Кн 1. Идея. Гл. 23. СМК и оценка персонала

Глава 23. СМК и оценка персонала.

Один раз в неделю Генерал проводил Совещания. Собирал всех, вместе – руководителей Технического, Экономического блоков, Блока продаж, начальников Служб, отделов, городских эксплуатационных подразделений, кадровиков и прочих… Всех – в один огромный совещательный зал! Большинство сидели за длинным столом, рассчитанным на определённое количество мест. Те, которые не помещались, как правило, руководители низшего ранга и приглашённые из отделов инженеры, скромно располагались на стульях, расставленных вдоль стен.

Телекоммуникационное предприятие – сам Бог велел ему шагать в ногу со временем и даже, опережать его по внедрению технических новшеств. На столе, перед каждым из сидящих стоял плоский монитор, на котором отображались слайды докладчика, освещавшего тот или иной вопрос повестки дня – таблицы, графики, проценты опережений планов и отставаний от них. Каждый выступающий старался, чтобы выглядело изображённое на экране креативно – с дизайнерской изюминкой, красиво! Чтобы – радовало глаз. Лучше всего в части этой работы преуспевали экономисты. И откуда только время на «лепку» этой красоты они берут?..
Докладчик разъяснял содержание слайдов, из монитора, сидя за столом. Ассистент, расположившийся за отдельным столиком, транслировал из флэшки, заблаговременно переданной ему докладчиком, изображение на экраны, в том числе, и на большой – «киношный», для тех, у кого не было перед глазами монитора, растянутый на стене, за спиной Генерала, возглавлявшего совещание.

Скука царила в зале во время таких общих сборов «на совещание» неимоверная. Скука и напряжение. Напряжение – от того, что вокруг, сплошь, высокое начальство и особенно, – Генерал присутствует. Скука – от того, что то, о чём говорит докладчик, большей частью вообще дел большинства присутствующих не касается и ни одним боком даже не прислоняется к ним.
Сколько времени тратилось бесполезно на эти совещания! А работа конкретная – она там, на твоём рабочем месте, она – потерпит. Но ведь её за тебя и не выполнит никто!.. Вот и сидишь – ёрзаешь:
– Ну, когда, наконец, закончится это сборище!
И ведь ничего не поделаешь: Генерал – работает!
Может быть, для кого-то подобные методы руководства и нормальное явление. Но, не для Штольца, который сам был первым руководителем, методы и действия многих маститых управленцев испытал на себе и пережил, прошёл, как говорится через управленческий «Крым и Рым»…

Долгие годы он и сам проводил совещания. И тоже, собирал в одном кабинете, всех вместе, –  руководящее ядро предприятия. Но не позволял «мусолить» частные вопросы при всех. Только те, общие – которые, по существу, о которых все присутствующие должны быть осведомлены. Быстро, в темпе, без «воды» и рассусоливаний! На всё – около часа! А тут…
Руководитель специально созданного отдела по работе с клиентами – Валя Ганишева один институт с ним окончившая, когда-то – инженер линейно-аппаратного зала на телеграфно-телефонной станции, которой руководил Штольц, докладывает, скольких абонентов обзвонили операторы отдела; как трудились над повышением культуры обслуживания, как расспрашивали заявителя:
– А монтёр, который устранял у вас в квартире повреждение телефона, разделся у входа? … а носки у него, случайно, не порванные были… не грязные? И как абонент, раздражённый подобными расспросами отбрыкивался от них, а то и посылал куда подальше…

Или… специалист из Блока продаж, отчитавшийся о работе, проведённой по распространению услуг ШПД (широкополосного доступа) сельскому населению и сетующий на то, что не очень это нужно селу и денег там – на низах, у людей лишних нет, навлекает на себя недовольство Генерала:
– Как так – денег нет! А кто же тогда из сёл в город на личных автомобилях приезжает? И вообще, даже если у сельчанина есть мотоцикл, то вы просто обязаны уговорить его подключить интернет к телефонному номеру! … Компьютера у него нет? Ну, и компьютер купить он в состоянии раз мотоцикл имеет!
Штольц знает, как работает на сети широкополосный доступ к интернету. Пока, даже в областном центре – не очень! А на селе и вовсе, первые шаги прошагивает. С очень низкой скоростью, медленно и неустойчиво ковыляет.

Но… ох уж этот навязчивый сервис! Всучить товар любым способом! Всучить!!! И как можно быстрее получить прибыль. Всё не для человека, а всё – от человека, для телекома любимого! Капитализм на дворе, однако…
Штольцу – «отставшему от жизни» совку социалистическому, не то, чтобы не интересно, ему противно и тягостно это слушать. Он работал во времена, когда услугу телефонную, да и сам телефон на квартиру, числясь в очередях, буквально выбивали из связистов советские граждане. Потом, как-то разом, исчезли очереди и в первую очередь потому, что денег не стало хватать людям даже на первоочередные потребности. И вот, когда бедно, очень бедно живёт особенно сельское население – другая крайность наваливается на них, жадной бессовестностью попахивающая от продавцов некачественных услуг!
 
Генерал работает! Работает, как может. Расставляет акценты на тех направлениях, которые позволяет осмыслить его профессиональная подготовленность. Генерал – менеджер-управленец, брокер, специалист по финансам…
И пусть работает с теми, кого конкретно поставленные им вопросы касаются. А зачем это нужно выслушивать Штольцу? А зачем начальнику Центра оперативного управления Амалии Болиславовне у которой там, на её рабочем месте всё просто кипит в реальной, телефонной жизни! И длится это совещание – час… два…
Штольц приспособился, смотрит на все эти посиделки по-философски. И другие – тоже. В голове у каждого генерала своя блажь. Сейчас – Аскара Бауржановича время, – время менеджеров широкого профиля… Будем считать, что совещания эти – для под-держания общего корпоративного духа в коллективе предназначены. Тоже – нужное дело.

А ещё проводит Генерал специализированные совещания. По вопросам управления персоналом, по вопросам внедрения СМК. Хлёстко, лаконично звучит сочетание букв – СМК, а если расшифровать, ещё и модно, по-иностранному, в духе времени – система менеджмента качества! Ну почему не по-русски? просто – система управления качеством...
Генерал по-настоящему запал на эту тему. Прямо вцепился в неё.  Требует, чтобы каждый работник описал процессы, совершаемые на своём рабочем месте. Чем конкретно занимается, как достигает конечно-го результата?.. И всё подробно надо изложить на бумаге в виде прямоугольников, кубиков и ромбиков, отображающих промежуточные этапы работы, со стрелками, предписывающими последовательность их исполнения. А ещё, стрелки, замедляющие процесс достижения конечного результата, уводящие к квадратикам, обозначающим мешающие, непредвиденные и даже форс-мажорные обстоятельства, которые нужно преодолеть и опустившись на низший уровень процесса, вновь по основной его оси рвануться вверх и с новыми силами карабкаться по квадратам к конечной цели.
 
Прямые действия… корректирующие действия… Боже! – какая галиматья! Весь аппарат областной дирекции работает как будто бы в научно-исследовательском институте, творчески, изображает пирамидой на бумаге последовательность своей работы и работы подчинённых и вот, (это же бумага, которая всё стерпит!) – как гладко всё на ней получилось!
Сколько волнений, сколько переживаний. А вдруг ты не сможешь всё это изобразить убедительно, а значит – бездельник ты и может быть, даже и не нужно предприятию твоё рабочее место! Странно, но такие мысли посещают именно тех работников, которым от навалившихся практических дел просто голову поднять некогда, чтобы оглядеться вокруг. Именно у этих работников рука категорически отказывается рисовать пресловутые эти квадраты.

Но, куда денешься, каждому руководителю подразделения назначено время. Ждёт его аудиенция у Генерала, на которой, перебегая карандашом-указкой от квадрата к квадрату, будет экзаменующийся упоённо фантазировать как просто и изящно вылетает работа из-под его рук, на ходу совершенствуясь. И вот она – цель! И вот – идеальное качество услуг!!    И вот – прибыль!!!
Генерал – управленец широкого размаха. В Казахской государственной академии управления отучился. Выпускались же когда-то профессиональными техническими училищами Советского Союза механизаторы широкого профиля. На какой трактор их ни посади – знают, за какие рычаги дёргать, чтобы двигался в правильном направлении. Вот и Генерал, не имеющий базового связистского образования, точно знает, как правильно, в общем-то, специфическим предприятием телекоммуникаций руководить, на какие направления его специалистам руками указывать.

И не отнимешь того, что очень он упорный и любознательный. С интересом изучает предмет руководства. Складывается впечатление, что защищая свои «процессы» у Генерала, тем самым, обучают его телекомовцы-практики азам своей профессии, так сказать – вводят в курс. Вот только какими-то изощрённо заумными методами всё это приходится делать, обязательно фиксируя на бумаге. И длится это «обучение» месяцы, а вот уже и за год перевалило, и нет ему конца.
Дальше – больше. Генерал требует нарисовать общую карту процессов для всей ОДТ, да чтобы – со всеми деталями вероятных отступлений от общей  канвы достижения конечных целей. И непременно, с изображением корректирующих действий по исправлению недостатков, мешающих идеальному ходу процесса. По каждому направлению деятельности своя карта, и все они в конечном итоге, сольются в единую – общую для всей ОДТ в целом.
 
А как же с известным афоризмом Козьмы Пруткова, который утверждает, что нельзя объять необъятное… Похоже, и это для Генерала – вполне посильная задача. Поговаривают, что он пишет диссертацию по обозначенной теме – теме оптимального руководства. Разрабатывает свой программный продукт. Вот и пользуется властью, заставляет работать на диссертацию всю ОДТ. Может быть и так, а может быть, и нет.
Штольцу некогда обсуждать устремления и действия Генерала. Ему бы со своей, текущей работой управляться вовремя и самое главное – у него есть СВОЯ Программа! Та, которая находится в стадии наращивания возможностей, которая уже внедрена в производство, хорошо воспринята линейщиками-практиками и уже даёт пусть пока скромные, но положительные результаты. И мысли, мысли, мысли…:
– Надо добавить в Программу вот этот, этот и этот процесс…

Оконтуряется Программа в голове у Штольца в единый, цельный, логически выверенный и очень простой в использовании инструмент, но далеко ещё не все задумки вписаны программистом Дорис в её функционал. «Не будем гнать лошадей, постепенно, будем наращивать её возможности, очень тщательно всё взвешивая, чтобы, не дай бог – не перегрузить излишествами.» 
  Но очень уж давит Генерал по части исполнения ЕГО творческих задумок. Штольц конечно разработал и постарался в один лист формата А-4 вложить Карту процессов Службы эксплуатации и развития сетей телекоммуникаций, как бы изобразил на ней «все  необъятные задачи», а сам, лично, защищать её к Генералу не пошёл. Послал «защищать честь Службы» любящую зарисоваться перед начальством, бойкую на язык Айгуль Караеву. Перспективный национальный кадр – ей полезно с самим Генералом пообщаться, пусть тренируется.

А со Штольцем Генерал и так регулярно встречается, всё больше и больше проявляет он к его Программе интерес. Штольц, в генеральском кабинете, во время демонстрации на компьютере очередных новшеств, говорит ему то, что считает нужным, как бы частные уроки преподаёт по вопросам содержания и эксплуатации сети, да и своим богатым опытом руководства в ходе беседы охотно делится и даже, не опасается советы давать. Ну, а принимать их или нет, это дело Генерала. К тому же, у него советчик более высокого уровня имеется – технический директор Мережко…
Кому сводить в единое целое общую карту процессов всего Технического блока? Конечно же – Службе эксплуатации! Штольц понимает, что это показушная, абсолютно ненужная и очень мешающая выполнению основных обязанностей работа, так считает и Мережко и другие специалисты, но куда денешься – это прямые указания и требования Генерала и их надо исполнять. И как хорошо, что нашёлся в Службе человек, которому можно всё это поручить, всё это просто сбагрить.

Талгат Асылов. Он сопровождает внедрение программы «Спутник». А ведь Штольц в своё время хотел избавиться от него, когда не был ещё знаком с Дорис – его женой, и рекомендовал организовать для него рабочее место в отделе технического учёта ГТС, поближе к конкретным пользователям, что было бы правильно. Но не получил на это одобрения от Мережко.
Программа «Спутник» это инструмент электронного учёта линейно-кабельных сооружений. Детище Рыкова. Разрабатывается продукт специалистами Северо-Казахстанской ОДТ с того времени, когда Олег Денисович работал там техническим директором. Теперь вот рекомендован «Спутник» к использованию во всех ОДТ и внедряется по прямому приказу Казахтелекома. Сырая программа, рыхлая и не конкретная, а потому, внедряется, внедряется, а так и не  может заработать по-настоящему. В районных узлах посмеиваются:
– Чем бы дитя ни тешилось!

Но отчитываться за внедрение надо. Вот они и делают вид, что наполняют её конкретикой – фактическим отображением реальных параметров сети. Год за годом воду в ступе мелят…
Штольц, как и Мережко, тоже не считает первоочередной задачей внедрение «Спутника». Уж он-то с его опытом насквозь видит все её недостатки; явно теоретики, оторванные от реалий, её сочиняют, Но, оно ему надо – вслух рубить правду-матку? Кто-нибудь прислушивается к его критическим замечаниям? Что? – нет других, более важных задач? Ну, проталкивает Рыков в общем-то нужный, но очень уж  сырой продукт! Вот и пусть сам и докапывается до причин торможения внедрения, пусть сам созревает – что не так? И сам его совершенствует! С его-то возможностями! У него много консультантов с современным мышлением, а Штольц в это дело ввязываться не желает. Чем бы дитя ни тешилось…

Ну а Талгат, он – поверхностный человек. Не любит включать критическое мышление, задумываться над тем, приносит ли пользу работа, которую он выполняет. Со всеми ладит и избегает конфликтов. За всё готов браться. Не важно, понимает суть задания, или нет. Поручили и делает! Институт связи в молодости окончил, но, не подкрепив специальные знания практикой основательно их подзабыл. Оно и лучше – меньше знаешь, меньше с тебя и спрашивают. Нагружают важной работой и ответственными поручениями тех, кто поопытней, привык без опеки работать и со всей серьёзностью к делу относится.
Но вот настал и его час. Увязывать в единое целое карты процессов, участвовать лично в разработке СМК, практически напрямую с Генералом контактировать – нет почётнее миссии! Талгат старается. Поначалу пытался дёргать непосредственного шефа, чтобы предварительно оценивал его творческие находки, но Штольц пресёк эти желания на корню, откровенно высказавшись:

– Талгат, у тебя – специальное образование, такое же, как и у меня! Привлекай, кого хочешь, советуйся, с кем хочешь. Но меня не трогай! Слышать даже об этой СМК не хочу! Но, выложись и сделай так, чтобы к Службе, по этой части исполнения поручений, претензий не было! Весь документооборот, касавшийся СМК пересылать буду на тебя не глядя; выкручивайся, как можешь, и… через – «не могу»!..
Талгат и старается. На весь стол разложил лист ватмана «шириною с чёрное море». Размещает квадратики, рисует стрелки, … стирает… и снова рисует. Неделями и месяцами. Бегает к кому-то, возвращается и снова склоняется над ватманом. А там – пирамиди-ща-а!!? И чувствуется по настроению Талгата: всё, что он сочиняет в творческом запале – подходит Генералу. Ну и славно…

Вообще-то, то, чем занимается Генерал, исходит сверху от Казахтелекома. Там активно работают над совершенствованием управления, специально приглашённые научные фирмы, приспосабливают для использования передовой зарубежный опыт отдельных государств, и не смущает их, что на бескрайних казахстанских просторах – скопом, полторы Европы разместится.
Ну а Аскар Бауржанович, помимо этого, ещё и собственную систему оценки персонала разрабатывает, которая, тоже, увязана будет с общей картой процессов. Масштабность его замыслов просто поражает! И чтобы лучше понимали специалисты ОДТ, что от них требуется, и что, конкретно, ему надо, пригласил он сторонних менеджеров-фирмачей соответствующего профиля с циклом просветительских лекций.
 
Весь актив управленческий просиживает штаны в зале совещаний, директора районных узлов телекоммуникаций приглашены. Сидят с умными лицами, переглядываются друг с другом: «ну вот, нашёлся повод отвлечься от повседневных забот! Отдельно, вечерком, соберёмся в гостинице, обсудим дела насущные, поплачемся на жизнь окаянную, пивка попьём… Боже! Что за лабуду вешают нам на уши «товарищи-учёные!»»
Но досада душевная скрывается тщательно. Как там гласит один из знаменитых Указов Петра Велико-го?..
– Подчинённый перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство…
И всё-таки, многих одолевает сон во время таких посиделок, и усталость наваливается: когда же закончится эта нудятина…


Рецензии