Очерки про Афганистан. Афганский заход на посадку

Основной задачей авиаторов была поддержка наземных подразделений, обеспечение их боеприпасами, продовольствием и водой, проведение разведывательных полетов, а также оказание огневой поддержки подразделениям, ведущим операции по ликвидации банд. При этом летчикам приходилось совершать санитарные и связные полеты в труднейших метеорологических условиях Памира и Тянь-Шаня, казахстанских степей и туркменских пустынь.
Еще в начале 1979 года возникла необходимость в повышении мобильности пограничных советников, которым приходилось часто бывать в Кабуле. Да и по пограничным провинциям Афганистана было проще перемещаться на самолете. Для этих целей лучше всего подходил «Ан-26».

Исланов Разиф Камилович-  Старший прапорщик авиационной части Российской Федерации, воздушный стрелок-радист на самолётах Ил-14 и Ан-26, принимал участие в боевых действиях на территории Афганистан, 44 боевых вылета с общим налетом 67 часов 35 минут. Награжден медалями «От благодарного Афганского народа»(ДРА), «Воину интернационалисту» (СССР), «За безупречную службу 1,2,3 степени» (от СССР, ФПС и ФСБ)
Вот как мы, «маленькие люди» радисты,  делали большую работу по защите нашего самолёта и экипажа от гибели при попадании «Стингера»
Чтобы нейтрализовать действие ПЗРК (Переносной зенитный ракетный комплекс) «Стингера» мы на наших самолётах Ан 26 подходили к аэродрому посадки на значительно большей высоте, находясь вне зоны поражения ПЗРК. В частности Ан 26 приближался к аэродрому посадки в Афганистане на высоте около 7 тыс. м.
Находясь практически над ВПП (взлетно посадочной полосой) уменьшали скорость самолета, выпускали шасси, и при этом снижались с весьма большой вертикальной скоростью. Заход на посадку при этом осуществлялся быстро и уже на втором круге. То есть самолет терял высоту непосредственно над аэродромом снижаясь по «спирали» не входя в районы, где могли быть позиции стрелков-зенитчиков ПЗРК «Стингер». А затем благополучно совершали посадку. Этот маневр и получил впоследствии название — «афганский заход на посадку на транспортных самолетах». Ещё чтобы дополнительно обезопасить попадания «Стингера» в самолёт устанавливали на пилонах для бомб оборудование для создания помех ПЗРК, отстреливаемые ложные тепловые цели (ракеты).  ПЗРК «Стингер» и все однотипные ракеты «Земля Воздух» (предназначенные для запуска из земли по летательным аппаратам) идут на теплоизлучение самолетного вертолётного двигателя, а наши «помехи» создают большое тепловое излучение, чем двигатель самолёта (температура горения ловушки примерно 2500 градусов). Оборудование для отстрела этих «ракет, тепловых ловушек» устанавливали у стрелка-радиста и по инструкции после взлёта и до 5000 м.  при наборе высоты, соответственно при снижении с 5000м. и до посадки мы отстреливали тепловые ракеты. На этом оборудование были отстрел через каждые   2 - 4 секунды или «ускоренный сброс».  Режим «ускоренный сброс» применяется, когда заметили запуск ПЗРК или в самолете сработала сигнализация о запуске ПЗРК.  Во время полетов в ночное время эти ловушки мы не отстреливали, чтобы нас не могли заметить в ночном небе Афганистана, но опять же при срабатывании сигнализации в самолете о запуске ПЗРК по команде командира должны немедленно включить «ускоренный сброс» для предотвращения атаки с помощью ПЗРК .

Фото
Гостинцы для...


Рецензии