О Снегурочке

Поговорим о Снегурочке. Наверное, все или почти все знают, что впервые она появляется в 1873 году в пьесе Островского, которая так и называется, где у нее есть папа - Дед Мороз и мама - Весна-Красна. Как же удивятся многие, насколько глубоко в древность уходит связанная с ней история и как мало она похожа на бытующие сегодня представления. Островский был далеко не первым, кто изобразил этого персонажа (как-то коряво называть женский пол в мужском роде, ну да ладно). Оказывается, о ней еще до Островского написал В.И. Даль, опубликовав в 1861 году сказку "Девочка Снегурочка", но и он не был ее "первооткрывателем" (тоже звучит как-то двусмысленно, уж простите), и Снегурочка присутствовала в устных преданиях под разными именами задолго до Даля: Снегурушка, Снежевинка, однако и эти имена не являются первичными! Небольшое отступление - кто такой Дед Мороз? Это не западный св. Николай с его трудной (как у всех святых) судьбой. Этимология дает вполне четкий ответ на этот вопрос - Дед Мороз искаженное имя Мора, то есть эпидемии, массовой гибели, если хотите, чумы! По латыни оно звучит mors, на итальянском morte, muerte по-испански, наконец, на древнем протоиндоевропейском есть слово mertis, также означающее смерть! Помните был такой мультфильм, где шепеляво говорили "Мора пришласла", жутко боясь этой самой Моры и если Снегурочка дочь Деда Мороза, то отчество у нее Моровна или Моревна и тут приходит на память сказка про Марью Моревну, чародейку, заковавшую в цепи самого Кошу Бессмертного! В одних сказках Марья Моревна красавица, умница, невеста Ивана-царевича, в других она наперсница Бабы Яги. Упоминания о ней есть даже в берестяных грамотах: в одних она князя вразумляет, припугнув его для сговорчивости, в других с купцами разбирается, в третьих ей приносят дары, в числе которых зерно, а кто мог повлиять на князя, богатого купца или кому приносили такое подношенье? Ну, конечно же, божествам, причем, злым божествам, которых боялись и пытались умилостивить. Упоминание о Морене есть в польских и болгарских преданиях, а восходят они к временам, когда предки этих народов говорили на одном языке, пантеон божеств был у них один и обряды практически не отличались, то есть в пору доисторическую, когда жизнь была суровой, а добрых божеств попросту быть не могло!
Небольшое отступление. Почему нас вынуждают праздновать начало нового года 1 января, когда нет никаких астрономических, земледельческих или каких бы то ни было других значительных событий, тем более что декабрь, по сути, не двенадцатый месяц, как принято считать, а десятый, что заложено в самом его названии? Я уже писал о том, как римляне своевольно меняли названия месяцев то в угоду Юлию Цезарю, то из подхалимства к Октавиану Августу. Та же история и с декабрем - 1 января они отмечали не начало нового года, а конец сбора налогов, когда подсчитывались сборы с оккупированных территорий, куда зимой было гораздо легче добираться, чем весной, в распутицу.
Но вернемся к Снегурочке, которая вовсе не та милая девочка, которой нам загадили мозги, совершенно извратив первоначальное значение имени. Снегурочка или Мора это смерть природы, которая умирала при ее рождении (появлении) и возрождалась, когда умирала Мора! В Польше и Болгарии до сих пор сжигают чучело Марены, символизируя наступление дня, света, т.е. времени, когда можно сажать урожай, и это всегда после весеннего равноденствия (21-23 марта), языческого праздника  Комоедицы, который длился около двух недель и заканчивался с наступлением астрономической весны. В Костроме (от слова костер) также существует обычай сжигать соломенное чучело надоевшей зимы-Морены, которую как только не называют - Марана, Морана, Мара, Маруха, Мармара, и все они означают смерть! А смерть Моры, как бы ее ни звали, означает наступление Нового года, который отмечался как раз после весеннего равноденствия.
 И немного о Бабе-Яге. Первое письменное упоминание о ней относится к 1588 году, когда Джайлс Флетчер, английский посол, путешественник и автор книги "О государстве русском" (привет Карамзину, да и Акунину наше с кисточкой) рискнул отправиться в Пермский край, надеясь найти эту самую Бабу-Ягу. Какого же было его разочарование, когда он выяснил, что это всего лишь "пустая басня"! Тут он сильно ошибался, как впрочем, и в других делах - надменный англичанин не пожелал полностью читать царский титул, да еще и обидел царя Федора Иоановича жалкими подарками скупой королевы Елизаветы, за что не был приглашен к царскому столу, а переговоры с ним поручили вести дьяку Андрею Щелкалову, имевшему личные счеты с Англо-Московской компанией, которую также представлял Флетчер. Короче, обделался чувак по полной и черт с ним.
Баба Яга была реальным персонажем, поскольку всякий миф берет начало с реального прототипа, но определить сегодня как она получила это имя довольно сложно, поскольку имеется множество версий его происхождения: 1. Слово происходит от устаревшего «ягать» – кричать, браниться (буквально: крикливая, скандальная баба). 2. От слова «ягая», которое в некоторых славянских языках означает хромая (костяная нога). 3. Это имя тюркского происхождения: баба (с ударением на последний слог) – значимый человек (в славянском произношении «бабай»); ага – почтительное окончание к имени. Для славянина бабай-ага = баба-яга, по логике должна быть женского пола. Буквально: уважаемая женщина. 4. Сторонники этой версии видят в Бабе-яге Великую Мать – могущественную богиню, праматерь всего живого (в древнеславянской культуре Баба – это мать, главная женщина) или великую мудрую жрицу. 5. Прототип Бабы-яги – ведуньи, знахарки, (от древнерусского «язя», «яза» – хворь, болезнь). 6. «Яга» происходит от древнеиндийского «йога» – магия, ведовство, колдовство (изначально славянская культура была близка к зороастризму, почему и сопротивлялись так долго насаждаемой мечом и огнем чуждой аврамической религии). В давние времена ведуны звались йогами, и по этой версии Баба-яга – это баба-йога, т.е. колдунья. 7. Версия об африканском происхождении имени основана на рассказах русских моряков о племени людоедов ягги, из Центральной Африки, которыми руководила женщина-королева. 8. Фасмер возводит имя Яга к праславянскому (j)egа – страшный, опасный, злой (буквально: злая баба).
И последнее: Судя по многочисленным сказкам Снегурочка, с которой начался этот короткий экскурс в далекое прошлое, была не просто наперсницей Бабы-Яги, а ее… дочерью! 


Рецензии