочный, фильтровочный, утилизационный, мукомольный, консервный и бондарный заводы. Заработали две очереди холодильника, судоремонтный завод, рыбозавод №1, коптильный цех…
От прибрежного лова и освоения рыбных запасов Баренцева моря к выходу на просторы Атлантики и Тихого океана, от деревянных посудин, изготовленных на Мурманской верфи деревянного судостроения к БМРТ – гигантским плавучим фабрикам.
К середине 80-х материальная база крупнейших рыбных флотов Мурманска – Тралового, «Мурманрыбпрома», «Севрыбхолодфлота» - исчислялась сотнями судов. Мурманский рыбокомбинат по праву считался крупнейшим не только в стране, но и в мире.
Не вина рыбаков и рыбообработчиков, что эти все показатели и достижения остались в прошлом, и не нашли продолжения в последующие десятилетия.

Мурманск 1941-1944 гг. ошибочно называют прифронтовым городом. Мурманск в эти годы был военным городом. Именно за военные заслуги наш город удостоен высоких наград. И проходила линия фронта в Мурманске главным образом через причалы порта и через рельсовые нитки железной дороги. В первую очередь за героический самоотверженный труд под бомбами в порту и на железной дороге Мурманск стал городом-героем. День памяти и скорби с мемориалом из печных труб у Семеновского озера – это справедливо, но подвиг города не в этом. За разрушения и пепелища выражают соболезнование, но не награждают орденами.
Вклад Мурманска в Победу – это бесперебойная приемка и отправка на фронты Большой войны вооружения и материалов военно-хозяйственного назначения, доставленных в наш порт судами 26 союзных караванов: 372 судна, 2 млн. 500 тыс. тонн различных импортных грузов.

Длинная пунктирная линия, изгибающаяся по верхушкам школьных географических карт, знакома всем – Северный морской путь. Еще вчера казалось, что эта данность на века. Как без него? Но и здесь, оказалось, не все так просто. И все же, теплится надежда, что у подвига по освоению маршрутов Северного Ледовитого океана обязательно будет продолжение. Вернуться ледоколы и суда по полной программе на вахту по обслуживанию отдаленных районов Крайнего Севера. И «Мурманск – столица Арктики» не будет только лишь красивым штампом. Пусть же якорь «Ермака» и поставленный на музейную стоянку «Ленин» да послужат этой надежде залогом.

И пятый подвиг, которым мурманчане имеют все основания гордиться – это строительство «Большого Мурманска».
В целом, считаю, с архитекторами и строителями Мурманску повезло. Соорудить такой городской ансамбль на наших грунтах и нашем сложном скалистом рельефе - это градостроительный подвиг.
Смотришь из года в год на все более и более утопающий в зеленых насаждениях город и лишний раз убеждаешься, что и дома были посажены правильно, и дорожная сеть разбита верно, и легкие микрорайонов везде грамотно предусмотрены.
Я знаю, что такое советская стройка.
Спасибо!


Рецензии