Улыбающийся ангел - символ Реймса
Фасады Реймсского собора чрезвычайно богато украшены статуями: в общей сложности их насчитывается 2303. Особое место среди них занимают ангелы, из которых наиболее известен так называемый «улыбающийся ангел».
Он расположен в северном портале западного фасада и был создан, вероятно, между 1236 и 1245 годом.
Скульптура существенно пострадала во время Первой мировой войны, но именно благодаря этому превратилась в один из символов города Реймса.
Улыбающийся ангел примечателен, в частности, тем, что это один из первых случаев изображения улыбки в скульптуре, после того как она, начиная с V века, исчезла из западного искусства.
Вместе с тем, уникальным он не является, так как скульптуры улыбающихся ангелов есть и в других французских храмах XIII века. Поскольку точные даты их создания неизвестны, невозможно сказать, был ли реймсский ангел создан раньше или позже других подобных скульптур. — скульптура XIII века на фасаде Реймсского собора. Существенно пострадала во время Первой мировой войны, но именно благодаря этому превратилась в один из символов города Реймса.
Изуродованная голова реймсского ангела, красочно свидетельствующая о вандализме немцев, стала одним из наиболее ярких образов антинемецкой пропаганды, вызывавшим у современников сильный эмоциональный отклик. Именно в этот период статуя получила своё название — «улыбающийся ангел» — и стала символом вначале Реймсского собора, а потом и города в целом. В 1916 году реймсский ангел получил мировую известность благодаря выставке, посвящённой утраченному во время войны культурному наследию Франции. Выставка проходила в США, Канаде, Аргентине и Чили; на ней, в числе прочих экспонатов, был представлен слепок головы ангела
Обломки головы ангела были собраны аббатом Жюлем Тино и помещены на хранение в подвалы примыкающего к Реймсскому собору дворца То. В марте 1915 года аббат Тино погиб на фронте, и, поскольку опись сохранившихся фрагментов проведена не была, голова ангела считалась утраченной. Однако в ноябре того же года её обнаружил архитектор Макс Сенсольё.
Вначале обезглавленную статую собирались поместить в музей, но затем было принято решение о реставрации, поскольку к этому времени реймсский ангел приобрёл чрезвычайно широкую известность. Тщательнейшее воссоздание головы ангела из обломков было осуществлено в 1926 году реймсским скульптором Реми Аво, под руководством возглавившего работы по восстановлению собора архитектора Анри Денё.
Приобретший большую популярность во время Первой мировой войны, образ улыбающегося ангела с тех пор не переставал использоваться в оформлении открыток, почтовых марок и разнообразной сувенирной продукции.
Марки с его изображением выходили в 1930, 1956 и 2007 годах. Изображение улыбающегося ангела присутствует в оформлении линии шампанских вин «Sourire de Reims» («Реймсская улыбка»), выпускаемой винодельческим домом Анри Абеле. Реймсский центр туризма также использует этот образ в своих публикациях и рекламных кампаниях.
Загадочная «Улыбка Реймса» за семь с лишним столетий своего существования получила множество разнообразных интерпретаций.
Одно ясно наверняка: Реймсский ангел улыбается не зря, он знает то, чего не знаем мы, и уже готов этим поделиться, а нам осталось только правильно его понять.
На его безмолвных устах застыла благая весть, адресованная всем, и личное знамение, предназначенное каждому. И, возможно, именно при личной встрече «Улыбающийся ангел» прошепчет о том, почему он неизменно улыбается.
Свидетельство о публикации №220051701645