Глава ХХХv. Суд

Все перевели взгляд на Атоса, настоящее имя которого было граф де Ла Фер…



                Дарование титула граф де Ла Фер и де Марль
 
Филипп, милостью Божьей, король Кастилии, Арагона, Леона, обеих Сицилий, Иерусалима, Португалии, Наварры, Гренады, Толедо, Валенсии, Галиции, Майорки, Севильи… Кордовы… Канарских Островов, Индии как Восточной, так и Западной… архиепископ Австрийский, герцог Бургундии, Лотарингии, Брабанта, Люксембурга, Милана… граф Габсбург, граф Фландрии, д’Артуа… Голландии и Зеландии… маркиз Священной Римской Империи и Рима, владетель Азии и Африки, etc.
Всех, кто видит настоящее письмо – приветствую.
Принимая во внимание, что 4 числа месяца июня сего 1594 года в замке города Ла Фер, заключается контракт и соглашение от нашего имени, при посредничестве нашего дорогого и возлюбленного брата, племянника и первого кавалера нашего ордена, эрцгерцога Эрнеста, для нас лейтенанта и капитан-генерала (штатгальтера) наших Нидерландов и Бургундии, между нашим дорогим и верным кузеном доном Лоренцо Суаресом де Фигероа, герцогом де Фериа, маркизом де Виллалва с одной стороны и Жаком де Коласом, сенешалем де Монтелимар, главным прево Франции и королевского дома, губернатором города и замка де Ла Фер, с другой стороны, касаемые этих самых города и замка, в соответствии с подписанными и сформулированными разделами и пунктами, с упомянутыми условиями, на которые мы ссылаемся, уведомляем, что желая, чтобы все получило свое полное выражение и действительно отвечало содержанию вышеупомянутого соглашения…

И в таких выражениях до конца страницы. Одно предложение.

Собственно, достаточно было и заголовка – 4 июня 1594 года в замке Ла Фер был подписан документ, согласно с которым Жак де Колас, сенешаль де Монтелимар, волею и властью его католического величества Филиппа II, короля Испании, получил титул графа де Ла Фер и де Марль.
Дарованный титул предполагал наследственную передачу, а также, 100 ливров ежемесячного пенсиона. Также, король обязывался уплатить графу 20 000 золотых экю в течение трех месяцев. Также, содержать гарнизон на свои, королевские средства, за исключением тех, кто служит непосредственно графу или его семье.
Наконец, если король или его наследники откажутся от своих претензий (во Франции) и заключат с королем Франции договор, он(и) должны будут упомянуть в таком договоре губернатора Ла Фера и его близких, чтобы поддержать их в их правах или же оставить им достаточное количество имущества для получения ренты в 10 000 золотых экю, сеньориальными землями, доменами и со всеми правами суда высшего, среднего и низшего, правами на вооружение, которыми пользуются графства Ла Фер и Марль.

Договор был ратифицирован Филиппом II 12 января 1595 года в Мадриде, о чем имеется соответствующая запись.

Воюя с лигистами, которых поддерживал король Испании, Анри IV пытался купить Коласа. В целом, на подкуп вождей Лиги, Анри ассигновал около 32 142 981 ливров. Он предлагал Коласу не только деньги, но и сохранение титула, губернаторства и подтверждение его положения главного прево, которое стоило 100 000 экю.  В общей сложности предложение короля «тянуло» на 2,5 миллиона франков (если считать эквивалент на конец XIX века). 
 
Колас отказался продавать свои убеждения.

Он сопротивлялся королю около 8 месяцев. По свидетельству Сюлли, это была самая долгая осада, в какой Анри IV когда-либо участвовал.
20 марта 1595 во время эпидемии, опустошившей город, Жак де Колас потерял жену – Екатерину де Марсель. А 22 мая была подписана капитуляция. Подпись графа де Ла Фер стоит на документе рядом с королевской.
Французский король вступил во владение Ла Фером.
В частности, он завладел гобеленами большой ценности, которые висели в залах замка и признавались одними из лучших во Франции и стоили около 10 000 экю. В целом, Колас оставил в Ла Фере имущества примерно на 450 000 экю, включая пушки, боеприпасы и т.д.
В Ла Фере был размещен крупный гарнизон, губернатором был назначен (формально) – маленький Сезар, внебрачный сын короля и Габриель д’Эстре.

Граф отправился в Испанию, сопровождая эрцгерцога Альбрехта, где позже принимал участие в свадебных торжествах по поводу двойного бракосочетания (по доверенности) в итальянском городе Феррара 13 ноября 1598 года.
Сочетались король Испании Филипп III c Маргаритой Австрийской и брат Маргариты эрцгерцог Альбрехт с сестрой короля Изабеллой-Кларой-Эухенией.
Физически присутствовали только Альбрехт и будущая королева Испании Маргарита. Филипп II умер два месяца назад и его дети – Филипп III и Изабелла – оставались в Испании.
Обряд проводил Папа Римский Климент VIII.
Граф де Ла Фер находился рядом с эрцгерцогом Альбрехтом (женихом) и герцогом Омальским. Выглядел хорошо – в роскошных красно-черных шелках.

Но воин остается воином.
Жак де Колас сражался в битве при Ньюпорте и был смертельно ранен. Умер спустя несколько дней в Остенде, куда его перевезли. Ему было 53 года.
В письме от 17 августа 1600 года эрцгерцог Альбрехт сообщил о смерти графа королю Испании и выразил уверенность, что его величество будет продолжать выплачивать ренту его наследникам, поскольку верная служба погибшего того стоила.
Собственно, он не ошибся – деньги выплатили.

Граф был женат трижды.
Второй женой графа была Антуанетта д’Анжанн – фрейлина испанской инфанты. Она была дочерью Жака д’Анжанн, маркиза де Рамбуйе, губернатора Меца, а Шарль д’Анжанн, муж небезызвестной хозяйки салона на Сент-Тома-дю-Лувр, был Антуанетте родным племянником.
Таким образом, графиня де Ла Фер была теткой маркизы Рамбуйе.

Его последняя жена – Антуанетта де Равенель.  Эта графиня де Ла Фер была еще жива в 1623 году.

От первого брака с Екатериной де Марсель у графа была дочь – Маргарита. Его единственный ребенок.
В том же 1600 году, когда погиб ее отец, она вышла замуж за графа д’Эскривиа, их брачный контракт подписывал герцог Омальский. Как наследница графа де Ла Фер она получила 3 000 экю золотом.

   Герб графа де Ла Фер можно видеть на надгробиях в кафедральном соборе Гренады.               

«Один из яростных духом», он отказался от богатства, предпочитая быть изгнанным, но не склониться перед королем, против которого сражался, и его кровь – как печать верности.


Ses fautes sont du temps, ses vertus sont de lui.  (A. Chеnier. Charles IX, acte III, scеne I-re).

Его ошибки были заблуждениями эпохи, его достоинства – только его. (А.Шенье. Карл IX).



Наверное, эти строки с полным правом можно отнести не только к графу де Ла Фер и де Марль, Жаку де Коласу, но и к другому графу де Ла Фер.



*  Un Ligueur. Le Comte de La Fеre. Edouard Colas De La Noue /1892
** Les Ligueurs de l’exil. R. Descimon. J.J.R.Ibanez /2005


Рецензии