Об иконах

   Давно уже, ещё в юности, где-то прочитал такую притчу...
   В одном из монастырей жил монах, писавший изумительной красоты и завораживающей силы иконы. Священнослужители и прихожане буквально благоговели, лицезрея те образы! Случались и чудеса исцеления, избавления от напастей после молитвы перед ними. Слава об иконописце разошлась по всем окрестным монастырям и храмам! Каждый храм в округе стремился обзавестись хотя бы одной иконой этого мастера. И монах был усерден и неутомим в своём богоугодном деле, написав за всю жизнь множество разнообразных икон. И лишь один грех водился за ним. Монах сей был угрюм и неприветлив. С братией и паломниками общался грубо и зачастую, вообще  – заносчиво и высокомерно. Но ради недюжинного таланта, прощалось ему всё.
   И вот однажды, в глубокой старости, незадолго до того, как предстать перед Богом, снится монаху сон. Будто стоит он на берегу спокойной, чистой, светлой реки. А за рекой – Врата Райские, а у Врат сам Господь стоит и на монаха так внимательно смотрит. А по реке мимо, подталкивая друг друга, плывут... все-все иконы, что монах при жизни написал.
   – Господи! Чем мои иконы не угодили Тебе? Всю душу ведь в них вкладывал! Молился, не ел, не пил, пока писал каждую! – возопил монах.
   – А ты думаешь мне доски твои нужны?.. – ответил Бог.
   И тогда понял монах, в чём был его грех. И перед смертью сокрушил гордое сердце своё и со слезами покаялся перед всей братией...
   
   В Православии есть такие «народные» понятия, как «намоленный храм», «намоленная икона»... О чем это говорит? О том, что множество верующих молились в этом месте, либо перед этой иконой. Кроме того, непостижимым образом и уж совсем, казалось бы, вразрез с ветхозаветной заповедью «Не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу...» православные иконы являли примеры чудотворения.
 
   Православная христианская традиция, возникшая на основе иудейской, развивается вот уж в течении двух тысячелетий. И накопила за это время немалый душеполезный духовный опыт. В том числе – опыт молитвы перед иконами не только Спасителю, но и православным, скорым в помощи и заступлении, Святым. Так что теперь?.. Ради формального исполнения одной, фарисейски истолкованной ветхозаветной заповеди, отвергать почти двухтысячелетний духовный опыт Православия? Мы к Богу должны приходить, как дети, – с чистым сердцем и открытой душой! А дети (по своему детству помню) к иллюстрациям в книжках сказок относятся всерьёз. Потому, что иллюстрация, подкрепляя словесный образ, помогает ребёнку глубже проникнуть в сказку, очароваться ей.

   Так и икона – своего рода иллюстрация духовного мира, зрительно помогающая сознанию настроиться на благое соприкосновение с этим миром. И духовная ценность её именно в этом, а не в вещественной, материальной, якобы чудодейственной самой по себе – без участия духовных сил – её сущности.
 

17.05.2020 г.

Иллюстрация – икона Богородицы
«Всех скорбящих радость».


Рецензии