Определение склонностей у начинающих жизнь
Я поделюсь теми мыслями, что пришли мне в голову после беседы со знакомой, у которой дочка 15 лет. Я спросил у неё, чем будет дальше заниматься дитя, куда пойдет учиться, на кого, но выяснилось, что это не понятно ни ребенку, ни ее маме. Что-то меня тут «пробило», я понял, что эта супер важная проблема пущена на самотек, ну, за редким исключением! А не понятно потому, что ни мы, ни сам ребенок не знает, не понимает своих склонностей, способностей, да и возможностей. Для нас подумать о том, что многое можно выявить у ребенка, хотя бы косвенно, как-то понять, на что, на какой вид человеческой деятельности у ребенка больше шансов – мы раньше этого даже подумать не могли! Возможно, отдельные опытные родители что-то думают на эту тему, что-то понимают и даже ребенок понимает, как, кем, на кого дальше учиться и кем будет чадо – вопросов нет! Так что если у кого нет проблем и вопросов по теме, читать дальше прекратите и забудьте. А вот у кого есть сомнения, кто хочет для ребенка не случайной профессии, а той, которая принесет радость созидания, творчества, но и достойный заработок – давайте попробуем! Сразу предупреждаю, что пишущий эти строки не является ни детским психологом, ни ученым в этой области, а всего лишь простым инженером, родившимся в конце первой половины 20-го века, отработал 20 лет на оборонном з-де в Ленинграде, а потом, с 90-х бизнесменом, создавшим и воплотившим в жизнь 16 своих бизнесов. Раздарил пяток бизнес-идей своим друзьям, которые они удачно и выгодно воплотили в жизнь. А еще около 30 бизнесов или лежат в «дровах» рассчитанные, но не реализованные, или подаренные, проданные, а так же реализованные другими, но много позже, чем это придумалось мною. Эта фраза, сказанная кем-то очень толковым: «Все надо делать вовремя!» - навсегда втемяшилась в моей голове. Стараюсь всегда следовать этому толковому совету. Итак, как можно понять, на что ребенок способен, как выявить его склонность к чему-либо? Считаю это очень важной задачей, от которой может зависеть вся дальнейшая жизнь, судьба человека! Сделать эту жизнь удачной, счастливой, приносящей удовлетворение, а еще и материальные блага – великое дело! И не надо стесняться про материальные блага: мы все, всегда, во все времена и при любом общественном строе, работали за деньги, вознаграждение, которое бы позволило нам стать независимыми, приобретать все замечательные блага современной жизни, что появляются перед нами. Это и еда, и техника, и вещи, и одежда и туристические поездки и все другое, что может дать нам современный, такой прекрасный, неожиданный и заманчивый мир!
Сегодня большинство проблем описаны и решены в Интернете, вы найдете. Вот, например: "Какой талант у ребенка. 8 типов интеллекта и их особенности":
Я попытаюсь показать свое видение проблемы. Наверное, было бы правильно еще совсем маленького ребенка, 3-4-х лет отдать на обучение таким простым и вроде обычным для детишек кружкам, как рисование, пение, спортивные занятия, музыка, плаванье, лепка, другие. Вы будете это делать или сами, или отведете дитя к учителю, тренеру, наймете специалиста - это решите сами! Пусть ребенок с самого детства увидит разное, ведь в каждом занятии, в каждом деле есть свои нюансы, особенности, трудности и положительные моменты. И вот тут очень важно увидеть после 6-8 месяцев занятий, какое у вашего ребенка отношение, нравится, доставляет радость, удовольствие? Может у него еще не очень получается, но и ребенок, и вы радуетесь его успехам. Есть во всем этом один тонкий момент: у ребенка должен быть хороший, талантливый, любящий детей учитель, тренер, воспитатель! И даже не очень одаренный ребенок будет стараться и тянуться к новым умениям, знаниям, навыкам. Да, конечно, такой тренер/учитель – большая редкость! Но мы имеем возможность пробовать, менять кружки, аккуратно спрашивая, как, мол, наш ребенок? Опытный тренер, учитель почти всегда быстро распознает способности, таланты своих подопечных детишек. Это может являться одним из примерных критериев дальнейшей учебы по данному профилю, направлению. Когда ваш ребенок подрастет, то у него к этому времени уже есть опыт и в музыке, и в спорте, в рисовании, лепке, другом, то велика вероятность того, что он сможет дальше сам выбрать себе направление дальнейшего совершенствования. Во-первых, ребенок, который с детства был чем-то занят, другой жизни и не представляет, что уже большая ценность. Во-вторых, он уже знает, что в жизни все достигается трудом, упорством, накладывает обязанности и ответственность. Будем считать, что большая доля вами уже сделана! Как заниматься, чем, какие у вас приоритеты и личные желания и возможности – это все ваши дела, решайте их сами! Говорят, что наши дети – это наши не сбывшиеся мечты, желания и хотения. Попытаться их воплотить – хорошее и благородное дело, так как у вас есть и жизненный опыт, и личные сбывшиеся и не сбывшиеся надежды и ожидания. Приведу несколько примеров из моей жизни, из жизни знакомых. Возможно, это наведет на какие-то размышления, понимание проблемы, подскажет её решение.
У наших друзей в 70-х родился мальчик, в три года обнаружили астму, в Ленинграде жить невозможно! Мать с ребенком едут в Крым и там его лечат три года, ему лучше, но приступы астмы случаются и на очередной консультации профессор-светила сказал, что мальчику надо тренировать легкие и бронхи с помощью … духовых музыкальных инструментов! Мать, ничего не понимающая в музыке вообще, а в духовых особенно, отвела сынишку в музыкальную школу, мол, посмотрите, на что ребенок годен? Ребенка посмотрели «духовики», осмотрели рот и сказали, что у мальчика редкое строение губ и сочетание гортани и языка и ему подойдет фагот. Вы слышали, как звучит фагот? То-то! Это очень сложный, капризный и специфический инструмент! Короче, музыкальная школа, отличные учителя, консерватория, оркестр. И никакой астмы не было уже через год, забыто, навсегда!
Как говорила жена моего двоюродного брата, профессионального виолончелиста, он сломал об сына уже четыре смычка, но к семи годам у ребенка выявился абсолютный слух и большие способности к игре на виолончели. Дальше было все, как обычно: музыкальная школа, консерватория, знаменитый оркестр, сын превзошел отца, а это значит, учитель был хороший! Хотя может можно было и не ломать смычки? Тут я вам советы не даю, решайте сами!
Мою племянницу отвели на рисование лет в пять, как и многих детей, в художественную школу. Первые пару лет она рисовала, как все дети, но потом увлеклась и к 8-10 годам ей это очень нравилось. А еще ей нравилось заниматься французским языком, а так как она не смогла избавиться от детской картавости, а в этом языке она доминирует, у неё получалось очень правильно. Занималась с удовольствием на курсах, а потом аж у самого графа Орлова, как его коммунисты пропустили? Т.е у нее был абсолютный, правильный французский. Окончена школа с золотой медалью, художественная школа с отличием. Пришло время поступать в ВУЗ, пошли в Академию художеств, а там прием закончен! «Ну, покажите ваши работы» - с грустью сказал председатель приемной комиссии. Начал листать, проверил документы и взял девочку на полном основании без экзаменов! Еще пять лет учебы и совершенствования французского, знакомство с консулом по культуре Франции. И, через пару лет после окончания Академии, консул предлагает ей Грант французского правительства на обучение в Сорбонне, с оплатой обучения и проживания. Оказывается, это делается каждый год Правительством Франции во многих странах для особо одаренных молодых людей. Племянница в Сорбонне, потом докторант, вид на жительство в Париже, гражданство Французской республики. Сегодня она успешный художник, учитель, организатор выставок Франция – Россия, культурный обмен между странами.
Сегодня много проще понять и определить, на что молодой человек способен! Известно, что все люди делятся на несколько групп. Это гуманитарии и технари, ведущие и ведомые, инициаторы, предводители и послушные исполнители, мечтатели и авантюристы, скромные и застенчивые. Есть еще много всяких делений на тех, или иных, все это вы найдёте в Сети, посмотрите здесь, толково:
А вот как определить, к какому именно типу относится ваш ребенок – это бывает затруднительно. Уверяю вас, что сами себе вы не всегда можете честно признаться, к какому типу относитесь вы, а тут малое дитя, ничего не понятно! Вот тут нам на помощь придут специалисты, которые уже давно все придумали, только мы об этом не знаем. Так случилось в моей жизни, что мне пришлось в этом частично разобраться. И я был не просто удивлен, но и сражен точностью, с которой можно выполнить эту необычную, специфическую, деликатную работу. Расскажу об этом этапе моей жизни, иначе вы не поверите, что это возможно. Описал этот период в моей жизни в рассказике «Школа бизнеса»: http://proza.ru/2014/03/27/1721
Кратко. Идет 1989 год, лето, ничего не предвещает упадка Страны, но я шкурой чувствовал, что что-то пошло не так! Увольняюсь с военного завода, где отработал почти 20 лет и ухожу в «свободное плавание». Нахожу какой-то кооператив, коллеги – двое, бывшие инженеры с военных заводов, как и я, решили рискнуть и начать Свое Дело. Но что делать, как – было непонятно. Единственное, что у нас было – это арендованная у района трех комнатная квартира на первом этаже старого дома, недалеко от метро и Обводного канала. Как раз вышли новые положения и законы о предпринимательстве и мы решили оформить предприятия в форме АОЗТ, или что-то в этом духе, уже не помню. Это поручили мне и я часами сидел в различных приемных и получал подписи ответственных чиновников, которые ничего не понимали и не решали. И тут, сидя с другими, такими же рисковыми, я понял, что никто, ничего не знает, не понимает и не умеет, особенно в организационной части! Я думал, что это я плохо знаю и понимаю, но другие, оказывается, вообще ничего! Я рассказал своим компаньонам об этом странном феномене и у нас родилась идея: организовать бизнес под названием «Ленинградская заочная школа бизнеса»! Как учить, чему, где брать материалы, какие и еще сто вопросов, на которые не было ответов. И прочитать, посоветоваться было негде и не с кем. Но мы понимали главное: наступает такое время, когда многие захотят открыть свой бизнес! И тут приходим мы и обучаем их этому, потерянному ещё в НЭПе, умении. Не сразу, но постепенно сложилась концепция, как именно, по каким методикам, документам и проч. Схема была следующая. Публикация в 4-6 всесоюзных изданиях рекламу с приглашением на заочное обучение. Результатом обучения станет создание собственного бизнеса в виде расчетов и документов. Мы лишь помогаем и направляем, а ученик делает все сам. Обмен информацией по почте. Начало занятий – клиент присылает нам письмо-запрос с желанием учиться, мы ему высылаем тест на Маккевиализм и тест Кеттела. Он отвечает на тесты и посылает их нам. Мы обрабатываем и высылаем клиенту отчет и расшифровку по тестам, в котором рассказываем ему про него, что у него хорошего и не очень, предводитель он или ведомый, генератор идей или исполнитель и еще много про него же. Так как тесты были нами немного скорректированы в части формулировок вопросов для нахождения своей бизнес – идеи, то после расшифровки ответов получалось, что мы так подробно, точно и правдиво рассказали человеку про него же, кто и что он есть, что клиент, если его данные подходили для предпринимательской деятельности, сам принимал решение об учебе, высылал на р/счет оплату и дело начиналось. Конечно, первое, что мы сделали с тестами, это прокатали, проверили на себе! И были сражены точностью и справедливостью результатов! Другое дело, что сказал то я быстро, а вот делалось все ну очень медленно! Письма отсылались и приходили к нам тысячами, на четырех почтовых отделениях были арендованы ящики, в которые корреспонденция не влезала и нам отдавали ее в мешках, по 2-5 тысяч писем в три дня. Все наши семьи, домочадцы сутками расшифровывали эти тесты, на клиента уходило не менее 6-8 мин. Нанять нам было некого, да и платить было нечем: денег у нас не было совсем! Моя семья жила за счет того, что я в выходные ходил с чемоданом с приборами и чинил телевизоры и любую другую электронику, работая по патенту.
Из тысячи обратившихся примерно 70 - 100 человек присылали деньги за учебу. Это был хороший процент. Дальше все потихоньку наладилось, мы сами написали большую часть материалов, часть материалов нам написал профессор из Финэка, которому мы рассказали что хотим и о чем надо рассказать, часть мой приятель-управляющий банком. Государство почти ежемесячно выпускало новые указания и документы по открытию, ведению и отчетности бизнеса, мы отслеживали и информировали своих клиентов. Продолжалось обучение 7-8 месяцев (почта!) и в завершении обучения клиент высылал нам отчет о работе в виде ТЭО - технико-экономического обоснования открытия своего бизнеса. Мы ему высылали Диплом об окончании нашей школы. Где-то, в 1992 году эта деятельность стала подлежать лицензированию и меня, как обычно, послали оформлять лицензию, тогда, на Галерную, где сегодня канцелярия Конституционного суда. Я принес все материалы, квитанцию об оплате пошлины. Выяснил, что те, кто меня проверяет и лицензирует – ничего не понимают в этом деле! Я кратко рассказал о нашей Школе, объяснил идею обучения, оставил пакет документов и получил Лицензию №5 по городу.
Так вот про то, как определить, на что ребенок способен – вы уже поняли: это те самые тесты, вы найдете их в Интернете. Уверяю вас, что ребенок в 14-17 лет уже много знает, понимает и умеет. Не спешите, проведите тест в виде игры, через год ещё раз, сравните, попробуйте вместе с дитём обсудить полученные результаты. За те прошедшие почти 30 лет лет придуманы и разработаны ещё тесты, наверное, более толковые и скорректированные под сегодняшнюю жизнь. Я проверял, их множество и на разные темы, вы найдете. Ведь даже сравнивать нельзя те и сегодняшние условия, требования, возможности, техническое оснащение и многое другое, что тогда было трудно и сложно, а сегодня решается одним кликом на телефоне!
Могу еще добавить, что нет неспособных детей, а есть плохие учителя – это раз! И два: только любовь родителей, конечно, учителей, тренеров, их терпение, прощение, настойчивость, регулярные занятия дома ли, в секции, кружке, прочее - сможет дать ребенку какие-то основы жизненных навыков. Никогда не забуду, как мой отец, регулировщик радио аппаратуры, принес кучку деталей, схему, паяльник, посадил меня рядом и за пару часов спаял радиоприемник! И он заработал, заиграла музыка, он ловил станции! Напомню, что это был 1963 год, когда далеко не у всех в доме было просто радио, а тут считай карманный приемник! Это чудо сразило меня навсегда, определило мою профессию, специальность и дальнейшую жизнь. Знания радиотехники, конечно, любой электроники, помогали мне во всех бизнесах! Другое дело, что сегодня это узко специфическая профессия, хотя и востребованная.
Ну и ещё немножко, уже про своих детей. Как они болели, трудно росли в эпоху строительства Коммунизма – это отдельно, а вот болезни мы лечили спортом и приборчиком – электропунктуры, который я сделал от безвыходности. Результат был потрясающий: дети болеть стали реже, болезнь протекала легче, без осложнений. Дети знали все биологические точки от температуры, кашля, насморка, умели делать все сами, по секундомеру! А еще я таскал детей с собой на занятия по карате, что помогло им суметь постоять за себя в сложных жизненных ситуациях, даже не только физически, но и морально. Сын занимался, как и я, еще вольной борьбой, дочка – спортивной аэробикой. Начало занятиям спортом я дал еще дома, научив детей, еще совсем маленьких, делать мостик, колесо, шпагат, кувырок, стойку на руках. Сегодня мы с сыном обсуждаем бои профессионалов, по мере возможностей занимаемся единоборствами. Но если бы я знал, смог определить, что у сына способности к языкам, что ему это нравится, дается, он легко осваивает в том числе и восточные, очень сложные языки... Дочка работает профессиональным тренером по спортивной аэробике и другим модным сегодня штучкам, поддерживающем здоровье: похудение, восстановление после травм, беременности. Но эту работу она выбрала сама, а направление дала её тренер – Пашина Елена Петровна (да будет благословенна ее память!), у которой она занималась около десяти лет, была любимой и лучшей ученицей.
Как найти силы в нашей сумасшедшей жизни, какого тренера, наставника или учителя, где его взять, чему учить – это, мои друзья, вы все решите сами! Сколько надо терпения в любом деле, чтобы чему-то научить своего ребенка, а чужого? Но есть в этом и хорошее: пройдет 10-15 лет, ребенок вырос, стал Человеком и вы увидите плоды своих трудов – это и есть счастье!
Май 2020 г. Карантин. СПб
Свидетельство о публикации №220051600623