Адаптация

Скоро будет пять лет моему пребыванию ТАМ. Я уже адаптировался к ТАМошней жизни? - И да, и нет.
Да, в том смысле, что я ведь живу каким-то образом ТАМ - без нянек и учителей, я снимаю квартиру, работаю и учусь, у меня есть куча всяких взаимодействий с самыми различными ведомствами и организациями, у меня есть коллеги и знакомые, и так далее.
Нет, в том смысле, что я продолжаю жить в русской культуре и в русском языке. Это же только с печи кажется, что вот, мол, "да если бы я пожил годик-другой ТАМ, то уж я бы по-любому заговорил на ТАМошнем..." - Угу. На печи и не такое привидится. А на деле - практически все наши, которые ТАМ, даже если они живут по десять и даже по двадцать лет, очень не уверены в своём немецком. Исключение составляют только те, кто тут с детства.

Кто-то скажет, что ведь хватает же нашим девочкам и мальчикам четырёх лет иняза в педагогических ВУЗах, чтобы заговорить по немецки не хуже самих немцев... - Да, хватает. Но есть куча нюансов. Во-первых, они, и правда, мальчики и девочки, а не дяди и тёти, мозг которых уже не способен так быстро учиться и запоминать. Во-вторых, эти мальчики и девочки пришли в свои инязы не с чистого листа, а с уже весомым багажом школьных знаний и сразу же после школьной парты. Ну, и конечно же, опять молодость - перспективы и сказки манят и подхлёстывают их рвение. Плюс коллектив - и с кем обсудить, и с кем объединить усилия, и всё такое...

У иммигранта всё иначе. Он один, попутчиков нет. Он уже далеко не молод и у него есть куча других проблем - тупо бытовых, которые надо решать ежедневно и всё на том же басурманском - от покупки покушать до крыши над головой.

Помести тех же девочек и мальчиков в условия, когда надо отпахать по 8-10 часов на неквалифицированном физическом труде, а потом добраться до дому и что-нибудь сварганить себе на ужин, предварительно прогулявшись по магазинам, а потом, уже засыпая от усталости, почитать учебник на незнакомом языке... - и эти же самые мальчики и девочки покажут совсем иные результаты своего обучения. Кто понимает разницу между очным обучением и заочным, поймёт, о чём я.

***

Языковые курсы для иммигрантов - дело хорошее, но... почти бесполезное. Пожалуй, есть только два ощутимых "плюса" от них. Это, во-первых, Сертификат, который вы получите, если удачно сдадите выпускной экзамен. Сам по себе он не научит вас говорить, но... это - бумага, которую уже принимают в расчёт все ведомства и организации. К слову сказать, без этой бумажки вы не получите - ни право на жительство, ни, тем более, право на предоставления гражданства.
А во-вторых, это общение. На курсах оно тоже не научит вас говорить, но поможет раскрепоститься и понять, что говорить с ошибками - это не позорно, и это много лучше, чем не говорить вообще. Ваши собеседники - такие же иммигранты фик знает откуда и с каких краёв земли. Они тоже будут нести всякую околесицу и вы вряд ли чему-то от них научитесь, в смысле языка. Каких-то долговременных связей и дружб после окончания подобных курсов, как правило, не остаётся и не возникает. Потому что у каждого из присутствующих, по большому счёту, одна цель - научиться правильно говорить по-немецки. А вот этого как раз вы и не можете дать друг другу.

Знаю нескольких из наших, которые уже не первый год сидят на таких курсах. Их немецкий суржик ужасен, много хуже моего немецкого сегодняшнего. Есть ещё другой вариант - знаю тех, кто стремится работать в русских компаниях и с русскими же. Их немецкий ещё хуже. Один из таких сейчас учится со мной в параллельной группе. Уже почти пятнадцать лет в Германии. Поначалу он попытался наладить со мной отношения чисто на русском, но... я предпочитаю общаться с немцами. И надо видеть его мучения, когда на перекурах он подготавливает в уме какую-нибудь простенькую фразу, чтобы сказать несколько слов ни о чём и не в тему среди немецкоязычных согруппников. И он сам, наверное, чувствует, что он тут чужой, да и окружающим это, вероятно, заметно так же...

***

Если же говорить о чём-то более общем, а не о языках, то... Германия мне нравится. И очень жаль, что, в силу моего возраста и врождённой лени, моё познание этой страны продвигается не так быстро, как мне хотелось бы.

Тоска по русским берёзкам - это всё бред. Хрен вы на глаз отличите фотографии берёзок, отснятые в Германии ли, в Канаде ли, в России ли.. Хотя, не скрою, таких видов и переживаний, какие мне дарили наши русские деревни и наши русские зимы, у меня ТАМ нет. Но зато есть куча других видов и переживаний, каких у меня не было в России. И прежде всего - это переживание от человеческого устройства жизни общества, чувство сопричастности ему.

Кому я нужен сейчас в России, если бы я туда вернулся? - Дяденька не первой свежести и уже далеко не первой молодости, с болячками и немощами, свойственными - как и самому возрасту, так и себе лично... А здесь, которое ТАМ, вы не поверите, но я нужен - и государство это мне демонстрирует не раз и не два. - Мной занимаются - и медики, и бюро по трудоустройству, и моё учебное заведение... Мне платят деньги, чтобы я мог жить, меня переобучают на другую специальность, которая, скорее всего, будет востребована на рынке труда и позволит мне оставаться полноценным членом общества до старости...

Да и в самой старости - старики здесь не выброшены из жизни, ими тоже занимаются - и государство, и волонтёры, и сотни других организаций и центров. И всё это - без лозунгов и посулов о прекрасном завтрашнем дне - а здесь и сейчас, ежедневно.

И общие правила игры для всех без исключения - это ваще кайф. Однажды в Мюнхене, моя соседка - полицейская - устроила у себя дома неслабый такой сабантуйчик на ночь глядя, нарушая все правила ТАМошнего общежития... И что вы думаете? - Приехала полиция, влепила всем присутствующим штрафы по самое небалуй, а её ещё и по работе наградили лишением очередного звания и предупреждением в первый и последний раз.

Не говорю уже о многих других вещах, которые мне нравятся, но к которым я долго привыкал... - Например, когда идёшь один глубокой ночью по какому-нибудь переулочку, а навстречу подвыпившая компания молодых и крепких... Всё время напрягался и готовился к худшему, но... они всегда только приветствовали меня и желали мне хорошего вечера. Вот где адаптация так адаптация. Попробуй-ка привыкнуть не ждать от людей гадости! - Это вам не глаголы спрягать и артикли зубрить.

***

Основная проблема, для меня по крайней мере - это отсутствие общения. Как, собственно говоря, и Россия для меня - это прежде всего люди, а не берёзки. Мне грех жаловаться на отсутствие знакомых и близких в России - жизнь щедро дарила мне интереснейших встречных и попутчиков. Но в России у меня была очень существенная фора - это наличие общего языка и общей культуры...

ТАМ этого всего у меня нет по противоположной причине - отсутствие общего языка и общей культуры с моими ТАМошними знакомыми. Вот это действительно проблема. Если говорить об обществе в целом, то всё супер. Но как только дело касается тет-а-тет... - И фик ли с того, что я много чего знаю и много чего могу, если я не умею это выразить словом, понятным моему собеседнику?

Однако, и тут всё не так уж и плохо. Просто, очевидно, требуется ещё время. Но уже сейчас есть несколько человек из ТАМошних, которые уже не совсем в стороне от моей жизни. - И с Днём рождения поздравили, и периодически звонят по телефону и спрашивают, нужен ли мне пылесос или шкаф, а то они совсем новые, но у них уже куплены другие...

А "мой" миллионер - самый настоящий ТАМошний миллионер, с которым мы сейчас учимся вместе на курсах - был откровенно рад вновь увидеть меня - корона-вирусный карантин закончился и мы снова приступили к занятиям. Нет, мы с ним не друзья ещё, но... скажем так, мы находим общий язык и общую культуру - и, как ни странно, для этого вовсе не надо переступать через что-то своё или каким-то образом ломать себя и стараться "быть немцем".

Немцем быть я не стараюсь. Я русский. Это написано у меня на лбу и слышно в моей немецкой речи. Но мне это не мешает жить ТАМ. И немцам это тоже не мешает, чтобы иногда вспоминать обо мне и даже позвонить, чтобы узнать, как у меня дела, а иногда и поинтересоваться, не нужна ли мне помощь...

Впрочем, один раз мне позвонил один из немцев и спросил, могу ли я ему помочь свозить его по срочному делу - у него своя машина сломалась. Этот звонок был для меня даже важнее, чем предложенный пылесос. Я помог, конечно же.

***

Наверное, мне просто повезло. Не в смысле, что уехал. А в смысле того, что моя прошлая жизнь в России была прожита полностью - от самого начала и до самого конца. Я сделал и успел всё, что должен был сделать и успеть. По крайней мере всё то, чему меня научили и чему учился.
Если бы в той моей жизни осталась бы какая-то недосказанность или незавершённость, то... наверное, меня бы тянуло обратно, во вчера, чтобы доделать то, что не успел... Но не сложилось - я всё успел.

А потом мне повезло второй раз - увидеть другой мир. Его не было заложено в моей жизненной программе. Все мои родственники, которые любили меня и которых любил я, работали всю жизнь, а потом, когда ресурс здоровья и сил был исчерпан, вычёркивались из жизни за ненадобностью... В этом смысле, я полностью повторил их путь. Не скажу, что это была плохая жизнь - в ней было всё - и детство, и юность, и любовь, и дети, и посаженное дерево и построенные дома, и даже своя песня... Это была очень насыщенная и очень интересная жизнь, которая навсегда со мной. Но она закончилась. И началась другая. Не знаю, хуже ли, лучше ли - это всё очень относительно, но по-любому другая. Совсем другая.

Если в первой жизни мне не хватило времени осознать себя - я всегда был в окружении "мы" - хоть в культуре, хоть в семье, хоть в хотелках и понятках, хоть ещё в чём, то в этой другой жизни - времени, чтобы осознать себя, у меня просто навалом. Меня не вяжут путы родительской любви и воспитания, у меня нет друзей и близких, которые утвердят меня в моих заблуждениях и оправдают мои ошибки, у меня нет толпы "единомышленников", в которой я растворю и потеряю свой ум, и ещё много чего у меня ТАМ нет. - Чистый лист, на котором, даст бог, может быть, я ещё и успею что-нибудь написать. - Хрен его знает, адаптация это или что-то другое... Наверное, всё таки, адаптация. Только не к Германии, а, скорее, к миру вокруг, который, оказывается, существует.


Рецензии