Мадонна палеолита

Эту статуэтку нашли в 1908 году у австрийской деревни Виллендорф дорожные рабочие: прокладывали трассу над Дунаем и наткнулись на целый комплекс первобытных стоянок.
Находка вызвала большой смех – все единогласно решили, что это какая-нибудь древняя повариха, разжиревшая у кухонного костра. Но всё же догадались показать «Кумушку» (так они её прозвали) учёным.
Учёные  определили, что обнаруженные стоянки относятся к одной  из древнейших культур неоантропа («гомо сапиенс», сменивший «древнечеловека» – палеоантропа –  40 или 30 тысячелетий назад), а статуэтка – одно из первых изображений женщины в искусстве (20 тысячелетий). Причём не карикатура, а священное изображение: на ней ещё сохранились следы красной охры, священной краски  «верхнего палеолита» (её порошком засыпались погасшие костры и могилы). На священность указывает и размер – 11 см: как раз чтобы держать её перед глазами в сложенных лодочкой ладонях.
Чаще всего «Кумушку» называют «Венера Виллендорфская», поскольку обнажённое тело в нашем представлении обычно связывается с эротикой. Однако в последнее время появилось и другое определение – «Диана» или «Артемида».
Дело в том, что медики усмотрели в этой разбухшей туше прямо-таки фотографически точные признаки болезни (или синдрома) Иценко-Кушинга. А именно: характерные жировые отложения на плечах, пояснице и животе, а также круглое, лунообразное лицо (у Виллендорфки оно закрыто густыми космами волос – лицо в палеолите не изображалось).  В психике же у лиц с таким синдромом, утверждает медицина, замечается склонность к «ясновидению» и «странствиям души» - к тому, что сегодня называется экстрасенсорными способностями, но на самом  деле, увы, лишь разновидность психопатии. Подавляющее большинство шаманок в арктических культурах имеют как раз такой синдром (и соответственное телосложение).
Но шаманизм – вера в потусторонний мир духов и общение с ним – свойствен не только чукчам. Его можно обнаружить и в библейском предании об Аэндорской волшебнице, и в древнегреческом орфизме.  Последний, разумеется, тесно связан с Орфеем и мифом о растерзании человеческой жертвы (самого Орфея, Зевсова сына Загрея и т.д.), но огромную роль  в нём играет  также  исступление в честь Древней Богини – Кибелы или Артемиды. Причём Артемида тут – совсем не та красавица-охотница, которую мы привыкли видеть в скульптуре высокой классики. А косматый (по всему телу!) медвежеватый гномик  с лунообразным лицом – за что и считается богиней луны. Склонная больше к «дружбе» с девочками, нежели с мальчиками (вспомним растерзание Актеона, увидевшего её голой), - наперсница и слушательница девичьих тайн и помощница при всяких женских хлопотах (в том числе и при родах).
Виллендорфская статуэтка перебрасывает, таким образом, двадцатитысячелетний мост от современного и античного шаманизма к первоначальным временам человечества. Легко понять, что шаманизм (анимизм) – одна из древнейших форм «связи», которая по-латыни называется религией. Следы двойственности мышления, ощущения двойственности бытия обнаруживаются чуть ли не одновременно с появлением неоантропа на планете – у его предшественников-палеоантропов (неандертальцев) нет ни искусства, ни красной охры в могилах, ни зашивания скорченных трупов в шкуры (человек вновь превращается в эмбрион и закладывается в землю для нового рождения), ни других культов. Такое впечатление, что одновременно с новым мозгом (который, судя по внутричерепным следам, очень сильно отличается от неандертальского) появляется какое-то «эховое мышление», которое наиболее чуткими (или болезненными) душами воспринимается как потустороннее бытие. Конечно, это «инобытие» - лишь обман слуха (или зрения) – но когда ещё человек о том догадается! Мы ведь и сегодня склонны верить так называемым экстрасенсам.
Неизвестно, как выглядела и в чём состояла религия палеолита, Понятно, что кто-то держал Виллендорфку в сложенных перед глазами ладонях, т.е. общался с ней. Но что она ему давала – экстаз, выход в «мир духов», предсказания насчёт охоты или погоды – можно только фантазировать.  Однако её явно любили – о чём свидетельствует  не только сохранившаяся охра (можно представить, каким слоем она была наляпана тогда, да ещё с жиром!). Но и гениальная точность в работе скульптора, позволяющая выставить диагноз спустя 20 тысячелетий!
Сегодня эта невзрачная известняковая куколка красуется в Венском  музее естественной истории – до художественного музея «не доросла». А между тем это и первое изображение женщины в искусстве (причём, как видим, совсем не в эротических целях), и, может быть, самое древнее божество. Исступлённая древнекаменная пророчица (с кого-то же копировал скульптор эту тушу) с космами на лице, ясновидящая плясунья древних костров, наперсница и слушательница тайн…
Живи, Дева!


Рецензии