Не нужен нам берег турецкий?

Глава «Как Россия на Турцию напала, и что из этого вышло» из книги «Исправленному верить».
24 апреля в 1877 году Император Всероссийский Александр II, прибыв в Кишинёв (ныне – Молдова), подписал Манифест об объявлении войны Османской империи.

Предыстория вторжения
На Балканах, с раннего Средневековья заселённых южными славянами и с конца ХIV порабощёнными Османской империей, весной 1875 года произошло восстание на территории Боснии и Герцеговины, которое было жестоко подавлено. В апреле следующего 1876 года восстание вспыхнуло в Болгарии, и также расправа над несогласными была быстрой и безжалостной.

Одним из первых разглядел в них начало крупного международного пожара, связанного с общим желанием поучаствовать в судьбе славянства, покоритель Туркестана, русский генерал Михаил Григорьевич Черняев (1828—1898), с 1873 года издававший в Петербурге консервативную газету «Русский Мир». «Горячо отдавшись общественному движению в защиту турецких христиан», Черняев вступил в переписку с сербским правительством, которое пригласило его руководить военными действиями Сербии против Турции.

Благодаря перлюстрации сообщений, при дворе о закулисных сношениях узнали, однако меры, предпринятые для воспрепятствования Черняеву принять сербскую армию, не увенчались успехом. За ним был учреждён негласный надзор, ему было отказано в выдаче заграничного паспорта и официально не было дозволено выехать из Петербурга за границу. Однако находящийся на русской службе Царю и Отечеству генерал Черняев приехал из Петербурга в Москву, где его приятель Михаил Алексеевич Хлудов в канцелярии московского генерал-губернатора выправил ему, а заодно и себе, заграничный паспорт. Переданный по телеграфу приказ о задержании Черняева на российской границе также чудесным образом запоздал. В июне 1876 года Черняев и Хлудов были уже в Белграде.

Генерал-катализатор
Известие о назначении Черняева главнокомандующим сербской армией послужило катализатором к наплыву добровольцев в Сербию. В числе российских добровольцев в сербской армии оказались несколько офицеров Генерального штаба Русской Императорской армии. В России поднялась волна с призывами помощи братским славянским народам Балкан. При непосредственной, но неофициальной поддержке Российской Империи в июне 1876 года имеющая откровенно слабую армию Сербия объявила войну Турции. Россия для поддержки братского православного народа направила несколько тысяч добровольцев. Но ход кампании не соответствовал ожиданиям славянофилов. Поражение не заставило себя ждать. Разгром под Дьюнишем 17 октября вынудил Санкт-Петербург официально обратиться к Порте и запросить гарантии сохранения культурных прав южнославянских народов.

Народный порыв привёл к непосредственному дипломатическому, а затем и военному вмешательству Российской Империи в балканские народно-освободительные события, вопреки официальным миролюбивым намерениям российской дипломатии. Черняев покинул Сербию в сознании, что дело защиты славянства на Балканах перешло под могущественное покровительство Государя Российского. Его имя было чрезвычайно популярным как в России, так и в других славянских странах, и считался своеобразным символом славянского единства и братства, главным борцом за свободу славянства.

Воевать нельзя отложить
Памятуя о неблагоприятном исходе Крымской войны 1854 года, официальный Санкт-Петербург не испытывал особого желания начинать войну в кратчайшие сроки. Но маховик был уже запущен, народный патриотизм захлёстывал, возмущённый разум славянофилов грозил выйти из-под контроля. Постоянный подогрев общественного мнения леденящими кровь сообщениями об угнетении православных перешёл градус кипения, а выходу эмоций всё не было места. Но тут на помощь российскому Государю пришёл сам султан, который отверг положения Лондонского протокола Европейских держав, рекомендовавшие Турции провести реформы. В ответ султан распорядился поставить под ружьё 120 000 резервистов.

В 1877 году Император Александр II подписал в Кишиневе Манифест об объявлении войны Османской империи. Русское общество приняло начинающуюся войну благожелательно и с надеждой – в добровольцы записывались все: даже княгини и нигилисты.

В мае русские войска вступили на территорию Румынии. Сначала туда были направлены расквартированные в приграничных городах полки. А к лету отмобилизованная 185-тысячная русская армия под командованием Великого князя Николая Николаевича (старшего) сосредоточилась на левом берегу Дуная. К моменту начала активных боевых действий естественной линией разграничения русских и турецких войск был именно полноводный Дунай. Военная реформа только набирала обороты, обучение многих регулярных сил оставляло желать лучшего. Недостающее боевое мастерство сполна возмещалось за счёт высокого боевого духа.

Недолго музыка играла
Одержав ряд блестящих побед в Болгарии и на Кавказе, русская армия остановилась в ближайшем пригороде Константинополя. Ещё шаг и сбылась бы многовековая мечта российских государей – вернуть Византийскую империю в её исторические границы, но посадить туда государем и Вселенским патриархом ставленников Российской Империи. Однако занять столицу Османской империи так и не было суждено, поскольку в этом случае столкновение России и Великих держав стало бы неминуемым. Александр II Освободитель не рискнул, но надежды на дипломатическое решение вопроса без ущемления прав России не оправдались.

Спустя полгода Берлинский конгресс пересмотрел условия мирного Сан-Стефанского договора от 19 февраля (3 марта) 1878 года. Было очевидно, что Россия, потеряв убитыми – 15 567, умершими от ран – 6824 и ранеными 56 652 воинов, начинать новую войну против коалиции была не в состоянии. Запад унизил сдавшую позиции Россию, разделив и практически вернув Болгарию под управление Турции, как и Фракию с Албанией. Были урезаны территориальные приращения Сербии и Черногории. Австро-Венгрия добилась права на оккупацию Боснии и Герцеговины. Вдобавок, Россия потеряла Баязет и Алашкертскую долину.

***
Болгария стала независимой от Турции не в результате освобождения от Османского рабства в 1878 году, а только в 1908-м, но об этом не принято говорить. Во всех православных храмах Болгарии и во времена Болгарского царства, и во времена коммунистического правления, и в современной Болгарии – члене Евросоюза и НАТО – всегда поминают Государя Императора Александра II Освободителя и всех российских воинов, павших за освобождение Болгарии.
На картине: Государь Император Всероссийский Александр II Освободитель


Рецензии