Триолет

Мой триолет об активном состояния центральной нервной системы во время сна. Характерно больше гениям, но наблюдается и у обычных людей.
«Мысль работала во сне.  Идеи слагались остроумно, иногда даже гениально." (Франсуа Вольтер).
"…дивные стихи, по сравнению с которыми дневные стихи – слабы." (Александр Пушкин.)
"Стихи часто рождались у него во время сна. Гюго полусонный записывал их и утром разбирал ночной урожай."
"Как волны подо льдом, под сводом сна бессонное живёт воображенье." (Самуил Маршак)


Творить стихи во сне не ново,
С мыслёй засну, вобравшей суть,
Очнусь, а восемь строк готовы.
Творить стихи во сне не ново.
Когда "надремлешь" строки снова,
Их  записать не позабудь…
Творить стихи во сне не ново,
С мыслёй засни, вобравшей суть.



Триолет состоит из восьми стихов (строк) и строится только на двух рифмах — одной мужской и одной женской. При этом первый стих в обязательном порядке повторяется в четвёртой и седьмой, а второй стих — в завершающей строке. В результате образуются следующие рифменные схемы (заглавными буквами обозначены повторяющиеся строки):
ABaA abAB или ABbA baAB

Привычной формой триолета была и остаётся наиболее подходящая для него одиночная строфа, строфа-произведение, содержащая в себе кратко сформулированную мысль, основным носителем которой являются первая и вторая строки (они же заключительные).

Триолет – трудный жанр. Заполнить его строки ЧЕМ-НИБУДЬ относительно связным согласно заданному правилу организации строфы – совсем не сложно, это только техника. В итоге будем иметь 8 срифмованных строчек ни о чем или о чем-то безликом и почти бессмысленном. Гораздо труднее суметь с помощью триолета передать тему: не содержание подчинить форме, а форму содержанию! Написать такой триолет, чтобы повтор строк оказался необходимым – помогающим раскрытию темы, передающим разные оттенки смысла в одинаковых рефренах, поиграть интонацией.

Наиболее обычным стихотворным размером для триолета является четырёхстопный ямб.
Вот попробовал. Что получилось, самому судить сложно...


Рецензии
Юрий, добрый вечер. Неугомонный Вы человек: и в лес поглубже, и стихи разнообразить в жанрах, и в прозе преуспеть. И всё-таки, ничего нет лучше русского слова. Подтолкнули Вы меня, Юрий, на размышления. Порой очень удивляют талантливые авторы, которые сыплют иноязычными словами, и при этом уверяют, что надо хранить самобытность России. Так язык то в первую очередь надо сохранить. Иногда читаешь и поражаешься, как будто люди изощряются специально ввернуть что-нибудь такого - этакого. А такое - этакое совсем несложно найти в Википедии, и это не говорит о эрудиции автора.
"Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, — значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус. — В. Белинский"
Юрий, спасибо за русский язык в Ваших произведениях. С уважением,

Людмила Алексеева 3   18.05.2020 16:43     Заявить о нарушении
Добрый день, Людмила.
Конечно, Вы правы. Можно и нужно пробовать свои силы и в других формах стихосложения, но без фанатизма. У каждого свои привязанности, склонности, привычки, но своё национальное всегда должно быть на первом месте и всегда будет ближе.
Очень хорошо об этом сказал наш череповецкий автор Алексей Ткачёв.

Жива ль российская словесность ?
И рифм, и ритмов безупречность.
Она изяществом затмит
Верлибр, лимерик, триолит! (е)
То, акростих сегодня в моде,
То рубаи звучат в народе.
Многоголосый славит хор,
Словес рифмованных набор!
А мне бы строк очарованье,
Молвы изысканной поток,
Души полет над мирозданием
И безупречный русский слог!
(Алексей ТКАЧЁВ) приношу извинения автору, текст писал по памяти. есть отсебятина...

Юрий Кутьин   18.05.2020 16:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.