Под Новый год
Если вы хотите представить его, то посмотрите на портрет очень непопулярного немецкого деятеля ХХ века. И имя подходило. Но – боже упаси! – никому из нас, школьников, даже сама мысль о некоей схожести не приходила в голову: она казалась настолько кощунственной! Большего «русака» я не встречал в своей жизни. Это был интеллигент «всех русских времен» с соответствующим характером.
Должен сказать, что в первые годы моей учебы в школе № 53 математика мне явно не хотела отдаться. Как я ненавидел ее! Сухая, без эмоций, расчетливая, с непонятными «прибамбасами» и, к тому же, очень преклонных лет. Вроде бы и учителя были хорошими, а вот поди же… И таких бестолковых в нашем классе было много. «Математики» нас не ругали, не оскорбляли, не били, а просто сочувствовали нам. Мы их тоже, слава Богу, не трогали, и, соответственно, сочувствовали им.
Так на сочувствии я с грехом пополам окончил восьмилетнюю школу и пополам с грехом «тайными тропами» пробрался в школу № 50. О, мне в этой школе совсем не обрадовались! Учителя-звезды смотрели на меня как на вражеского лазутчика, как на инородное тело, случайно попавшее в их планетарную систему. Адольф Александрович хмурил брови, когда смотрел в мою тетрадь по алгебре. В тетрадь по геометрии он уже не смотрел. На тригонометрии я был для него «человеком-невидимкой». Он часто отмечал меня как отсутствующего, не обращая внимания на мой писк из-за парты…
Ну скажите, можно было в такой обстановке не покончить жизнь самоубийством?! Или хотя бы «подставить» учителя, подловить его на видеокамеру, как это уме¬ют в совершенстве делать нынешние «лицеисты»? Пушкин, отдыхай! Но мы были детками послевоенной закалки и «без подстав» бросались под танки, вернее, «под звезды» школы № 50. Я тоже бросился под ноги Адольфа Александровича. Единицу в журнале он мне не исправил, но сказал, чтобы я остался после уроков. Что меня очень удивило, ибо дополнительных занятий с лодырями он в жизни не вел.
Я остался. Он зашел в кабинет математики, где висела одна доска и портрет Лобачевского, буквально на две минуты. Одну минуту он разглядывал меня. Во вторую спросил:
– Игорь, ты действительно хочешь знать математику?
Ответа не последовало: слезы капали…
– Если хочешь знать – учи правила и следи за моим объяснением.
Поначалу я обиделся на Адольфа за столь краткую речь. А где же ваши методические фокусы, господин учитель?! Сейчас бы вас просто четвертовали! Но, внимая звездным капризам, я решил, что на месяц меня хватит. И стал зубрить правила. И стал смотреть на Адольфа Александровича, как на свою первую любовь.
О, господа «тупоголовые»! Любовь ответила мне взаимностью, прокравшись в самое сердце. Как хитро ни плел на доске математические кружева учитель, как ни пытался оторваться от меня, запутывая следы – мое внимание без труда распутывало все его «ребусы» и «кроссворды». Я хотел стать миллионером без Максима Галкина – и стал им!
Потом я понял, что правила надо учить не умом, а глазами. Чтобы взглянув на алгебраическое выражение, упростить которое возможно только на трех листах, сразу уметь определить «всех сестер по серьгам». Позвольте – это же разность квадратов! А это – квадрат разности! Мне сестры-клоны не нужны, я вас безжалостно сокращаю! Вдали я уже вижу множество клонов, решивших соригинальничать. Готовьтесь, господа, к сокращению, ибо от вас в присутственном месте никакого толку! Я ведь знаю, что в конце примера ответ настолько прост, что можно сократить всю контору, оставив для страховки одного сторожа. Трепеща и ликуя, открываю в конце учебника ответы. Так оно и есть: ответ – 1,5. Наверное, сторож и полставки уборщицы…
Прошло три года. На экзамене по математике я получил «отлично». Я перестал быть инородным телом в замечательной школьной Галактике. И не только потому, что стал хорошо учиться. Я просто понял, что без звезд, ярких и не очень, без комет и астероидов, летящих со скоростью света и едва летящих, без звездного дождя и дождя весеннего школьной Галактики просто не существует. И научил меня этому Адольф Александрович, который всех учеников называл на «вы», которое было теплее и добрее, чем «ты». Когда я думаю о нем, приходят на ум строки:
«Учитель, перед именем твоим
Позволь смиренно преклонить колени…»
P. S. Свое первое «отлично» по математике я получил в последний день учебы перед зимними каникулами и Новым годом. В дневнике расписался Адольф Александрович. Было светло, и звездных лучей я не увидел. «Но если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно?»
Свидетельство о публикации №220051600397