Как я писал дипломную
Меня он заметил, когда мы, студенты подошли к написанию дипломной работы. Я взял полюбившуюся мне комедию «Горе от ума» А.С. Грибоедова. Взял её не случайно: о комедии много спорили критики, таки не придя к единому мнению.
Последующие её постановки на сцене всякий режиссёр трактовал по-разному, иногда доводя действо до абсурда. Любая трактовка образов великими актёрами и режиссёрами выдавалась за великое открытие. На самом деле тайна этого произведения не раскрыта до сих пор и ещё ждёт своих исследователей. И сомнительно мне, что она, эта тайна, когда-либо будет раскрыта. Такое происходит со многими гениальными произведениями: вроде критики всё разложили по полочкам, а собрать воедино не могут. Но я, тогдашний студент с явно завышенной самооценкой, смело бросился «в бой» и самоуверенно решил сказать новое слово в литературной критике. Статьи других критиков – Белинского В.Г. и иже с ним – я прочитал вполглаза. Во-первых, по студенческой лени, во-вторых, опасаясь подпасть под их влияние, их авторитет, их убийственную логику. Наверное, это сделало меня свободным в высказывании собственных суждений о героях комедии и скрытых мотивах их поведения.
Евгений Александрович, как он признался потом, от души хохотал, читая мой дипломный опус. Потом, видя моё огорчение, неожиданно сказал: «А знаешь, Игорь, в твоей сумбурной работе что-то есть. Давай-ка приведи мысли в порядок, тезисно изложи то, что ты хочешь сказать, и приходи снова. Не унывай, как ни парадоксально, я считаю твою дипломную лучшей на курсе».
Похвала профессора, пусть и немного насмешливая, вдохновила меня. Я стал ходить в студенческую библиотеку, «обложился» книгами, забился в дальний угол и сумел переместить себя в ХIX век. Я никого не видел и не слышал. Я спорил и бранил Чацкого, ненавидел спесивую брань Фамусова, предвидел торжество Молчалиных, ужасался власти Скалозубов, жалел Софью и Лизу… Но больше всего страдал от рабства простого мужика, низведённого до положения скотины. Я тоже испытал «мильон терзаний», ибо понял, что эта комедия – произведение не прошлого, даже не настоящего, а будущего.
Но тогда всё ещё было в тихом покое и застое. Поэтому Евгений Александрович охладил мой «революционный пыл» и ненавязчиво начал высказывать своё мнение по моим тезисам. Где-то я с ним соглашался, где-то упорно отстаивал своё мнение. Он мягко улыбался и не стремился сделать своё слово последним.
Прошло несколько недель. Дипломная работа была закончена. И тут неожиданная новость: по предложению Е.А. Маймина меня посылают в университет города Тарту на всесоюзные литературные чтения. Но это уж совсем другая история…
Так вот, может, новые формы обучения и сдачи выпускных экзаменов с тестовой «начинкой» имеют право быть, даже имеют свои преимущества, но заменить человеческого радостного общения Учителя и Ученика, восхитительного Учёного и студента, новомодная форма экзамена, увы, не может. Не хватает самой малости: творческого обоюдного общения, где одна фраза может быть открытием…
P.S. Несмотря на существующую в России традицию отмечать день студентов 25 января в Татьянин день, календарь обозначает 17 ноября Международным днём студентов.
Свидетельство о публикации №220051600390