Города без смога и транспортных заторов 2

(алматинская версия)
Исследования показывают, что в мире на простаивание в пробках тратится по 100 часов в год на каждый автомобиль. Т.е., включая выходные (опять же занижая, смягчая чудовищную статистику) 100*60/365= 16,43835 минуты ежедневно. В г. Алматы, «благодаря» деятельности иностранных агентов влияния по целенаправленному саботажу функционирования транспортной системы города и замедлению транспортных потоков, эта цифра значительно выше.
Принимая в расчёты заниженные, подтверждённые исследованиями данные, каждые сто тысяч автомобилей в день простаивают 1 643 835 мин. = 27397 часов, непродуктивно сжигая примерно такое же количество литров топлива и теряют рабочего времени водителей и пассажиров 27397*2 = 54794 часов, что в Казахстане, при средней зарплате 200 000.00 тенге в мес. (опять же смягчая статистику…), выливается в сумму 54794 часов * 200 000.00 тенге/мес. / 192 раб.часа/мес. = 57 077 083.33 тенге в день, повторяю, на каждые 100 тысяч автомобилей. Добавьте к этому 27397 бесполезно сожжённых и выброшенных в атмосферу литров топлива, например, самого популярного бензина АИ 92 по 150 тенге/литр, 27397 * 150 = 4 109 550.00 тенге в день. Итого: за один день, убыточный для экономики и вредоносный для здоровья, простой в городских транспортных заторах ста тысяч автомобилей наносит ущерб на сумму 57 077 083.33 + 4 109 550.00 = 61 186 633.33 тенге ежедневно.
В год эта сумма превращается в 61 186 633.33 тенге * 365 дней = 22 333 121 165.45 тенге. Данная цифра пропорционально коррелирует с численностью и плотностью населения,  количеством автомобилей городских, въезжающих из пригорода и регионов. Превышает двадцать миллиардов тенге в год на каждые сто тысяч автомобилей для городов с численностью населения свыше одного миллиона человек и плотностью более двух тысяч чел. на кв.км. (Алматы 2,6 тыс.чел./кв.км (для сравнения: Бишкек 6,4 тыс.чел./кв.км, Москва 4,9 тыс.чел./кв.км))
Используя полученные цифры можно наглядно предположить ущерб от простоев в транспортных заторах и замедлениях движения для Алматы, где зарегистрировано около полумиллиона автомобилей + ежедневно въезжают до четверти миллиона иногородних и пригородных. Снова, амортизируя статистику, допускаем, что под действием репрессий администрации, совершаемых по указке агентов, часть из них остаются на парковках, из алматинских выезжают на дороги города только 80% = 400 тыс. транспортных средств, ежегодный ущерб составит (400 000 + 250 000) * 22 333 121 165.00 / 100 000 тенге в год = 145 165 287 575.43 тенге. Или 14.5 тысяч однокомнатных квартир…
Алматинские водители и пассажиры ежедневно теряют в пробках гораздо больше, чем 16 минут, поэтому 145 млрд. тенге потерь вырастают до 200… Добавим к этому косвенные потери: потери трудоспособности по состоянию здоровья; лечение; недополученная прибыль и недопроизведённая прибавочная стоимость; простои производственного оборудования и прочих рабочих мест; и, в конц концов, всеми нами любимый ущерб экологии! На выходе получим около полутриллиона тенге... 500000000000.00!!! Но это не точно… в большую сторону…
Картина удручающая, безусловно… Но не всё так печально. Есть перспективы улучшения ситуации и резервы роста производительности транспортных систем городов. Это становится очевидно при рассмотрении пространственных и временных параметров загрузки дорожных пространств. Пиковые, экстремальные нагрузки на транспортные системы приходятся лишь на некоторые определённые периоды времени суток и, даже в периоды пиковых нагрузок, заполнены лишь некоторые, пусть даже самые важные (но не все!), участки дорожных пространств. Скорость движения в моменты пиковых нагрузок падает в несколько раз в сравнении с разрешенной на участках дорог. Эти факты свидетельствуют о потенциале улучшения ситуации.
В этой связи предпринимались и предпринимаются меры. Недешевое расширение проезжей части, которое незамедлительно заполняется такими же, как и прежде, малоподвижными автомобилями. Строительство дорогостоящих транспортных развязок и объездов, по которым автомобили движутся с большей, нежели в пробках скоростью, но проходят гораздо большие расстояния между теми же пунктами отправления и назначения, на высоких оборотах ДВС расходуют больше топлива и экономия ресурсов в результате достигается незначительная, а в некоторых случаях, практика показывает, экономия отсутствует. Перевод транспорта на газовое питание, на практике не дает столь фееричного эффекта, как ожидается и преподносится пропагандистами, из-за дороговизны переоборудования и капризов, требующих непрерывного обслуживания и частых ремонтов (во многих случаях переоборудования на газ, окупаемость не наступает никогда). Несостоятельность широкого использования электромобилей очевидна в условиях резко континентального климата с низкой плотностью населения, усугубляется стоимостью и неэкологичностю производства электроэнергии, доставки энергии до накопительного аккумулятора и полностью поглощается стоимостью утилизации экологически небезопасных батарей.  И вовсе уже вредительские, диверсионные меры -  ограничения на въезд, средства замедления, например, «лежачие полицейские» и совсем вражеские «пешеходные переходы, поднятые до уровня проезжей части». Подобные меры в стране, где общая плотность населения не превышает 10 человек на кв.км., где преодоление расстояний, есть важнейший фактор коммуникации и взаимодействия людей, – созидательной, развивающей жизнедеятельности общества, - неприемлемы, вредны и опасны! Трафаретно копируемый «западный опыт», далеко не всегда эффективен, часто бесполезен и вреден в отдельных случаях. Приглашаемые за большие деньги зарубежные «эксперты» из стран, считающих себя развитыми, с на порядок более высокой плотностью населения, с мягким климатом, с благовоспитанными, вежливыми в подавляющем большинстве, в высшей степени законопослушными водителями, не в состоянии учесть специфики резко континентального климата и не понимают энергичного, активного менталитета, динамичной, на грани агрессии, манеры вождения наших водителей.
Что можно предпринять, что можно сделать для того, чтобы наши люди и машины не теряли время, деньги, топливо и здоровье в транспортных заторах и замедлениях движения?
Резервы роста производительности транспортных систем скрыты в повышении эффективности управления и в ликвидации элементов подоптимизации (- улучшение одного или нескольких параметров системы, при ухудшении деятельности системы в целом.), большой потенциал кроется в регулировании востребованности водителями тех или иных участков проезжей части дорог. Вскрыть и поставить на службу обществу эти резервы можно практически бесплатно, не вкладывая денег, не привлекая дополнительных ресурсов, без использования сложного оборудования и программных средств, не применяя репрессивных, запретительных мер, не причиняя вреда, ущерба смежным и сопряженным областям жизнедеятельности общества и отдельных его членов. Исключительно методами теории управления, современной интегрированной логистики и компетентного управления проектами.
Эксперимент, проведённый в 2005 г. в г. Алма-Ате, показал многократное повышение производительности перекрёстка Абая/Байтурсынова при внесении незначительных изменений в режим управления.
Второе, не менее важное – принять меры по равномерному распределению нагрузки на транспортную систему в пространстве и времени. Частичное применение методики в 2016 г. показало её высокую эффективность в снижении значений пиковых нагрузок на транспортную систему г. Астана. Тестовое применение используется до настоящего времени.
Третье – внести коррективы в планы эксплуатации и закупа средств общественного транспорта для снижения негативного влияния на движение основных видов транспорта – легковых автомобилей. Дополнительный положительный эффект – 30–40% увеличение количества рабочих мест в структурах городского общественного транспорта.
Четвёртое – понизить у водителей т/с мотивацию присутствия в наиболее загруженных районах населённых пунктов, экономическими методами. «Цена – есть инструмент приведения спроса в соответствие с предложением». Без затрат и вложений.
Пятое – повести «тонкую настройку» транспортной системы города, согласование и корректировку действия структур и систем, необходимую после радикальных вмешательств.
Описанные предложения применимы, как по отдельности, так и комплексно. Комплексное применение предложений по оптимизации дорожного движения даст синергетический эффект, кратно превосходящий простую сумму эффектов применения предложений по отдельности. Экономический эффект внедрения можно гарантированно прогнозировать на уровне 30-50% улучшения транспортной ситуации в городе-пользователе, т.е. сокращение прямого ущерба на 50-:-70 млрд. тенге в масштабах города, теряемых неэффективно и вредоносно в настоящее время. Сокращение комплексного ущерба превысит 100-:-150 млрд тенге в год.
Ожидаемое сокращение вредных автомобильных выбросов в атмосферу над Алматы можно оценивать в пределах от 20 до 25 тыс. тонн топлива = 500 железнодорожных  цистерн в год.
25.01.2020 г.
Саринов Р.Х.


Рецензии