Код Ульянищева

 
«Ангел-Хранитель» - так можно сказать по-церковному, назвал свою восьмую автобиографическую книгу мичурискокий бытописатель Алексей Сергеевич Ульянищев.
Уйдя на заслуженный отдых и задавшись целью составить историю своей родословной, вначале и не мог подумать, что сие предприятие развернется в многотомную эпопею, а его писательские навыки будут оттачиваться в процессе работы.
До самой последней страницы своего читателя он воображал в лице детей, внуков и правнуков, но презентации первых книг, которые прошли в читальном зале городской библиотеки, благодаря стараниям его заведующей, глубоко влюбленной в свою профессию, красивого во всех отношениях человека Елены Николаевны Шамовой, не могли не убедить его в общественной пользе его сочинений.
В двух презентациях мне довелось принять участие и скажу, что они вызвали живой интерес присутствующих…
Мне, большую часть жизни посвятившему раздумьям над древнерусской литературой, склонённая над чистым листом фигура Алексея Ульянищева представляется то в образе Влвдимира Мономаха, который «сидя на санех», т. е. в возрасте почтенного старца, пишущего «поучение детям», то в образе неистового протопопа Аввакумуа, состовляющего собственное бытие.
Да что далеко углубляться в историю, мои современники это делали также с успехом: обратитесь к трудам Е.С.Черненко, «Сады Будаговского» чего стоят, или к книге драматурга Ивана Гладких - «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?», наконец к рукописным книгам краеведа М.М. Хабарова. Возникновение традиций - не подражательное явление, а типологическое явление.
Алексей Улльянищев. подобно древним монахам, которые сами обозначали жанр своих творений прописал в скобках «повесть», в то же время понимая, что это не художественное, не вымышленное произведение, а все, от начала до конца, как и предыдущие книги, основано на реальных событиях, описаны реальные лица, топика и хронология не придуманы, а изображены с помощью множества деталей, узнаваемых фактов и лиц. И в этом смысле, книга близка к мемуарной, документальной прозе, обогащённой философско-эстетическим анализом событий.
Эта проза - исповедальная, передает нерв эпохи. Исповедь матери не может не взволновать читателя тем более, что вся жизнь - на острие экстремальных взлетов и падений, общественных и личных.
Громкое эхо революционных событий, человек в самом пекле войны, будто шагнувший из таких недр, документы о которых откроются еще не скоро, пока не сменится еще несколько поколений.
Повествователь, рассказчик- мать автора Ганина Фаина Сергеевна. Спустя более четверти века после ее кончины благодарный и, смею сказать, благородный сын ее Алексей своим творением приносит ей свое покаяние и совершает своеобразный подвиг, составляя ее житие.
Какой соблазн свалиться в сентиментальное описание родичей, не тут-то было: знание жизни, трезвая оценка истории, людских взаимоотношений дает возможность выявить беспощадный психологический климат родственных переплетений.
Судьба персонажей тесно переплетается с судьбой страны, будь то война или восстановление города и деревни после войны.
Взаимоотношения в семье не простые - и это дано убедительно и доказательно.
Название книги мотивировано, это без труда выявит всякий читатель, подчеркну лишь его православную сторону, как и всего произведения.
Импонирует трепетное отношение к матери Зинаиды, которая может тактично и осторожно распутать сложный клубок взаимоотношений в семье…
  О Воронеже в годы войны  дано с такой глубиной описания, что забываешь, читаешь ли повесть А.С.Ульянищева или «Жизнь и судьбу» Василия Гросмана о Сталинградской битве или книгу Нобелевского лауреата Алексиевич  Светланы Александровны «У войны не женское лицо». Убедительно и художественно емко.
Воздержусь от цитирования, здесь есть простор для каждого читателя. Впрочем, это сделали тактично, с чувством меры, во вступительной статье представители науки и культуры доцент Ольга Михайловна Ременец и Почетный профессор МичГАУ Наталия Павловна Ермилова. Соглашусь с каждым их креативным тезисом, добавлю: «Ангел-Хранитель» - книга, в которой содержится код, своеобразный ключ к пониманию сути всех предыдущих  книг, объяснение  становления характера автора и правильного понимания всего написанного,
Эту книгу вполне можно бы рекомендовать старшеклассникам для внеклассного чтения.
В том, что автор не случайно заглянул в окошко литературы, вижу его стремление составить еще одну книгу - повествование о дочери…
Верю. Сбудется,
С уважением В.И.Попков. 24 августа 2019 г,
Василий Иванович Попков,
Кандидат филологических наук,
Почётный профессор МичГАУ.
Член Союза российских писателей,
Член Союза журналистов России.
Лауреат областной литературной премии
им. Е.А Баратынского.


Рецензии