Сто первый километр и далее

    Сто первый километр от Москвы была некая граница, за которую высылались бывшие заключённые, как уголовники, так и политические, в основном бывшие жители Москвы. Они регистрировались, как-то устраивались в городах, удалённых не менее чем за сто один км. от столицы. По Ярославскому направлению это были уездный Александров и его спутник Струнино. Александров - бывшая слобода царя Ивана Грозного в 16 веке, откуда он правил Россией более десяти лет.В Советское время здесь был промышленный центр Владимирской области. Это и знаменитый на всю страну АРЗ   ( Александровский радиозавод) с его легендарными телевизорами «Рекорд», это АЗПП ( Александровский завод полупроводниковых приборов) и ВНИИСМС (Всесоюзный научно исследовательский институт минерального сырья), где выращивали искусственные кристаллы. Это комбинат  ИСКОЖ (искусственных кож, каракуля), фабрика им Калинина, и многое другое от ликёроводочного завода, основанного ещё заводчиком Смирновым в начале 20 века  до фабрики «Квалифицированный труд», швейная продукция которой славилась не только у нас в стране. Струнино – текстильный городок в 8 км от г. Александрова, где также было много высланных из столицы.
     В 1960 году моего отца направили на ст. Александров в качестве начальника дистанции пути (ПЧ 11)  после окончания Ленинградского железнодорожного института (ЛИЖД). В те годы город представлял собой деревянный, в основном одноэтажный,  жилой фонд, с плохо освещёнными мощёнными мостовыми с колдобинами. Асфальт появился позже. По этим улицам ходили небольшие автобусы с одной дверцей, открываемой шофёром вручную каким-то хитроумным рычагом. Часто можно было видеть шарахающихся от проезжей части пешеходов, потому что от проваливающихся в колдобину колёс проезжающего автобуса через тротуар до самого забора выплёскивалась грязь, которую невозможно было отмыть. Частный транспорт составляли велосипеды, мотоциклы, мотороллеры «Вятка»,  несколько авто «Москвич», единицы авто «Волга», да старомодный лимузин 20-30-х годов цыганского барона. Отдел регулировки уличного движения (ОРУД) состоял из одного или двух милиционеров. В монастыре, в резиденции Ивана Грозного внутри каменных стен с бойницами, в бывших монашеских кельях ютилась целая слобода разного люда и его молодёжь – монастырские. Она  враждовала с молодёжью Поповой горы или Маяковки (ул Маяковского), или позднее с районом Замчаловка. Сказывалось криминальное ядро определённой части населения. В железнодорожной школе №114, куда я попал в 5-Б класс продолжать своё обучение, хулиганья хватало. Помню четверых братьев Рожковых, которые изучили на себе практически весь уголовный кодекс, от воровства одежды на берегу озера Дичьково до грабежа и убийства. Собраться всем им вместе не предвиделось, кто- нибудь, а то и несколько из них обязательно сидели в тюрьмах. Спросили как-то старшего, который гулял в промежутке между посадками,
      - Неужели тебе нравится такая жизнь?
     - А что, сыт, обут, голова не болит, безработица не колышет, привык.
  Горько сокрушался их отец, тоже из бывших, но поздно остепенившийся, работал гардеробщиком в бане и часто плакал и клял свою судьбу. Видно и правда – яблоко от яблони недалеко падает. Из других высланных запомнился отец моего школьного товарища В.Зубаткин, который работал землекопом в строительной железнодорожной организации (НГЧ). В молодости, ещё в тридцатые годы был подающим надежды  футболистом, Так  весь состав команды, вместе с тренером получили срока по политической статье. Что они могли натворить: забили гол в свои ворота или анекдот рассказали. Вроде создали сообщество ЛВиЗ  (любителей выпить и закусить) и её признали контреволюционной. Так и попал Володя Зубаткин в своё десятилетнее турне в трюме к Ванинскому порту и далее. Удивительно, но отсидев ни за что, он не испытывал злобы на советскую власть  и судьбу, не пил, не курил, живо интересовался общественной жизнью, выписывал газеты и журналы, внимательно прочитывал от первой до последней страницы.
  Вспоминается ещё один колоритный старикан  1900 года рождения. Когда я с ним познакомился ему было 82 года.Он лежал  в больнице г. Струнино, где проходил лечение гипертонии, вернее последствия гипертонического криза (кружилась голова).  Крупный в молодости, он весь как-то скукожился, но мозги ещё работали, правда изредка подводили, память в таком возрасте уже не та. Вспоминал;
     - Я и Владимира Ильича живьём видел -  такой рыжий, лохматый… Я тогда матросом служил на Балтике, оказался в Петрограде и попал случайно на митинг.
      - Дед, а в Отечественную, где воевал?
      - Меня от войны Иосиф Виссарионович уберёг, с 1937 по 1953 год по лагерям лес валил. Я в молодости здоровенным мужиком был, подкову мог сломать, так что  валить деревья самоё моё занятие. А попал в ссылку за компанию. Работал при  вещательной радиостанции шофёром и в тот роковой день задержался на работе. Поздно вечером дежурные по станции  «травили» анекдоты, а станцию забыли выключить… Вкатили всем и мне в том числе по червонцу. Но зато в войну уцелел. Вот так-то ребятки…
     Но были и такие высланные за 101 км, про которых можно сказать:
   - И чего вам ребята не хватало в столице, не жилось в городе удобств, доступности образования, культуры и  снабжения для людей первого сорта.
    Году в 1980 к нам в отдел АСУ (автоматизированная система управления производством) по протекции из Москвы устроили молодого человека, высланного за 101 км Сергея Шувалова, Поговаривали, что папаша чуть ли не начальник Главка в столице. Он сам и рассказал свою историю. Занимался угоном автомобилей, и только марки «Волга» на улицах, стоянках, дворах  Москвы, с последующей продажей за символическую цену в провинции.
Деньги Серёжу не интересовали, ловил кайф от процесса совершения преступления с его риском. Попались вместе с подельником, когда пытались продать Волгу в Переяславле Залесском (Ярославская область) за 500 рублей! Папашу хватил инфаркт, но выжил, а сынок угодил в лагерь в Молдавию. Папа устроил, думал всё-таки южная республика, полегче с климатом, а вышло наоборот. Повышенная влажность обеспечила «турбик» (туберкулёз). Потом срок заменили на высылку за 101 км, а устроить чадо в престижный отдел солидного завода не представляло трудности. Кстати, парень был  интеллигентным, с чувством юмора и не озлобленный своей судьбой.
    - Дурак был, вот и получил по полной, - подытоживал он любой разговор, не злясь на расспросы и не расстраиваясь.
   Как-то собирали народ подежурить в ДНД (добровольная народная дружина). Народа не хватало ввиду сенокосной страды и обратились к Серёге. Надо, так надо. И надо же так совпасть, что группа дружинников, где был и Шувалов была направленна на проверку поднадзорного, жившего в общежитии нашего завода, по фамилии Шувалов, т.е. самого себя. Вошли в комнату, на соседней кровати кемарил Серёгин сосед после рабочей смены. Как тот потом рассказывал,
      - Заходят дружинники  с красными повязками на рукавах и среди них Сергей Шувалов, вроде трезвый, который начинает меня спрашивать о том, где в настоящее время находится поднадзорный Сергей Шувалов, как он себя ведёт, не дебоширит ли, не пьянствует. Сам на себя записывает ответы на листок. Спросонья никак не мог врубиться в реальность. На другой день, когда я его начал расспрашивать о вчерашнем, на лице его не дрогнул ни один мускул,
     -  Как, ты чего выпивший был или не проспался?
И столько неподдельного изумления исходило от его физиономии, что засомневался я и больше к этому вопросу не возвращался. И уж когда Серегу проводили на родину, в столицу после положительных характеристик и грамот, в том числе за активное участие в ДНД, эта юмористическая история и прояснилась. Вот такой забавный был малый. Где он сейчас? Говорили, что окончил училище по обслуживанию лифтов и устроился в контору обслуживания Мосторга, поближе к дефициту, продуктам.
  Надо сказать, что среди высланных была и прослойка интеллигенции. В Струнино гремел театр при ДК комбината, были там и народные артисты, такие, как Автонеев. Позднее он работал в ДК «Юбилейный» худ.руководителем. Работали драмкружки, танцевальные, духовые. Струнино дало пристанище поэту Валерию Ивачёву, взрастило артиста Нарцисова.
    Знавал  я   корейца, родители которого эмигрировали из Северной Корее. Отец его был лекарем самого Ким-Ир-Сена, попал в опалу, пришлось бежать. Так семья и оказалась в России, а с его сыном мы работали на полупроводниковом заводе. Застряли в Александрове и вернувшиеся ещё в тридцатые годы русские служащие железнодорожники КВЖД (китайская восточная железная дорога). Когда дорога перешла к китайцам, потом ненадолго к японцам, русские вернулись в Россию, где подверглись репрессиям. Вот их и не подпустили к столице ближе чем 101 км. Вот такой срез народонаселения г. Александрова был сформирован в 20-м веке.
    На центральной площади «Советской»  высится помпезное здание Александровского суда, бывшего горкома КПСС, что вместе с отделом МВД и КПЗ (остатками той самой тюрьмы) вкупе с памятником Владимиру Ильичу создают странное впечатление на приезжих туристов. Хорошо что убрали транспорант «Городу славного прошлого достойное будущее», что вызывало у меня всегда вопрос:
       - А где же настоящее, в котором мы живём?
    А вот второй памятник рядом с площадью – Женщина-работница с развивающимся знаменем революции поставленный в память о Александровской республике 1905 года напомнил событие шестидесятилетней давности., но об этом чуть позже. Восстание в г Александрове в результате которого была и создана республика было подавлено казаками. Отголосок той поры, свидетелем которого я оказался,  был обнаруженный штабель снарядов лёгкой артиллерии, брошенный казаками, когда они покидали усмирённый бунтарский город в 1905-06 году. Завод полупроводников, ныне остатки его «Элекс», затеял построить вспомогательный цех на территории завода. Это было в 70-е годы. При выполнении земляных работ экскаваторщик и наткнулся на присыпанный штабель, состоящий из десятков тех самых снарядов з-х дюймового калибра. Видно и в то время хватало "раздолбаев" и по-х- истов. Завод был остановлен (была  рабочая пятница), вторая смена была распущена по домам. За выходные вызванные срочно сапёры вывезли опасную находку в карьер и уничтожили.
  В апреле 1961 года в космос полетел Ю Гагарин и мы в школе распевали:
   «Заправлены в планшеты космические карты
  И штурман  уточняет последний раз маршрут…»
     Страна опередила США, было чем гордиться. Но…
Пошло повышение цен на продукты питания (особенно мяса), затеяли денежную реформу (1 рубль стал дороже доллара, опережать, так опережать), нехватка хлеба уже чувствовалась (освоение целины не оправдало возложенных надежд  - зерно собрали, а хранить было негде), бездумное шествие кукурузы по полям, идея стукнула Никиту Хрущёва после поездки в США. Только он не учёл географические широты США и СССР.  По стране прокатились волнения и бунты. В Новочеркаске всё закончилось стрельбой по возмущённым рабочим. Обойти эти события мимо такого города, как Александров не могли.
   И в июне 1961 года в Александрове случился бунт, "заваруха", как тогда говорили.Поводом послужило шумное задержание двух подвыпивших солдат срочников, которые получили увольнительные и слегка расслабились, что вызвало возмущение очевидцев...сначала женщин, ну куда же без них, потом и мужиков в основном нетрезвых, как раз выдали аванс на предприятиях.Ну а дальше, как снежный ком всё переросло, в подогреваемый подстрекателями и бузотёрами бунт.   
   Конечно же бунт был подготовлен с учётом наличия криминального контингента, выдачи в этот день зарплаты (аванса), а значит и наличия подвыпивших неадекватных людей, которых умело направили организаторы разгромить  милицию, освободить заключённых из тюрьмы. Под общим лозунгом «Свобода» нарождающихся демократов хрущёвской оттепели, наэлектризованная толпа подстрекателей, зевак и озлобленных бывших "зеков" начала штурм цитадели правопорядка.
   Планировали направить на ворота тюремного комплекса бульдозер, который оказался на площади в связи с ремонтом проезжей части. Но завести мотор не удалось, к тому же с вышки ударил пулемёт, отсекая толпу от бульдозера. Рикошетом было ранено несколько бузотёров. Один пьяный мужик залез на столб и орал, но не долго,
     - Да здравствует свобода, бей легавых.
   И ещё что-то в этом роде.
     Пулемёт ударил прицельно и крикун слетел со столба.
  В толпе шныряли сотрудники госбезопасности и щёлкали затворами фотоаппаратов, после по фотографиям таскали граждан на допросы
     - А как Вы  оказались на площади именно в это время и что там делали?
    Бунт был подавлен, из Загорска (ныне Сергеев Посад ) прибыли войска. Весь квартал был оцеплен на несколько дней, а закопчённая стена здания милиции долго напоминала о случившемся. По тихому нашли зачинщиков, которые просто исчезли после арестов, погибло и пострадало с полутора десятков людей, некоторые получили сроки. По городу под шумок уголовные элементы потрошили торговые палатки, нападали на жителей города. Александровская милиция была расформирована и они этим воспользовались. Нас, ребятишек  родители строго закрыли по домам. Только к концу лета всё улеглось и успокоилось. Мало кто знал, что существовала байка о факте ещё одной попытки дискредитировать власти. Дело было так… Дежурный по МВД по городу принял смену и поздно вечером, слушая «вражеские голоса» по радиоприёмнику, услышал следующее,
      - В небольшом российском городке Александров Владимирской области возмущённые произволом МВД граждане  в  2 часа  ночи  подожгли отдел милиции .
   Что-то там перепутали и поспешили с сообщением раньше времени на 3 часа, бывают проколы и за «бугром».
 Дежурный опешил, было 23 часа. Что делать? За прослушивания  вражеской радиостанции по головке не погладят, но и игнорировать сообщение  себе дороже выйдет. И он звонит начальнику милиции. Оперативно организовали засаду в сквере рядом со зданием милиции. Где-то около 1.30 на площадь въехал грузовик с заляпанными номерами и встал недалеко от крыльца дежурной комнаты. Из кабины шустро выскочил мужичок с канистрой, где оказался бензин и пытался залить им всё крыльцо и дверь. Ну а дальше задержание было делом техники. Этот случай не получил  огласки. Ни автомашину, ни шофёра так никто и не увидел.
     И вместе с тем в городе шла параллельно жизнь культурная, питаемая значительной прослойкой технической и научной интеллигенцией.  Шли годы, развивалась промышленность  Александрова, застраивались «Черёмушки», асфальтировались улицы , возводились первые 9-ти этажные дома, широкоформатный кинотеатр «Сатурн», Дом Культуры «Юбилейный». Были  выращены искусственные кристаллы на  ВНИИСИМСе, и создан первый полупроводниковый прибор АЗПП.  Гремел на всю область танцевальный ансамбль «Узоры» В. А. Лебедевой, а лыжница О. Данилова завоёвывала золото в Лей-к-сити (США). Творили свои стихи доморощенные поэты, такие, как Владимир Коваленко. Ковал кадры радиотехнический техникум и филиал энергетического института.  Потом наступили 90-е, которые практически всё разрушили, превратив город в удалённый спальный район Москвы, корпуса предприятий заняли супермаркеты «Пятёрочка», «Атак», «Магнит» и пр., а квалифицированные кадры заполняли утренние электрички на работу в Москву.
 Хочется верить в возрождение Александрова. И недавно возведённый памятник Ивану Грозному, собирателю Земли Русской на набережной реки Серой тому порука. А 101 км? Хочется верить, что это лишь одна из перевёрнутых страниц недавнего прошлого.
   

   


Рецензии
Историческая правда в Вашем рассказе, Александр,
впечатляет! Здорово всё описано! Подробно и живописно!
Несомненно, у Вас талант писателя! Столько знать,
столько сообщать, столько осмысливать и передавать
читателю интересного из нашего недавнего(!) прошлого -
это замечательный дар! Вы стали не просто очевидцем,
но и умелым расказчиком, завораживающим повествователем
о фрагменте истории страны, жизни людей. Ваш рассказ
понравился очень! Спасибо Вам! С уважением, Таня.

Богаченко Татьяна Ивановна   28.09.2020 07:48     Заявить о нарушении
Спасибо за рецензию и понимание, всё что рассказано происходило на самом деле в нашем Александрове, столицы Ивана Грозного.

С уважением и успехов, Татьяна)))

Александр Подымов   28.09.2020 17:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.