Борьба за выживание

Я думала, что ее мудрость, которой она так щедро делилась со мной – это наследие ее предков. Но права я оказалась лишь отчасти – многие знания, которыми она обладала, были результатом ее собственных очень логичных умозаключений.
В тот день я пришла к ней после невероятно эмоционального разговора с новым соседом, не желавшим (какая банальность!) отодвигать свои вещи от нашей двери. И я орала на него. Я! Я, которая столько лет учится владеть своими эмоциями! И что? Получается, я ничему не научилась!!!
Она слушала меня как всегда молча, немного прикрыв глаза. Мне показалось, что она улыбается. Когда я закончила, она встала и налила нам обеим чай в огромные кружки. Жестом пригласила меня сесть напротив нее на расстеленную на полу медвежью шкуру.
- И что ты хочешь?
- Чтобы он убрал свои вещи!!! – ответила я, понимая, что до сих пор говорю довольно эмоционально.
- Зачем тебе это?
- Они мешают мне выходить! Моя дверь ударяется об угол его комода! – я чувствовала, что снова «закипаю».
- Ещё?
После стольких лет общения с ней я знала, что внешний план событий мало интересует её. На внешнем плане я хотела, чтобы он убрал вещи. Это так. Внутренне же я стремилась восстановить эмоциональное равновесие, нарушенное моей не вполне адекватной реакцией на происходящее. Я так и ответила. А она рассмеялась в ответ. Она хохотала от души. Было видно, что мое недоумение доставляет ей удовольствие. В конце концов, она сказала:
- Хорошо. Но ведь у тебя же есть твои чудесные психологические методы сохранения баланса, - и она снова залилась громким смехом.
Я давно привыкла к ее непредсказуемой реакции на мои слова, но сегодня мне было обидно. Если бы мои психологические методы работали, я не пришла бы к ней, черт возьми!!! Наконец она сказала очень серьезно:
- Твои мысли.
Я подождала немного, но продолжения не последовало. Я знала, что ждать его бессмысленно, поэтому я поблагодарила ее за чай и пошла домой. На душе было погано. Предстояла долгая и нудная работа над собой в попытке понять, что она имела ввиду, и исправить внутренние недочеты, мешавшие воспринимать ситуацию адекватно.
- Твои мысли, - повторяла я про себя. – Хорошо. О чем я думала перед тем, как выйти из дома и столкнуться с ним? Ну, конечно, о том, что я выйду из дома, и снова увижу весь этот хлам под дверью, который я уже много раз вежливо просила его убрать. Получается, я начала злиться еще до того, как вышла. Хорошо. Мои мысли…
На следующий день я честно призналась, что не нашла ответа. Мы сели.
- Что ты знаешь о жизни диких животных? – спросила она как всегда неожиданно.
- Диких животных?... Они живут в естественной среде обитания, где находят себе подобных, размножаются, борются за выживание с другими особями…
- Достаточно. Чем обусловлено их поведение?
- Инстинктами, - ответила я, не задумываясь, будучи абсолютно уверенной в правильности ответа.
- Инстинктами, - как эхо повторила она. – Что диктуют им их инстинкты?
- Ну, избегать опасности, искать пищу, размножаться, обучаться.
- Делают ли животные что-либо, не связанное с выживанием?
- Ну…, играют. Слоны, например…
- С чего ты взяла, что их игры не связаны с выживанием? – оборвала она меня на полуслове.
В самом деле, с чего? Я не ответила. А она продолжила:
- Ни одно животное на Земле, если человек не вмешался в естественный для него образ жизни, не станет делать ничего лишнего, ничего, что не связано с выживанием. И поэтому все действия животных направлены на однозначное достижение результата, ибо отсутствие результата означает пусть и не всегда немедленную, но смерть. Люди заменили действия согласно инстинктам на действия, согласно своим мыслям. К чему это привело, ты видишь. Каждое действие, которое производит человек, должно иметь нужный ему результат, потому что так задумано природой. И против этого закона человек бессилен! Каждое действие воспринимается телом как направленное на выживание. Отсутствие результата означает смерть. Поэтому вы, думая о желаемом результате, готовы драться из-за очереди в супермаркете, места в автобусе, чужих вещей в коридоре. Вы слишком много думаете. И это приводит к неисправимым последствиям…
Мне все было ясно. Мы допили чай в тишине. На прощание я обняла ее, хотя и знала, что она этого не любит. Меня переполняло чувство благодарности. Так просто! И так сложно…


Рецензии