1-й авиационный отряд Киевской ОАГ ГВФ

1-й авиационный отряд Киевской Особой Авиационной Группы Гражданского Воздушного Флота.

(краткая историческая справка)

1-й авиационный отряд Киевской Особой Авиационной Группы Гражданского Воздушного Флота сформирован 25 июля 1941 года на основании Приказа НКО №0047 от 9 июля 1941 года.

Нахождение в строю:

С 25 июля 1941 года по 9 декабря 1942 года.

В составе действующей армии:

С 25 июля 1941 года по 9 декабря 1942 года (503 дня). Перечень №36.

В составе Видов Вооружённых Сил:

С 25 июля 1941 года по 9 декабря 1942 года – в составе Гражданского Воздушного Флота.

В составе объединений:

С 25 июля 1941 года по 12 июля 1942 года – в оперативном подчинении Юго-Западного Фронта.
С 12 июля 1942 года по ? – в оперативном подчинении Сталинградского Фронта.

Командир отряда:

Збыковский Пётр Петрович – с 25 июля 1941 года по ?
Майор Черняков Владимир Михайлович – с ? по 9 декабря 1942 года.

Военный комиссар отряда:

Военный комиссар 3-го ранга Шапиро Михаил Соломонович – с 25 июля 1941 года по 9 декабря 1942 года.

Участие в операциях и битвах:

УТОЧНЯЕТСЯ

Потери.

1942 год. Фокин Пётр Александрович. Без воинского звания. Командир корабля 1-го авиационного отряда Киевской Особой Авиационной Группы ГВФ (кавалер ордена Красного Знамени). Погиб. Похоронен в селе Шувалово Павловского района Воронежской области.

Награждены орденами СССР:

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1941 года. Москва.

Риза Борис Евгеньевич. Без воинского звания. Командир корабля. Орден Красного Знамени.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 11 ноября 1941 года. Москва.

Ращупкин Фёдор Никитович. Без воинского звания. Командир корабля. Орден Красного Знамени(1)

Приказ Командующего Юго-Западным Фронтом №025/н от 12 февраля 1942 года.

Капула Александр Кириллович. Без воинского звания. Лётчик. Орден Красного Знамени(1)
Сергеев Георгий Савельевич. Без воинского звания. Штурман отряда. Орден Красного Знамени.
Сидорчук Валентин Титович. Без воинского звания. Командир звена. Орден Красного Знамени.

Приказ Командующего Юго-Западным Фронтом №027/н от 12 февраля 1942 года.

Барабаш Георгий Саввич. Без воинского звания. Бортовой авиационный механик. Орден Красной Звезды(1)
Бархатов Василий Алексеевич. Без воинского звания. Бортовой авиационный механик. Орден Красной Звезды.
Збыковский Пётр Петрович. Без воинского звания. Без воинского Звания. Командир отряда.
Питомец Иван Михайлович. Без воинского звания. Бортовой авиационный механик. Орден Красной Звезды.
Савиченко Андрей Данилович. Без воинского звания. Бортовой радист. Орден Красной Звезды(1)

Приказ Командующего Юго-Западным Фронтом №033/н от 20 февраля 1942 года.

Фокин Пётр Александрович. Без воинского звания. Командир корабля. Орден Красного Знамеи.
Бурко Анатолий Александрович. Без воинского звания. Бортовой авиационный механик. Орден Красной Звезды(1)

Приказ Командующего Юго-Западным Фронтом №049/н от 12 марта 1942 года.

Черняков Владимир Михайлович. Без воинского звания. Командир корабля. Орден Красного Знамени(1)

Приказ Командующего Сталинградским Фронтом №022/н от 30 августа 1942 года.

Куркчиянц Ворткез Христофорович. Капитан. Командир корабля. Орден Красного Знамени(2)
Маркин Николай Васильевич. Старший лейтенант. Командир корабля. Орден Красного Знамени.
Ращупкин Фёдор Никитович. Капитан. Командир корабля. Орден Красного Знамени(2)
Шорников Александр Сергеевич. Капитан. Командир корабля. Орден Красного Знамени(2)
Беридзе Иван Семёнович. Старший лейтенант. Лётчик. Орден Красной Звезды.
Бурлака Борис Ефимович. Без воинского звания. Бортовой стрелок. Орден Красной Звезды.
Голубев Иван Михайлович. Старший лейтенант. Лётчик. Орден Красной Звезды.
Исипенко Евгений Иванович. Без воинского звания. Бортовой радист. Орден Красной Звезды(1)
Кицитадзе Амбергий Поликарпович. Капитан. Командир корабля. Орден Красной Звезды.
Мушинский Вадим Петрович. Техник-лейтенант. Бортовой авиационный механик. Орден Красной Звезды.
Риза Борис Евгеньевич. Капитан. Командир корабля. Орден Красной Звезды.
Селенов Василий Иванович. Без воинского звания. Бортовой стрелок. Орден Красной Звезды.
Соколов Владимир Тимофеевич. Без воинского звания. Лётчик. Орден Красной Звезды.
Стальненко Василий Степанович. Военный инженер 3-го ранга. Старший инженер отряда. Орден Красной Звезды(1)
Шапиро Михаил Соломонович. Без воинского звания. Военный Комиссар отряда. Орден Красной Звезды.

Приказ Командующего 8-й Воздушной Армией Сталинградского Фронта №02/н от 12 декабря 1942 года.

Сошников Николай Сергеевич. Старший лейтенант. Начальник аэронавигационной службы отряда. Орден Красной Звезды.

Приказ Командующего 8-й Воздушной Армией Южного Фронта №01/н от 7 января 1943 года.

Вервейко Илья Иванович. Старший лейтенант. Лётчик. Орден Красной Звезды.
Гаранин Михаил Григорьевич. Старший лейтенант. Командир корабля. Орден Красной Звезды.
Ермоленко Назар Владимирович. Техник-лейтенант. Бортовой авиационный механик. Орден Красной Звезды(1)
Захаров Иван Степанович. Майор. Заместитель командира отряда. Орден Красной Звезды.
Коваль Никон Максимович. Старший лейтенант. Командир корабля. Орден Красной Звезды.
Оконешников Анатолий Андреевич. Без воинского звания. Бортовой радист. Орден Красной Звезды.
Сандлер Леонид Михайлович. Старший лейтенант. Командир корабля. Орден Красной Звезды.

СПИСОК НАГРАЖДЁННЫХ УТОЧНЯЕТСЯ.

9 декабря 1942 года 1-й авиационный отряд Киевской Особой Авиационной Группы Гражданского Воздушного Флота обращён на формирование 7-го отдельного авиационного полка Гражданского Воздушного Флота.

Дополнительная информация:

Герои Советского Союза проходившие службу в отряде.

Лунц Борис Григорьевич -  с 25 июля 1941 года по декабрь 1941 года.
Шорников Александр Сергеевич – с 25 июля 1941 года по 1942 год.

Личный состав отряда:

Барабаш Георгий Саввич
Бархатов Василий Алексеевич
Беридзе Иван Семёнович
Бурденко Николай Маркович
Бурко Анатолий Александрович
Бурлака Борис Ефимович
Вервейко Илья Иванович
Власенко Иван Иванович
Гаранин Михаил Григорьевич
Голубев Иван Михайлович
Горбань Даниил Иванович
Ермоленко Назар Владимирович
Захаров Иван Степанович
Збыковский Пётр Петрович
Исипенко Евгений Иванович
Капула Александр Кириллович
Кицитадзе Амбергий Поликарпович
Коваль Никон Максимович
Кожуховский Дмитрий Иванович
Кулинич Дмитрий Михайлович
Куркчиянц Ворткез Христофорович
Лунц Борис Григорьевич
Луценко Фёдор Иванович
Маркин Николай Васильевич
Мушинский Вадим Петрович
Оконешников Анатолий Андреевич
Питомец Иван Михайлович
Ращупкин Фёдор Никитович
Риза Борис Евгеньевич
Савиченко Андрей Данилович
Саенский Владимир Алексеевич
Сандлер Леонид Михайлович
Селенов Василий Иванович
Сергеев Георгий Савельевич
Сидорчук Валентин Титович
Соколов Владимир Тимофеевич
Сошников Николай Сергеевич
Стальненко Василий Степанович
Стельмах Григорий Николаевич
Трофимов Василий Иванович
Фокин Пётр Александрович
Царицин Николай Андреевич
Черняков Владимир Михайлович
Шапиро Михаил Соломонович
Шевчук Юрий Васильевич
Шорников Александр Сергеевич

СПИСОК ЛИЧНОГО СОСТАВА УТОЧНЯЕТСЯ.

О замеченных ошибках и неточностях прошу сообщать на адрес major_v@mail.ru

Версия от 21 мая 2020 года.

Лунц Борис Григорьевич

Родился 8 мая 1908 года в городе Дрезден — столице королевства Саксония Германской империи (ныне город — административный центр земли Свободное государство Саксония Федеративной Республики Германия) в семье политических эмигрантов. Мать — русская, отец — еврей. В России с 1915 года. Жил в Москве. До призыва на военную службу закончил рабфак.
В ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии Б. Г. Лунц был призван в 1926 году. В 1927 году он окончил Ленинградскую Военно-теоретическую школу Красного Воздушного Флота, в 1928 году — 2-ю военную школу лётчиков Красного Воздушного флота. Служил на Дальнем Востоке в должности авиамоториста. В 1929 году в составе Особой Дальневосточной Армии Борис Григорьевич участвовал в вооружённом конфликте на Китайско-Восточной железной дороге.
В 1930 году Б. Г. Лунц уволился в запас и поступил в Балашовскую лётную школу Гражданского Воздушного флота, по окончании которой в 1931 году работал лётчиком 14-го транспортного отряда Украинского управления ГВФ в Харькове. С началом Великой Отечественной войны Б. Г. Лунц был мобилизован в качестве гражданского специалиста и в конце июня 1941 года направлен в Киевскую особую авиагруппу ГВФ. Служил вторым пилотом и командиром корабля ПС-84 в составе 1-го и 8-го отрядов. Выполняя специальные задания командования по выброске десантов в глубоком тылу противника (Прага, Плоешти, Ровно, Гомель), перевозке командного состава Красной Армии, доставке боеприпасов, почты и медикаментов, продуктов для осаждённого Ленинграда Борис Григорьевич совершил 125 боевых вылетов и был награждён орденом Красного Знамени.
В апреле 1942 года Б. Г. Лунц был вновь призван на военную службу. Ему присвоили звание старшего лейтенанта и направили в 101-й транспортный авиационный полк 1-й транспортной авиационной дивизии, где он был назначен на должность командира корабля Ли-2. В мае — июне 1942 года он участвовал в операции по снабжению попавшей в окружение 2-й ударной армии, в ходе которой сбросил в тылу врага около 15 тонн боеприпасов и продуктов. 6 июня 1942 года самолёт старшего лейтенанта Б. Г. Лунц был подбит немецкими истребителями, но командир корабля довёл горящую машину до места назначения и сбросил груз в заданном квадрате. Только после этого экипаж покинул горящий самолёт. Борис Григорьевич вернулся в свою часть и несмотря на множественные ожоги продолжил участие в операции на другом самолёте.
28 июля 1942 года 101-й транспортный авиационный полк был преобразован в 101-й авиационный полк дальнего действия в составе 1-й авиационной дивизии авиации дальнего действия СССР. С 1 августа 1942 года полк сосредоточился на обслуживании интересов Центрального штаба партизанского движения, а позднее и республиканских штабов. Борисом Григорьевичем совершал 156 вылетов к партизанам в глубокий тыл противника в районы населённых пунктов Хинель, Овруч, Киев, Чернигов, Мозырь, Брянск, Новозыбков, Осиповичи, Слуцк, Олевск, Борисов, Бобруйск, Мглин, Полоцк, из них 56 с посадкой на партизанские аэродромы. В ходе этих вылетов он доставил в партизанские соединения более 80 тонн грузов и эвакуировал в тыл более 500 раненых. 29 сентября 1942 года старший лейтенант Б. Г. Лунц совершил посадку на аэродром в зоне, где партизаны вели бой с карательными отрядами. После разгрузки самолёта по просьбе командования партизанского соединения экипаж несколько раз поднимал самолёт в воздух и наносил бомбовые удары по скоплениям живой силы противника. При полётах в зоны действия партизан Борису Григорьевичу нередко поручали освоение новых партизанских аэродромов, таких как Смелиж, Речица, Дубровка (Овручский район), озеро Червоное и Кожушки[3].
В качестве дальнего бомбардировщика Б. Г. Лунц участвовал в налётах на крупные железнодорожные узлы противника, такие как Курск, Орёл, Вязьма, Ржев, Щигры и Смоленск, бомбил переправы через Дон и скопления живой силы и техники неприятеля на сталинградском направлении. К лету 1943 года он прошёл путь от рядового лётчика до командира эскадрильи. Был произведён в капитаны. К июлю 1943 года Борис Григорьевич совершил 323 боевых вылета, из которых 229 ночью, на бомбардировку военно-промышленных объектов, живой силы и боевой техники противника, транспортировку боеприпасов и других грузов партизанам, высадку десантников во вражеском тылу, эвакуацию раненых.
27 июля 1943 года указом Президиума Верховного Совета СССР капитану Лунц Борису Григорьевичу было присвоено звание Героя Советского Союза. К концу 1943 года Борис Григорьевич получил звание майора. В январе 1944 года в ходе операции «Январский гром» эскадрилья майора Б. Г. Лунц в интересах Ленинградского фронта совершила 98 боевых вылетов на бомбардировку узлов сопротивления противника, в том числе и Красного Села[4]. Затем она участвовала в налётах на военные объекты и инфраструктуру Финляндии. В мае 1944 года полковника В. С. Гризодубову на посту командира 101-го авиационного полка дальнего действия сменил подполковник С. С. Запылёнов, который вскоре назначил Бориса Григорьевича своим заместителем. В этой должности Борис Григорьевич активно занимался подготовкой молодых лётчиков, воспитав не менее 19 командиров кораблей. 5 ноября 1944 года 101-й авиационный полк дальнего действия был преобразован в 31-й гвардейский авиационный полк дальнего действия (7-й авиационный корпус дальнего действия), а 26 декабря 1944 года переименован в 31-й гвардейский бомбардировочный авиационный полк. До конца войны полк воевал в составе 1-й бомбардировочной авиационной дивизии 3-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса 18-й воздушной армии. Гвардии майор Б. Г. Лунц закончил боевой путь в небе Германии, совершив за время войны в общей сложности 403 успешных боевых вылета.
В мае 1946 года гвардии майор Б. Г. Лунц уволился в запас. С 1946 по 1963 год Борис Григорьевич работал лётчиком-испытателем в НИИ-17 МРП (Научно-исследовательский институт Министерства радиопромышленности). Затем до мая 1973 года Борис Григорьевич был лётчиком-испытателем Научно-исследовательского лётно-испытательного центра «Взлёт»[5]. С 1973 по 1977 год работал инженером в НИИ-17 МРП. После выхода на пенсию Борис Григорьевич жил в Москве. 5 февраля 1997 года он скончался. Похоронен на Кунцевском кладбище столицы.

Шорников Александр Сергеевич

Родился в семье русского рабочего. Окончил школу ФЗУ, работал на фабрике. В 1933 году окончил авиационную школу пилотов ГВФ в Тамбове. Работал лётчиком в Грузинском управлении ГВФ.
С июня 1941 — участник Великой Отечественной войны. Летал в качестве командира корабля в Харьковской, а затем Киевской авиационной группе особого назначения ГВФ на самолёте ПС-84[2]. Авиагруппа выполняла боевые задания в интересах Южного, затем Юго-Западного и Сталинградского фронтов днём и ночью, в любых метеорологических условиях.
К 16 октября 1941 года совершил 170 боевых вылетов с общим налётом 254 часа; перевёз на самолёте свыше 100 тонн боеприпасов и других грузов военного назначения, 28 раненых и 508 бойцов и командиров Красной армии. Кроме того, совершил 8 ночных вылетов в глубокий тыл противника с задачей выброса парашютистов и листовок. Приказом по Юго-Западному фронту был награждён орденом Красного Знамени.
С 1942 года — в рядах Красной армии. К 31 июля 1942 года капитан А. С. Шорников в ходе выполнения боевых заданий налетал днём 575 часов, перевозя оружие, боеприпасы, раненых, бойцов и командиров. Ночью совершил 57 боевых вылетов с налётом 260 часов, переправив за это время в тыл противника 175 десантников, листовки и грузы специального назначения. Приказом по Сталинградскому фронту был награждён вторым орденом Красного Знамени.
В январе 1943 года А. С. Шорников в составе группы советских лётчиков и авиаспециалистов 1-й транспортной авиационной дивизии был командирован в Великобританию для освоения и перегонки в СССР бомбардировщиков Armstrong Whitworth A.W.41 «Albermarle». Маршрут перегонки проходил на большой высоте из Шотландии через Северное море, Данию, Норвегию, Швецию и Балтийское море (в зоне действий истребителей противника). В ночь с 2 на 3 марта 1943 года с авиабазы Эррол в районе города Данди вылетел первый экипаж: пилот капитан А. С. Шорников, штурман лейтенант П. Н. Якимов, радист лейтенант А. А. Вердеревский и борттехник Г. И. Галактионов. После девяти часов полёта самолёт совершил посадку на Внуковском аэродроме.
Летом и осенью 1943 года капитан А. С. Шорников со своим экипажем в составе полка обеспечивал подготовку к Тегеранской конференции глав СССР, Великобритании и США (28 ноября — 1 декабря 1943), перевезя в Иран большое количество офицеров и солдат Красной армии, представителей посольств, разведчиков, групп обеспечения, переводчиков, а также различных необходимых для этой цели грузов.
В январе 1944 года экипажу А. С. Шорникова (второй пилот Б. Т. Калинкин, штурман П. Н. Якимов, борттехник И. Г. Галактионов, радист Н. С. Вердеревский) была поручена переброска в Югославию советской военной миссии во главе с генерал-лейтенантом Н. В. Корнеевым. Самолёт С-47 17 января вылетел по маршруту Москва — Астрахань — Тегеран — Каир — Бизерта — Бари, но из-за погодных, технических и организационных проблем посадка в Бари была осуществлена лишь к началу февраля. Затем советская военная миссия из Бари была доставлена в Дрвар, где находился Верховный штаб НОАЮ. До конца мая 1944 года экипаж А. С. Шорникова совершал полёты в различные районы Югославии, доставляя частям НОАЮ боеприпасы, вооружение, медикаменты, вывозя обратными рейсами раненых и больных партизан. Когда Верховный штаб НОАЮ подвергся нападению крупных сил германских десантных подразделений, экипаж майора А. С. Шорникова 4 июня 1944 года, совершив посадку в горах на площадку крайне малых размеров, за два рейса вывез в Бари руководящий состав штаба во главе с маршалом Тито и членов военных миссий.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июня 1944 года за умелое выполнение специальных заданий командования, отвагу и мужество, проявленные в ходе их выполнения, майору Шорникову Александру Сергеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда» (№ 3930).
С июля 1944 года и до окончания войны летал в небе Югославии в составе авиационной группы особого назначения под командованием Героя Советского Союза генерал-майора В. И. Щелкунова, обеспечивая боевую деятельность Народно-освободительной армии Югославии.
После войны продолжал службу в ВВС, был заместителем командира полка военно-транспортной авиации. В 1953 году окончил Высшие офицерские лётно-тактические курсы, в 1957 — Центральные лётно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава (КУОС) ВВС.
В 1957 году уволен в запас в звании подполковника. Жил в Москве, работал старшим инженером в Министерстве гражданской авиации.
Похоронен в городе Вязники.


Рецензии