Да как же любить их, таких неумытых?

  Мне приснилась новая книга об Александре Башлачеве.
Книга, написанная мною, или Александром Голевым,
или наша с ним общая будущая книга…
Неважно. В ней не было строчек, в ней были судьбы….
Непростые судьбы людей, идущих по жизни с песнями СашБаша,
нашедших в его стихах созвучие своим мыслям, разсуждениям, поискам.
Нашедших в его творчестве ответы на наболевшие вопросы.
Тех, кому от песен Башлачева стало немного светлее и теплее в этом мире…

Так когда-то однажды и в расписной шали моей лихозаверченной судьбы
прожег дыру уголек этих башлачевских строчек:

«Отпусти мне грехи! Я не помню молитв.
Но, если хочешь, стихами грехи замолю…
Но объясни: я люблю – потому что болит?
Или это болит, потому что люблю?».

Это как запустить человека в самую потайную комнату души.
Это как показать кому-то тайну, на которую и сам-то боишься взглянуть…
Это еще не сыновнее («до сих пор сирота»), но уже доверительно – ласковое
обращение к Имени Имен, к Богу, ждущему каждого из нас за порогом вечности,
и ненавязчиво подготавливающему нас при жизни к этой вечности.

Душа, как Настенька из сказки «Аленький цветок», находит в себе силы полюбить чудище, безполое, безобразное, неведомое, но окружившее ее такой заботой, предоставившее ей в распоряжение прекрасный и удивительный остров.
Именно таким чудищем представляется человеку, впервые открывшему Библию, ветхозаветный Бог, наказывающий и карающий, меняющий Свое Имя в зависимости
от способа проявления Своей власти над миром. И внезапно открывшийся этому миру
как милосердный Отец, отдавший на распятие Сына за грехи этого мира.
 
Имя Имен…. Как часто во время исполнения своих песен Александр Башлачев
поднимал глаза к потолку, к невидимому, но реальному Небу, указывая слушателям –
о чем сейчас он хочет сказать, на какую ступень надо подняться душою.

«Болит – потому что люблю…». Но еще чуть раньше, может быть, когда его сердце
еще не окончательно «нашло в груди свою рану»,
 («я не разберусь: где Русь, где грусть?»), ступенькой на дороге к Небу стал вопрос:

«Да как же любить их, таких неумытых?».

Это – обращение непосредственно ко Христу,
после прочтения в Евангелии Его слов:

- «Заповедь новую даю вам – да лЮбите друг друга!».
 
- «Но как всю округу, чужих, неизвестных,
Да так, как подругу, как мать, как невесту?
Да как же, позвольте спросить?».

Именно поэтому в другой своей песне Александр перефразирует знаменитый гамлетовский вопрос: «Быть или не быть?» в своем, башлачевском ключе:

«Эх, вот так вот прижмет рогаткой, и «любить или не любить?».

Здесь – корень всего творчества поэта, та «печь», от которой начинается
его «танец».
Настоящее творчество – это всегда разговор по существу, о главном.
Признак гениальности – умение правильно поставить главный вопрос:

«Зачем живешь? Несладко жить,
И колбаса плохая…
Да разве ж можно – не любить?
Вот эту бабу не любить, когда она – такая?».

Возвращаясь к кричащему вопросу «о любви к неумытым», мне очень хочется
провести параллель с чуковским «Мойдодыром». «Неумытый» - это оттуда.

Мальчик (человечество) в первой части произведения убегает от Умывальника
и его слуг, не желая умываться, и в итоге попадает в лапы к Крокодилу,
так напугавшему грязнулю, что тот все же соглашается умыться.
А, умывшись, получает от Имени Имен гармонию с этим миром…
И Мойдодыр, и Крокодил, и Лихо, и Гром, который грянет – это все Имена.

«А приглядись, да за Лихом – Лик….».

Как актуальны сейчас для всех нас, для Мальчика – Грязнули – Человечества
эти слова.

«Загоняй поколенья в парную
И крещенье принять убеди, -
Лей на нас свою воду святую –
И от варварства освободи!

Благодать или благословенье
Ниспошли на подручных своих –
Дай нам Бог, совершить омовенье,
Окунаясь в святая святых!»  (В. Высоцкий. Баллада о Бане).


Не могу не согласиться со словами Александра Голева:
«Любовь и страх находятся в постоянном соперничестве, в борьбе, противостоянии. Как только любовь одерживает верх - человеческая цивилизация делает шаг на пути к благосостоянию, благополучию, счастью и миру».

Так уж устроен мир, что в нем «всяк всему голова», и каждый выбирает путь сам… Если кто-то возьмет в этот путь песни СашБаша, (как, впрочем, и Владимира Высоцкого), я буду рад…


Рецензии